Проблематика религиозной полемики XVII в

 

    Православные авторы Католические авторы Униатские авторы
1. Представители М. Смотрицкий (до1626 г.) Л. Карпович З. Копыстенский Х. Филалет А. Филиппович и др. П. Скарга Т. Тишкевич-Скуминович И. Потей И. Рутский И. Кунцевич и др.
2. Проблема «истинной церкви» «Истинной» христианской церковью видели православную «Истинная» христианская церковь - католическая «Истинная» христианская церковь - униатская
3. Проблема религиозной талерантности Признавалось право на существование в государстве разных конфессий их правовое равенство и право человека на религиозную свободу. Настаивали на моноцерковном государстве
4. Проблема отношений светской и духовной власти Государственная власть обязана обеспечивать правовое регулирование отношений между конфессиями. Церковь обязана помогать светской власти в управлении государством Абсолютный приоритет духовной власти перед светской. Главная фигура в политическом управлении – глава католической церкви. Управление государством осуществляет светская власть при участии церковной
5. Проблема отношений общества и государства Идея общества, суверенного относительно государства Не рассматривали эту проблему. Идея суверенитета гражданского общества относительно государства

 

 

Основные положения концепции. Условия объединения. Границы унии. Обоснование необходимости унии. Основные положения
Возможность оставить православные церковные обряды и традиции греческого богослужения. Переход Римской церкви под покровительство папы Римского. Уния региональная (местного характера) с участием (в будущем) Московской патриархии. 1. Преодоление обособлен-ности между православными и католиками. 2. Укрепление государствен-ной монолитности и полити-ческой мощи. 3. Создание необходимых условий для развития культуры, науки, просвещения народа. Петр Скарга (1536- 1612) Католическая церковь
1. Сохранение православной церковью своих ритуалов. 2. Запрет католикам склонять православных в свою веру, добиваться православных церквей и земельных владений. 3. Равенство прав православных и католических священников. Введение православных священников в Сенат, допущение их избрания в Сойм. 4. Исправление некоторых незначительных «ошибочных положений» в обрядах Восточной церкви. 5. Уния обязана быть провозглашена Вселенским Собором с разрешения восточных патриярхов. Автономность православной церкви в унии. Уния всехристианская – основная идея. Уния региональная (объединение всех православных патриархатов и митрополий, а также христианских конфессий: католической, православной, пратестантской). 1. Обновление восточной церкви. 2. Возращение.православной церкви прежнего авторитета. 3. Повышение культуры и образования православного духовенства. Константин Острожский (1527-1608) ß Сравнит-ая хара-ка проектов унии между-> Православная церковь  
1. Сохранение восточных церковных обрядов. 2. Запрет религиозного принужения в отношении православных верующих. 3. Гарантии участия православных священников в работе Сената и Посольской избы. 4. Назначение на духовные должности в униатских церквях только лиц, которые относились к православному вероисповеданию. 5. Сохранение прежних прав православных братств, деятельности школ, семинарий, типографий. Переход Восточной церкви ВКЛ под покровительство папы Римского. Уния региональная(ВКЛ). 1. Преодоление кризисного положения православной церкви. 2. Осуществление идеи независимости православной церкви и от Константинопольского, и от Московского патриархов. Ипатий Потей (1541-1613)  
Симеон Полоцкий (Самуил Петровский Ситниенович (1629-1680) Казимир Лещинский (1634-1689) Аарон Адам Александр Олизаровский (1618-1659) Представители политико-правовой мысли XVII в. В Беларуси Белорусские мыслители XVII века – предвестники эпохи Просвещения на территории Беларуси и Литвы.
«Рифмологион» «Комедия про блудного сына» «Вечеря душевная» «Обед душевный» «Ветроград многоцветный» и др. а) Трактат «О несуществовании бога» б) Обвинительная речь инстигатора ВКЛ С. Куровича на Варшавском сойме 15 февраля 1689 г. в) Манифест «об атеизме К. Лещинского»   "О политической общности людей " Основные источники изучения взглядов мыслителей
Сторонник идеологии религиозно-культурного компромисса: взаимопроникновение культур Западно и Восточноевропейских цивилизаций, синтез их духовных ценностей при сохранении типологических особенностей греко-славянской и римско-католической разновидностей христианской цивилизации. Проповедовал терпимость к чужим взглядам и позициям. Развитие государства, общественное благосостояние связывал с уровнем образования в стране. Был сторонником просвещенной монархии. 1)Сторонник материалистического толкования природы. 2)Отрицал Бога-творца и на его место ставил человека: «Человек – создатель Бога, Бог – создание человека». 3)Сторонник концепций социальной утопии желал «иметь мир без власти, города без начальников, народы без правителей, храмы без служителей, капитолии без судей» Естественное право не подчиняется божественному праву, а имеет самостоятельные функции. В естественно – правовом учении важнейшее значение отводил природе и разуму. Правовая свобода – способность людей распоряжаться своей жизнью согласно собственному пониманию и одновременно в соответствии с предписаниями закона. Равенство, как и свобода, исходит от свободного от рождения состояния каждого человека и предполагает равное право на достойное положение человека в обществе и защиту законом. Элементы теории общественного договора – «государство как союз и объединение людей, вступивших в соглашение во имя хорошей и счастливой жизни». Выступает против сословной замкнутости и против утверждения о неизменном характере сословной принадлежности Основные идеи высказанные предвестниками Просвещения на территории Беларуси.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: