Проблематика религиозной полемики XVII в
|
| Православные авторы
| Католические авторы
| Униатские авторы
|
1.
| Представители
| М. Смотрицкий (до1626 г.)
Л. Карпович
З. Копыстенский
Х. Филалет
А. Филиппович и др.
| П. Скарга
Т. Тишкевич-Скуминович
| И. Потей
И. Рутский
И. Кунцевич
и др.
|
2.
| Проблема «истинной церкви»
| «Истинной» христианской церковью видели православную
| «Истинная» христианская церковь - католическая
| «Истинная» христианская церковь - униатская
|
3.
| Проблема религиозной талерантности
| Признавалось право на существование в государстве разных конфессий их правовое равенство и право человека на религиозную свободу.
| Настаивали на моноцерковном государстве
|
4.
| Проблема отношений светской и духовной власти
| Государственная власть обязана обеспечивать правовое регулирование отношений между конфессиями. Церковь обязана помогать светской власти в управлении государством
| Абсолютный приоритет духовной власти перед светской. Главная фигура в политическом управлении – глава католической церкви.
| Управление государством осуществляет светская власть при участии церковной
|
5.
| Проблема отношений общества и государства
| Идея общества, суверенного относительно государства
| Не рассматривали эту проблему.
| Идея суверенитета гражданского общества относительно государства
|
Основные положения концепции.
| Условия объединения.
| Границы унии.
| Обоснование необходимости унии.
| Основные положения
|
Возможность оставить православные церковные обряды и традиции греческого богослужения.
| Переход Римской церкви под покровительство папы Римского.
| Уния региональная (местного характера) с участием (в будущем) Московской патриархии.
| 1. Преодоление обособлен-ности между православными и католиками.
2. Укрепление государствен-ной монолитности и полити-ческой мощи.
3. Создание необходимых условий для развития культуры, науки, просвещения народа.
| Петр Скарга
(1536- 1612)
| Католическая церковь
|
1. Сохранение православной церковью своих ритуалов.
2. Запрет католикам склонять православных в свою веру, добиваться православных церквей и земельных владений.
3. Равенство прав православных и католических священников. Введение православных священников в Сенат, допущение их избрания в Сойм.
4. Исправление некоторых незначительных «ошибочных положений» в обрядах Восточной церкви.
5. Уния обязана быть провозглашена Вселенским Собором с разрешения восточных патриярхов.
| Автономность православной церкви в унии.
| Уния всехристианская – основная идея.
Уния региональная (объединение всех православных патриархатов и митрополий, а также христианских конфессий: католической, православной, пратестантской).
| 1. Обновление восточной церкви.
2. Возращение.православной церкви прежнего авторитета.
3. Повышение культуры и образования православного духовенства.
| Константин Острожский
(1527-1608)
| ß Сравнит-ая хара-ка проектов унии между-> Православная церковь
| |
1. Сохранение восточных церковных обрядов.
2. Запрет религиозного принужения в отношении православных верующих.
3. Гарантии участия православных священников в работе Сената и Посольской избы.
4. Назначение на духовные должности в униатских церквях только лиц, которые относились к православному вероисповеданию.
5. Сохранение прежних прав православных братств, деятельности школ, семинарий, типографий.
| Переход Восточной церкви ВКЛ под покровительство папы Римского.
| Уния региональная(ВКЛ).
| 1. Преодоление кризисного положения православной церкви.
2. Осуществление идеи независимости православной церкви и от Константинопольского, и от Московского патриархов.
| Ипатий Потей
(1541-1613)
| |
Симеон Полоцкий (Самуил Петровский Ситниенович (1629-1680)
| Казимир Лещинский
(1634-1689)
| Аарон Адам Александр Олизаровский (1618-1659)
| Представители политико-правовой мысли XVII в. В Беларуси
| Белорусские мыслители XVII века – предвестники эпохи Просвещения на территории Беларуси и Литвы.
|
«Рифмологион»
«Комедия про блудного сына»
«Вечеря душевная»
«Обед душевный»
«Ветроград многоцветный» и др.
| а) Трактат «О несуществовании бога»
б) Обвинительная речь инстигатора ВКЛ С. Куровича на Варшавском сойме
15 февраля 1689 г.
в) Манифест «об атеизме К. Лещинского»
| "О политической общности людей "
| Основные источники изучения взглядов мыслителей
|
Сторонник идеологии религиозно-культурного компромисса: взаимопроникновение культур Западно и Восточноевропейских цивилизаций, синтез их духовных ценностей при сохранении типологических особенностей греко-славянской и римско-католической разновидностей христианской цивилизации. Проповедовал терпимость к чужим взглядам и позициям. Развитие государства, общественное благосостояние связывал с уровнем образования в стране.
Был сторонником просвещенной монархии.
| 1)Сторонник материалистического толкования природы.
2)Отрицал Бога-творца и на его место ставил человека: «Человек – создатель Бога, Бог – создание человека».
3)Сторонник концепций социальной утопии желал «иметь мир без власти, города без начальников, народы без правителей, храмы без служителей, капитолии без судей»
| Естественное право не подчиняется божественному праву, а имеет самостоятельные функции.
В естественно – правовом учении важнейшее значение отводил природе и разуму. Правовая свобода – способность людей распоряжаться своей жизнью согласно собственному пониманию и одновременно в соответствии с предписаниями закона. Равенство, как и свобода, исходит от свободного от рождения состояния каждого человека и предполагает равное право на достойное положение человека в обществе и защиту законом. Элементы теории общественного договора – «государство как союз и объединение людей, вступивших в соглашение во имя хорошей и счастливой жизни».
Выступает против сословной замкнутости и против утверждения о неизменном характере сословной принадлежности
| Основные идеи высказанные предвестниками Просвещения на территории Беларуси.
|