Международно-правовое регулирование авторских прав

 

В содержание интеллектуальной собственности входит три самостоятельных блока: объекты авторского права, объекты смежных прав и промышленная собственность. С точки зрения международного частного права Российской Федерации регулирование правоотношений, осложненных иностранным элементом, в области авторского права, как и в целом в области интеллектуальной собственности, осуществляется в международной форме, т.е. посредством международно-правовых норм. Это связано с отсутствием коллизионных норм в национальном законодательстве РФ. Международно-правовое регулирование авторских прав претерпело определенную эволюцию. Начало международной системе охраны авторского права положили Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г. и Гаванская конвенция об охране литературной и художественной собственности 1928 г. Бернская конвенция 1886 г. является своего рода образцом «монументальности» действия международных норм. На сегодняшний день участниками Бернской конвенции, в число которых входят Российская Федерация, практически все бывшие союзные республики (за исключением Узбекистана и Туркмении), США, Китай, являются более 150 государств. Российская Федерация присоединилась к Бернской конвенции в редакции Парижского Акта 1971 г. В соответствии с Бернской конвенцией был создан Бернский союз для охраны прав авторов государств-участников. Наряду с совершенствованием системы охраны авторских прав, осуществляемым в рамках европейских государств, развивалась система защиты прав авторов и на американском континенте. Первым шагом стало принятие в 1889 г. на конференции в Монтевидео Конвенции о создании союза американских государств в области литературной и художественной собственности. Основным принципом Конвенции стал принцип национального режима. В последующих американских конвенциях этот принцип был закреплен как основополагающий в системе защиты авторских прав (Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1902 г.; Конвенция об охране патентов на изобретения, промышленных рисунков и образцов, товарных знаков и торговых марок, литературной и художественной собственности 1906 г.; Конвенция об охране литературной и художественной собственности 1910 г.). Гаванская конвенция 1928 г. явилась своего рода итогом развития правового регулирования отношений в сфере авторского права на американском континенте. В Гаванской конвенции была предусмотрена не только защита литературных и художественных произведений, но и кинематографических работ, произведений прикладного искусства. В середине XX столетия возник вопрос о необходимости выработки единой всемирной конвенции, посвященной защите авторских прав. Изучение вопроса о принятии единой конвенции проходило в рамках Лиги Наций. Однако все попытки и обсуждение представленных проектов новой конвенции, учитывающих и европейский, и американский подходы унификации авторского права, оказались тщетными. Значительным препятствием на пути дальнейшего совершенствования международной системы охраны авторского права было приостановление нормотворческой деятельности в связи с началом Второй мировой войны. Работы по унификации возобновились лишь в 1946 г.: была принята новая конвенция на американском континенте — Межамериканская конвенция об авторском праве на литературные и художественные произведения 1946 г. Вашингтонская конвенция, а в 1948 г. на конференции в Брюсселе была в очередной раз пересмотрена Бернская конвенция. Наконец, в 1952 г. была принята Всемирная конвенция об авторском праве, работа по согласованию текста которой осуществлялась в течение трех лет. В юридической литературе отмечается, что существенной особенностью Всемирной конвенции является то, что в ней первоначально регулировалось только одно правомочие авторов — право на перевод. Однако более заметным и памятным не только для юристов, но и для авторов является закрепление в Конвенции 1952 г. положения о соблюдении определенных формальностей для охраны произведения (указание специального символа ©, обладателя авторского права и года первого выпуска произведения в свет). В отличие от Бернской конвенции, которая имеет обратную силу, Всемирная конвенция обратной силы не имеет. Во Всемирной конвенции основополагающим был закреплен принцип национального режима: каждое государство-участник принимало на себя обязательство обеспечить охрану прав как собственных, так и иностранных авторов на литературные, научные и художественные произведения. Одной из основных проблем в применении Всемирной конвенции оказалось существование, наряду с ней, других источников авторского права. В связи с этим во Всемирную конвенцию были включены нормы, посвященные ее взаимодействию с другими конвенциями. В частности, во Всемирной конвенции содержится Декларация, прилагаемая к статье XVII, определяющая порядок действия Бернской и Всемирной конвенций. Что касается взаимодействия Всемирной и межамериканских конвенций, то согласно статье XVIII Всемирной конвенции последняя не затрагивает межамериканские. Во Всемирной конвенции содержится ряд материально-правовых норм, количество которых значительно меньше, чем аналогичных норм, включенных в Бернскую конвенцию: • положение о том, что авторское право включает исключительное право автора переводить, выпускать в свет переводы и разрешать перевод и выпуск в свет переводы произведений, охраняемых на основании Конвенции; • срок охраны произведений, на которые распространяется действие Конвенции, не может быть короче периода, охватывающего время жизни автора и 25 лет после его смерти; • понятие «выпуск в свет» означает воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произведений для чтения или ознакомления путем зрительного восприятия. Следует заметить, что в соответствии с положениями самой Конвенции споры между государствами по поводу толкования или применения Всемирной конвенции передаются на рассмотрение Международного Суда ООН. На парижских конференциях 1971 г. были пересмотрены Бернская и Всемирная конвенции. Так, во Всемирную конвенцию была включена статья об охране таких имущественных прав авторов, как право на воспроизведение своего произведения любыми способами, право на публичное исполнение и радиотрансляцию. Сам факт проведения Парижских конференций и пересмотр двух основных источников в области авторского права заслуживает внимания, поскольку свидетельствует о значимости охраны авторских прав на международном уровне. Международно-правовая охрана смешных прав Появление понятия «смежные», синонимами которого являются такие понятия, как «соседствующие», «примыкающие», стало своего рода неким правовым компромиссом. Благодаря появлению понятия «смежные права» права исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций были включены в орбиту действия авторского права, но, с другой стороны, была подчеркнута необходимость в специальном регулировании и защите обладателей смежных прав. При этом следует знать, что само понятие «смежные права» известно далеко не всем правовым системам: в странах англо-саксонской системы права это понятие вообще не используется. Со временем назрел вопрос о защите прав тех, кто «украшал» уже созданные произведения музыкальной, литературной, хореографической, драматической или иной аранжировкой. Это было связано с тем, что любое исполнение, облеченное в материальную форму, могло использоваться впоследствии и без разрешения исполнителя (или создателя фонограммы), который мог об этом даже и не знать. Появилась необходимость в правовом регулировании отношений, связанных с использованием исполнения или постановки, закреплением исключительных прав исполнителей, производителей фонограмм и пресечением производства контрафактных экземпляров произведений и фонограмм. Учитывая, что международные конвенции в области защиты авторских прав были посвящены защите только непосредственно прав авторов произведений, встал вопрос о разработке и принятии новых международных конвенций. Считается, что заслуга в принятии конвенции об охране смежных прав принадлежит представителям государств Западной Европы, где наиболее бурно происходил процесс «заимствования» изделий фонографической, радио и телевизионной промышленности между производителями — гражданами этих государств. В 1961 г. в Риме была принята Конвенция об охране интересов артистов- исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция). Российская Федерация не является участником этой конвенции. Вначале Римская конвенция не имела широкого признания, она вступила в силу лишь спустя три года — 18 мая 1964 г., однако впоследствии стала одним из основных источников в области охраны смежных прав. Основным принципом Римской конвенции, так же, как и конвенций в области авторского права, является принцип национального режима. В соответствии со ст. 2 Конвенции национальный режим означает режим, который предоставляется законодательством государства, где испрашивается охрана смежных прав следующим категориям: • отечественным артистам-исполнителям в отношении исполнений, сделанных, транслированных или впервые зафиксированных на территории этого государства; • отечественным производителям фонограмм — в отношении фонограмм, которые впервые записаны или выпущены в свет на территории этого государства; • отечественным радиовещательным организациям, имеющим штаб-квартиры на территории этого государства, — в отношении радиопередач, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на его территории. Таким образом, объем защиты смежных прав иностранных граждан определяется в соответствии с рассмотренной коллизионной нормой по национальному законодательству государства, где испрашивается защита. Римская конвенция применяется только к иностранным исполнителям, изготовителям фонограмм и радиовещательным организациям. Другими словами, условием применения положений Конвенции является присутствие в правоотношении иностранного субъекта. Римская конвенция предусматривает минимальный уровень охраны прав артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций. Специально подчеркивается, что государства-участники могут заключать между собой различного рода двусторонние соглашения, наделяя при этом обладателей «смежных прав» более широкими полномочиями, по сравнению с теми, которые им предоставлены Римской конвенцией. Согласно Римской конвенции учреждается Межправительственный комитет, одной из основных задач которого является анализ применения и действия Конвенции. Минимальный срок охраны смежных прав, установленный Римской конвенцией, составляет 20 лет, исчисляемых с конца года, в котором: • осуществлено исполнение произведения; • выпущена радиопередача; • произведена фонограмма. Следует отметить, что в Римской конвенции дается автономная квалификация понятий «артисты-исполнители», «фонограмма», «производитель фонограмм», «публикация», «воспроизведение», «передача в эфир», «ретрансляция». Необходимо обратить внимание на то, что понятия, закрепленные в Конвенции, могут не соответствовать аналогичным понятиям, содержащимся в национальном законодательстве государств. Например, под «артистами-исполнителями» в Римской конвенции понимаются актеры, певцы, музыканты, танцоры или другие лица, которые играют роль, поют, читают, декламируют, исполняют или каким-либо иным образом участвуют в исполнении литературных или художественных произведений. Как видно из приведенного перечня, артисты балета, цирка не будут пользоваться защитой согласно Конвенции, хотя бесспорно, что эти лица относятся к категории исполнителей. Положения Римской конвенции также не распространяются и на артистов эстрады. В связи с этим в национальном законодательстве государств может быть расширен круг лиц—обладателей смежных прав, в отношении которых обеспечивается правовая защита. В частности, в Законе об авторском праве Франции 1985 г. содержится норма, включающая в число артистов-исполнителей артистов варьете, артистов-кукловодов и артистов цирка. Среди основных источников, регулирующих «смежные права», следует назвать Женевскую конвенцию об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм 1971 г. и Брюссельскую конвенцию о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Российская Федерация участвует в обеих конвенциях: Женевской конвенции — с 13 марта 1995 г., Брюссельской конвенции — с 13 ноября 1988 г. В соответствии со статьей 2 Женевской конвенции-1971 г. изготовители фонограмм защищаются от производства копий, выпускаемых без их согласия, а также от импорта таких копий при условии, что производство и ввоз фонограмм осуществляются в целях широкого распространения среди населения. Что касается непосредственных методов охраны, то они устанавливаются национальным законодательством государств-участников. Срок охраны прав изготовителей фонограмм определяется по праву государства, где испрашивается защита. Вместе с тем в Конвенции установлен минимальный срок охраны — 20 лет, исчисляемый с конца года, в котором была сделана первая запись фонограммы. В Конвенции закреплено положение о возможности выдавать принудительные лицензии на воспроизведение фонограмм для использования их в научных и образовательных целях. Помимо Женевской конвенции 1971 г., другим источником в области защиты смежных прав является Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г. Она направлена на защиту прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и всех причастных к теле- и радиопрограммам от «пиратского» использования радио и телепередач, распространяемых с помощью специальной спутниковой связи на радиоприемники и телевизоры без какого бы то ни было санкционирования со стороны государства и авторов этих передач. В преамбуле Конвенции указывается, что ее целью является создание такой международной правовой системы, которая бы, с одной стороны, способствовала использованию связи с помощью спутников, а с другой — охраняла интересы авторов, артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и организаций вещания. Основным положением Конвенции является запрещение распространять несущие программы сигналы, передаваемые через космические спутники, в случае, если не было получено соответствующего разрешения. Согласно Конвенции государство-участник принимает на себя обязательство обеспечивать предотвращение распространений на своей территории программ в случае, если сигналы, передающие эти программы, являются несанкционироваными. Наконец, еще одним международным договором, посвященным охране смежных прав, на котором необходимо остановиться, является Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав 1993 г., заключенное в рамках СНГ. Соглашение 1993 г. вступило в силу 6 мая 1995 г., его участниками являются 12 государств, включая Российскую Федерацию. Соглашение, состоящее всего из 7 статей, направлено на выполнение государствами — участниками СНГ обязательств в области авторского права и смежных прав, вытекающих из участия СССР во Всемирной конвенции об авторском праве 1952 г. Вместе с тем в области охраны смежных прав авторов — граждан государств СНГ оно играет весомую роль, в связи с чем представляет интерес и в рамках настоящего параграфа. В соответствии с Соглашением государства-участники принимают на себя обязательства по борьбе с незаконным использованием объектов авторского права и смежных прав, а также по созданию национальных авторско-правовых организаций. Согласно статье 6 государства-участники обязуются заключить специальные соглашения по вопросам избежания двойного налогообложения авторского вознаграждения и определения порядка взаимных расчетов.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: