Критерии выделения (возникновения) права

Школы естественного права.

56. Философские основания исторической школы права.

57. Историческая школа права:

Юридическая концепция и культурно исторические следствия

Становление теоретической юриспруденции: философия права, теория права и юридическая догма.

Философско-методологический плюрализм и юриспруденция.

60. Многоаспектность юридических исследований и предмет правоведения.

61. Объект и предмет правоведения: методологические смыслы различения.

62. Метод юридической науки.

63. Методы иных наук в юридическом исследовании.

64. Методология правоведения: гносеологический и инструментальный аспекты.

Метод и методологический подход в правоведении.

Системный подход в правоведении.

Генетический подход к праву.

Юридические конструкции в правопознании и юридической практике.

Теоретические модели в правоведении.

Правовая мысль Древнего Рима: юридические конструкции в римском праве.

Юридические конструкции в Римском праве.

Проблема соотношения методологического, теоретического и прикладного знания в юриспруденции.

Становление советской школы права.

Методология советского правоведения.

Современное правоведение в поисках методологии

Проблемы истины в правоведении.

 

Тарасов Н.Н.

57. Рациональные основания римского права.

Рациональность отождествляется с именами Платона, Аристотеля.

Несколько аспектов познания:

1. Исходные эпистимологические идеалы: те типы познания, которые господствуют в данный период времени, ученый видит мир через ту идеологию, которую он использует (например, в совей нобелевской речи Вебер Гейзенберг анализировал теорию Эйнштейна, физика той эпохи через философию Канта, в которой пространство и время не связывались с явлением физической реальности и физики их воспринимали только как категории. А Эйнштейн этого не знал и посчитал их физическими объектами. Это и дало прорыв сделанный Эйнштейном – это пример как ученый смотрит на мир через определенную философию, и это задает определенный гносеологический идеал познания).

В эпоху римского права взгляды базировались на следующих формулировках:

- Мир конечен и завершен

- Мир организован по законам гармонии

- Мир разделяет на объекты первичные (естественные – фюзис) и вторичные (техно) понимание этого мира на основании инструментов являются философские интуиции.

Аристотель: для исследования объекта необходимо понять, что есть предмет сам по себе.

3.1 Описание объекта с пониманием его природы и сущности. В эту эпоху формируется принцип рассуждающего познания: следуя точным и определенным выводам, приходили к одному и тому же выводу.

Формируется целевое познание (которое в дальнейшем будет называться научным познанием). Т.е. сформированный постулат однозначно приведет к определенному выводу (используемые рассуждения приведут к этому выводу).

Римская юриспруденция является частью этой рациональности и стоится на ее основаниях и ограничениях. В римском праве было понятие естественного права, которое базировалось на основаниях завершенности мира, гармонии. Из этого следовало, что все объекты обладают равными правами – естественными.

Римское право не относится к познавательной деятельности. Оно было не познанием, а определенной практикой. (разрабатывали некоторые системы организации проектов в виде прав, институтов, юридических норм для решения конкретных социальных задач. Юриспруденция той эпохи не является основой познания (Гай, Павел, Юстиниан их работы являются источниками права) Например, при решении спора предписывается опираться на труды юристов. Это можно рассмотреть как познание определенного рода, но еще не научное, т.к.:

- Римская юриспруденция не знает понятий абстрактных, теоретических и она в них не нуждается (Берман: римские юристы специально отказываются от формирования этих понятий), например, римские юристы создают конструкции договора, но понятие договор не существовало. Например, если у греков идея справедливости воспринималась как понятие, а именно некоторое формальное значение (они создали определенный формальный язык, который сейчас термины и их использовали) если рассуждение верные, то и вывод правильный и справедливо решались в каждом конкретном случае.

Римляне совершили прорыв в том, что они по принципу замещения заменяли натуральные понятия языковыми (вместо перетаскивания баранов передавали символ – камень).

Т.о. римская юриспруденция, говорить о науке римского права нельзя.

Основания рисского права:

1. Аристотелевская логика, переработанная стоиками

2. точность, как стиль юридического мышления, выраженная в формальной логике

Мы обсуждаем историю как некоторую теоретическую версию!

Право складывалось во многом под влиянием интеллектуальной традиций античного мира. Рациональные основания римского права уходят своими корнями в философские традиции стоицизма, платоновской академии, аристотелизма и софистов.

Особо следует выделить значение аристотелевской логики. Аристотелевское учение о понятии легло в основу культуры юридической терминологии, правила оперирование его.

По Аристотелю понятие – это другая форма бытия, а значение – это особый вид обладания.

Влияние этих идей прослеживается в римской культуре юридически значимого текста (ценность текста договора, завещания, дигестов – законы публичного права).

эпоха Аристотеля длится с 3 по 16в. Эпоха области мышления и сознания. Аристотель: все наши понятия касаются явлений очевидных (сами из себя, то, что не нуждается в аргументации); знание представляет собой мнение большинства или лучших.

Стоики

Стоики обосновали идею в индивидуальном целеполагании присутствуют моменты всеобщего. Стоики обосновали ценность индивидуальной воли. Воля настолько ценна, на столько в ней присутствует всеобщее.

В римском праве это нашло свое отражение в том, что постепенно сформировалась защита воли частного лица в той мере в какой эта воля совпадает с правовым всеобщим или наоборот не противоречит всеобщему. «Норма публичного права не может быть изменена соглашением сторон»

У стоиков судьба человека предрешена и не может быть изменена никакими молитвами. При этом человек свободен за счет того, что он не может изменить обстоятельства. Но может изменить внутренне отношение к ним. Это философские достоинства человека.

Стоики развивают правила рассуждения. Создают особую систему предпосылок, которая называется формальной логикой. В этом виде аристотелевская диалектика приходит в Рим с риторикой и грамматикой, у стоиков появляется грамматика. В римских школах преподается грамматика и логика и риторика., на законах 12 таблиц.

Аристотелевская диалектика формирует римское сознание и организует римское мышление. Римляне приобрели логическое мышление.

Мировоззрение стоиков – истинность и правильность по любому вопросу. Такое устройство мышления не позволило ничего сделать. Для римлян право возникает в процессе правосудия. Если поразмыслить то реальное римское право, скорее всего, было прецедентным.

В Риме существовала общественная система образования. Римские дети изучали грамматику, риторику и логику. В результате этого для них достаточно просто понять, что реально действующие субъекты, могут быть заменены знаками или терминами, с которыми можно оперировать по определенным правилам и получать истину (результат).

Поскольку школа стоиков была широко распространена и очень сильна (даже императоры принадлежали к стоикам), эта идеология начинает активно насаждаться в Риме. Именно тогда, когда точные, построенные по принципу, по системе ограниченных принципов правила рассуждений переносятся на социальные отношения и в социальных отношениях возникает система правил, которая четко отличается от всего другого, правил, подчиненных общим началам и общим принципам, с этого момента возникает рациональная основа возникновения права, начинает возникать феномен права.

Софисты

Идеи софистов также оказали существенное влияние на развитие римского права. Прежде всего, это касается принципов формальной правоты. Конечно, к этому принципу имеет отношение логика Аристотеля, но под влиянием софистов на первый план вышла идея самоценности логики, убедительности приводимых аргументов, доказательств, /даже если в этой логике в ходе рассуждений были допущены преднамеренные нарушения законов логики/

Под влиянием софистов в Римском праве сформировалась культура судебной речи.

Действительно, при обращении к истории становления и развития права можно выделить периоды, в которые право преимущественно воспринималось обществом с какой-либо одной стороны.

Преторское право.

Претор – это чиновник он декларирует свою программу и т.ж. определяет некоторые принципы, на которых он будет решать правосудие.. в процессе правосудия оцениваются позиция сторон по степени их высказывания. И выигрывает та сторона, которая оснащена этим инструментом.. создание такой системы римского права обусловлена формированием у целого типа народа логического мышления.

В Риме впервые возникли юристы (как техническая функция, обобщением материала и пр..), в Греции их нет. Постепенно материалы накапливаются, и Рим без юристов не может обойтись. Юристы из технической профессии вырастают в инженерную и начинают разрабатывать проекты.. римское право – это право юридических конструкций, во многом право прецедентное.

Труды Юлиана и Гая приравнивались к законам как к источникам права. Нормы формируют юристы, претор понимает, что судья связан с законами.. проблемы начинают решать юристы. Так и возникло право в Риме.

Критерии выделения (возникновения) права.

В отличие от привычной точки зрения (право – система норм) не было в Афинах и греческих полисах никакого права (точка зрения лектора). Право появляется там и тогда, где и когда появляется юридическая мысль. Социальных регуляторов (норм) в истории всегда было много, т.к. общество становится обществом потому, что в нем начинают формироваться такие регуляторы, но эти нормы не являются правом. Права нет потому, что нет юридического мышления и нет юристов. Эти вопросы находятся в ведении политиков, в том числе философов. Они занимаются этими вопросами, устанавливают некоторый порядок, правила и нормы. В основе этих норм лежит идея справедливости, которая для греческого сознания той эпохи является доминирующей.

С точки зрения лектора греческий полис – это эпоха философии; там нет ни науки, ни права. Это эпоха философского сознания.

Типы человеческого сознания, которые возникали, располагались следующим образом (этапы):

1. Домыслительное сознание – человечество не умело целевым образом заниматься мышлением и оформлять свои мысли.

2. Мифологическая эпоха – человек пытается задавать некоторые рамки рассуждений и оформлять их в виде мифов.

3. Философское сознание – возникновение этой эпохи связано с античной Грецией. Здесь возникают зачатки многих видов мышления: математического, юридического, естественно – научного и т.д..

4. Религиозная форма сознания.

5. Научная форма сознания – мы в ней живем.

6. Это вопрос. Неизвестно что это будет за форма и как ее назовут.

Все эти формы мышления возникли в определенный и период и развиваются в какой-то мере до сих пор. Сегодня есть группы людей, у которых доминируют домыслительные формы сознания (религиозное и пр.).

В Греции доминируют философские формы сознания. Эта культура пытается познать мир во всей его сложности и многообразии, познать мир таким, каков он есть на самом деле, синкретически, не разделяя его на отдельные предметы или сферы. Мир познается вообще.

Законы Греции еще достаточно примитивны.

Рим. Культура, цивилизация, которая подарила человечеству право в его современной форме.

Первоначально нормы в Риме задаются жрецами, понтификами, которыми задается и правосудие; в последующем при развитии гражданской власти этим начинают заниматься гражданские чиновники и только тогда, когда появляются юристы, возникает право.

Право появляется постольку, поскольку возникает профессия юристов и юридическое мышление. Возникновение и развитие права зависит не от экономических, не от политических причин, право это собственность юристов. Какое право создают юристы, такое оно и существует.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: