Г) оценку компетентности испытательной лаборатории

Практические занятия.

1. Кодирование информации о товаре. Маркировка продукции знаком соответствия.

2. Сходства и различия международных стандартов ИСО и МЭК. Применение этих стандартов в России.

3. Международная и региональная стандартизация.

 

 

Самостоятельная работа студента.

1. Применение нормативных документов и характер их требований.

2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандартов.

3. Международная организация по стандартизации (ИСО).

4. Международная электротехническая комиссия (МЭК).

 

 

Литература.

Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии. М.: ЮНИТИ, 2002.

Введение

 

Переход России к рыночной экономики определил новые условия для деятельности отечественных фирм, предприятий, организаций на внутрен­нем и на внешнем рынках.

Право предприятий на самостоятельность не означает вседозволен­ность в решениях, а заставляет изучать знать и применять в своей практике при­ня­тые во всём мире “правила игры”. Международное сотрудничество по любым направлениям и на любом уровне требует гармонизации этих правил с международными и национальными нормами.

Стандартизация, сертификация и метрология в том виде, как это было в плановой экономики, не только не вписывались в новые условия работы, но и тормозили или делали просто невозможной интеграцию России в ци­вилизованное экономическое пространство. Особенно ярким примером тому служат условия вступления нашего государства в ГАТТ/ВТО.

Законы РФ ‘О защите прав потребителей’, ‘О стандартизации’, ‘О сер­тификации продукции и услуг’, ‘Об обеспечении единства измере­ний’ создали необходимую правовую базу для внесения существенных нов­шеств в организацию этих важнейших для экономики областей деятельно­сти.

Механическое перенесение зарубежного опыта в отечественные усло­вия невозможно, но специалистам необходимо знать его и иметь доста­точно ши­рокий кругозор, чтобы творчески подходить к выработке и применению но­вых прогрессивных решений, позволяющих производить продукцию, услуги, реализовать их в стране или за рубежом на должном уровне. Это касается работников не только производственной сферы. Знания в области стандарти­зации и сертификации в одинаковой степени важны для специалистов по реализации продукции, менеджеров, марке­то­логов, которые по – новому, осознанно и цивилизованно могут использо­вать возможности и преимуще­ства стандартизации и сертифи­кации в качестве весомых составляющих конкурентоспособности товара.

Роль единства измерений в области различных форм собственности не менее важна, и вместе с принятием закона ‘Об обеспечении единства из­ме­рений’ в России начался новый этап развития метрологии, который ха­рактеризуется переходом от административного принципа управления метрологической деятельностью к законодательному. Вместе с тем этот за­кон позволяет сохранить принцип государственного характера метро­ло­гического дела при значительной степени гармонизации российской системы измерений с международной практикой. Это выражается, пре­жде всего в том, что теперь в России действуют не только государствен­ные метрологи­ческие организации, но и службы юридических лиц и коммерческие метро­логические службы.

Знание основ стандартизации сертификации и метрологии необхо­димо современным специалистам.

Стандартизация, сертификация и метрология неразрывно связаны ме­жду собой, поэтому изучение их в одном курсе даёт более полное пред­ставление о важности каждого из этих направлений деятельности и их со­вокупности для становления рыночной экономики в стране, развития внешнеэкономиче­ской деятельности предприятий на современ­ной цивили­зованной основе, обеспечения условий, необходимых для присоединения страны к междуна­родным системам сертификации и вступления в ВТО, что положительно скажется непосредственно на экс­портной деятельности предприятий и фирм.

 

 

1. Сущность и содержание стандартизации

 

В 1993 году принята новая редакция комплекса основополагающих стандартов “Государственная система стандартизации Российской Феде­ра­ции (ГСС)”. Изменения и дополнения к ней в значительной степени при­ближают организацию стандартизации в России к международным пра­вилам и учитывают реалии рыночной экономики. В частности введена но­вая категория нормативного документа – технический регла­мент, сформу­лировано правило по информации о нормативных докумен­тах. Эти ново­введения очень важны в плане присоединения России к Кодексу ГАТТ/ВТО по стандартизации. Полностью обновлены положе­ния ГСС, ка­сающиеся государственного контроля и надзора за соблюде­нием обяза­тельных требований стандартов и правил сертификации. Соответствующие изменения внесены в терминологию, гармонизирую­щие её с рекоменда­циями ИСО/МЭК. Например, ранее употреблялся термин ‘утверждение’ стандарта, теперь официально установлен термин ‘принятие’ стандарта. По новому сформулированы формы применения в России международных и региональных стандартов. Приближение правил отечественной стандарти­зации к международным отражено и в трактовке требований государст­венного стандарта (разделение их на обязательные и рекомендательные для выполнения). Согласно ‘Новым правилам продажи отдельных видов про­довольственных и не продоволь­ственных товаров' разрабатываются пра­вила (обычно отраслевого харак­тера), которые запрещают реализацию то­варов без инструкции, техниче­ских паспортов, гарантийных талонов и т. п. (Электронная радиотехника, долгосрочная бытовая техника).

Деятельность по стандартизации очень динамична, она всегда соот­вет­ст­вует изменениям, происходящим в различных сферах жизни обще­ства, прежде всего в экономической, должна стремиться успевать и даже пред­восхищать их, чтобы стандарты способствовали развитию, а не отста­ванию отечественного производства. Кроме того действующая система стандарти­зации смещает приоритеты к оценке качества объектов стандартизации и методам их испытаний, что также соответствует миро­вым опытам и необ­ходимо для обеспечения взаимопонимания между партнёрами в любой сфере деятельности. Новая система стандартизации представляет возмож­ность для широкого участия в процессе создания стандарта всех заинтере­сованных сторон. Фонд стандартов приобрёл и межгосударственное значе­ние для СНГ. Это содействует развитию стандартизации в странах содру­жества и укреплению связей между ними.

Стандартизация- это деятельность, направленная на разработку и ус­тановление требований, норм, правил, характеристик как обязатель­ных для выполнения, так и рекомендуемых, обеспечивающая право потребителя на приобретение товаров надлежащего качества за приемле­мую цену, а также право на безопасность и комфортность труда.

Цели стандартизации- достижение оптимальной степени упорядоче­ния в той или иной области посредством широкого и много­кратного ис­пользования установленных положений, требований, норм для решения ре­ально существующих, планируемых или потенциальных задач. Цели можно разделить на общие и более узкие. Общие цели выте­кают из содержания понятия и связаны с теми требованиями стандартов, которые являются обя­зательными. К общим целям относятся разработка норм, требований, пра­вил, обеспечивающих безопасность продукции, ра­бот, услуги для жизни и здоровья людей, окружающей среды и имуще­ства, совместимость и взаи­мозаменяемость изделий, качества продукции, работ и услуг в соответст­вии с уровнем развития НТП, единства измере­ний, экономия всех видов ре­сурсов, безопасность хозяйственных объек­тов, связанная с возможностью возникновения различных катастроф и ЧС, обороноспособность и мобили­зационная готовность страны. Это оп­ределено Федеральным законом о техническом регулировании, принятом в декабре 2002 года. Кон­кретные цели стандартизации от­носятся к определённой сфере деятель­ности, отрасли производства товаров и услуг.

Объектом (предметом) стандартизации- называют продукцию, процесс или услугу для которых разрабатывается определённые требова­ния, характеристики, параметры, правила и т.п. (в целом или отдельных частей).

Областью стандартизации- называют совокупность взаимосвязан­ных объектов стандартизации(например, машиностроение).

Стандартизация осуществляется на разных уровнях.

Уровень стандартизации- различается в зависимости от того, участ­ники какого географического, экономического, политического региона мира принимают стандарт.

Если участие в стандартизации открыто для соответствующихорганов любой страны, то это международная стандартизация

Региональная стандартизация – деятельность открыта только для соответствующих органов государств одного географического по­литического или экономического региона мира. Международная и ре­гиональная стандартизация осуществляется специалистами стран, пред­ставленных в соответствующих региональных и международных орга­ни­за­циях.

Национальная стандартизация- стандартизация в одном конкрет­ном государстве. Национальная стандартизация также может осуществ­ляться на разных уровнях(государственном, отраслевом, уровне мини­стерства, фирм, заводов).

Административно-территориальная стандартизация - прово­дится в ад­министративно-территориальной единице (провинция, край, область). Разновидности документов, рекомендованные руководством 2ИСО/МЭК.

Стандарт- это нормативный документ, разработанный на основе кон­сенсуса, признанным органом, направленный на достижение оптимальной степени упорядочения в определённой области. В стандарте устанавливаются для всеобщего и многократного использо­вания общие принципы, правила и характеристики, касающиеся различ­ных видов деятельности или их результатов. Он должен быть основан на обобщённых результатах научных исследований, технических достиже­ний и практиче­ского опыта, тогда его использование принесёт оптималь­ную выгоду для общества.

Предварительный стандарт - временный документ, который при­ни­ма­ется органом по стандартизации и доводится до широкого круга потенци­альных потребителей и тех, кто его может применять. На основе отзыва этого документа принимается стандарт. Стандарты бывают меж­дународ­ными, региональными, национальными, административно - терри­ториаль­ными и принимаются соответствующими организациями. По суще­ствую­щим нормам стандартизации стандарты периодически пе­ресматри­ваются для внесения необходимых изменений, т.е., согласно формули­ровки ИСО/МЭК, стандарты должны представлять собой “при­знанные техниче­ские правила”, т. е. разработан в сотрудничестве с заинтересован­ными сто­ронами путем консультаций и на основе консен­суса. Такие кате­гории стан­дартов называют общедоступными. Фирмен­ные или отраслевые стандарты не являются общедоступными, но могут использоваться в не­скольких стра­нах, согласно существующим там правовым нормам. В практике ‘термин” стандарт может употребляться и по отношению к эта­лону, образцу, процессу. Это не принципиальная ошибка, но лучше этот термин относит к нормативному документу.

Документ технических условий (technicely specification) устанавли­вает технические требования к продукции, услуге, процессу. В документе тех­нических условий должны быть указаны методы или процедуры, которые следует использовать для проверки соблюдения требований данного нор­мативного документа в ситуациях, когда это необходимо.

Свод правил может быть самостоятельным стандартом, либо само­стоя­тельным документом или частью стандарта. Свод правил обычно разраба­тывается для процессов проектирования, тех. Обслуживания или эксплуа­тации. Технические правила, содержащиеся в документе, носят ре­коменда­тельный характер, как и, стандарт, и документ технических ус­ло­вий.

Обязательный характер носит регламент.

Регламент – документ, в котором содержатся обязательные право­вые нормы. Принимает регламент орган власти, а не орган по стандарти­зации. Разновидность регламентов – технический регламент. Содержит техниче­ские требования к объекту стандартизации.

Руководство 2ИСО/МЭК, обобщая международный опыт стандартиза­ции, представляет следующие возможные виды стандартов.

Основополагающий стандарт – содержит общие или руководящие по­ложения для определённой области.

Терминологический стандарт –объектом стандартизации являются термины.

Стандарт на методы испытаний – устанавливает методики, пра­вила, процедуры различных испытаний.

Стандарт на продукцию – содержит требования к продукции, кото­рый обеспечивает соответствие продукции её назначение.

Стандарт на процесс, услугу - объектом стандартизации выступают процесс, услуга.

Стандарт на совместимость - устанавливает требования, касаю­щиеся совместимости продукта в целом.

Российская система стандартизация, конечно опирается на междуна­род­ный опыт, приближена к международным правилам, нормам и прак­тики стандартизации, но имеет и отечественный богатый опыт и свои особенно­сти. В России действуют следующие нормативные документы, установлен­ные Федеральным законом о техническом регулировании.

- Государственные стандарты Российской Федерации (ГОСТ Р);

- Применяемые в соответствии с правовыми нормами междуна­род­ные, региональные стандарты, правила, нормы и рекомен­да­ции по стандартизации;

- Общероссийские классификаторы технико–экономической ин­фор­мации;

- Стандарты отраслей;

- Стандарты предприятий;

- Стандарты научно – технических, инженерных обществ и дру­гих общественных объединений.

До настоящего времени действуют и стандарты СССР, если они не про­тиворечат законодательству РФ.

Кроме стандартов, нормативными документами являются:

- ПР – правила по стандартизации;

- Р- рекомендации по стандартизации;

- ТУ – технические условия.

В государственных стандартах содержаться как обязательные требо­ва­ния для выполнения, так и рекомендательные.

К обязательным требованиям относятся: безопасность продукта, ус­луги, процесса для здоровья человека, окружающей среды, имущества, а также производственная безопасность и санитарные нормы; техниче­ская и информационная совместимость и взаимозаменяемость изделий; единство методов контроля и единство маркировки. Обязательные тре­бования должны соблюдать государственные органы управления. К требованиям безопасности в стандартах относят: электробезопасность, пожаробезопас­ность, взрывобезопасность, радиационная безопасность, ПДК химиче­ских и загрязняющих веществ и т.п. Соответствие обяза­тельным требова­ниям подтверждается испытаниями по правилам и процедурам обязатель­ной сертификации.

Руководство 2ИСО/МЭК рекомендует два основных способа приме­не­ния нормативного документа:

- Непосредственное использование в соответствующей об­ласти;

- введение его в другой нормативный документ.

 

 

Самостоятельная работа студента.

1. Применение нормативных документов и характер их требований.

2. Ответственность за нарушение обязательных требований стандар­тов.

 

/ 1,37-43/

 

Самоконтроль студента.

1. Цели стандартизации:

-установление обязательных норм и требований;

-установление рекомендательных норм и требований;

-устранений технических барьеров в торговле

2. Обязательный для выполнения нормативный документ – это:

o национальный стандарт;

o технический регламент;

o стандарт предприятия

3. Международные стандарты могут применяться в России:

-После введения требований международного стандарта ГОСТ Р;

-До принятия в качестве ГОСТ Р.

 

 

2. Организация работ по стандартизации в России

 

Правовые основы стандартизации в России установлены Законом РФ “О стандартизации”. Положения закона обязательны к выполнению всеми государственными органами управления, субъектами хозяйствен­ной дея­тельности независимо от формы собственности, а также общест­венными объединениями. Закон определяет меры государственной защиты интересов потребителей и государства через требования, правила, нормы, вносимые в государственные стандарты при их разра­ботке, и государст­венный контроль выполнения обязательных требова­ний стандартов при их применении.

Кроме данного закона, отношения в области стандартизации в Рос­сии регулируются независимыми в соответствии с ним актами законода­тельства РФ, например, Федеральным законом “ Об обеспечении единства измерения”; Постановлениями правительства РФ, Приказами Госстан­дарта РФ.

Федеральный закон о техническом регулировании регламентирует:

- организацию работ по стандартизации,

- содержание и применение нормативных документов,

- информационное обеспечение работ по стандартизации,

- организацию и правила проведения государственного кон­троля и надзора,

- финансирование работ по государственной стандартиза­ции, го­сударственному контролю и надзору,

- стимулирование применения государственных стандартов,

- ответственность за нарушение положений Федерального закона о техническом регулировании.

На основании правовых норм закона определены принципы и задачи стандартизации в России. Трудности, характеризуемые для переходного пе­риода в России, ставят перед стандартизацией конкретные узкие задачи, к которым можно отнести насыщение рынка безопасными потребитель­скими товарами и установление цивилизованных барьеров поступлению на россий­ский рынок некачественных импортируемых то­варов. В этом на­правлении необходимо тесное взаимодействие стандар­тизации и сертифи­кации. В условиях Рыночных отношений стандарти­зация выполняет три функции:

- экономическую,

- социальную,

- коммуникативную.

 

Экономическая функция позволяет заинтересованным сторонам по­лу­чить достоверную информацию о продукции, причём в чёткой и удоб­ной форме.

Социальная функция заключается в том, что необходимо стремиться включать в стандарты и достигать в производстве такие показатели качества объектов стандартизации, которые содействуют здравоохране­нию, сани­тарно-гигиеническим нормам, безопасности в использовании и возможности экологической утилизации продукта.

Коммуникативная функция связана с достижением взаимопонима­ния в обществе через обмен информацией. Для этого нужны стандарти­зирован­ные термины, трактовки понятий, символы, единые правила де­лопроиз­водства и т.д.

Работы по государственной стандартизации финансируются в соот­ветст­вии с положениями Федерального закона о техническом регулировании. В нём выделены те направ­ления деятельности, которые финансирует государство, и приве­дены источники финансирования. Особая экономическая поддержка ока­зывается тем предприятиям, которые выпускают новые перспективные виды продук­ции в соответствии с предварительными требованиями стандартов.

Согласно руководству 2ИСО/МЭК деятельность по стандартизации осуществляют соответствующие органы и организации. Под органом, за­ни­мающимся стандартизацией подразумевается орган, деятельность которого в области стандартизации общепризнанна на национальном, ре­гиональном или международном уровне. Функция такого органа – раз­ра­ботка и утвер­ждение нормативных документов, доступных широкому кругу потребите­лей. Национальным органом по стандартизации в РФ яв­ляется Государст­венный комитет РФ по стандартизации и метрологии (Госстандарт России). Руководство и координацию работ по стандарти­за­ции в области строитель­ства осуществляет Госстрой России. Работы по стандартизации планиру­ются. Постоянными рабочими органами по стандартизации являются технические комитеты. ТК могут заниматься стандартизацией, как в ини­циативном порядке, так и по договорам на вы­полнение такого задания в со­ответствии с программами ТК и планами го­сударственной стандартизации. Федеральный закон о техническом регулировании допускает уча­стие в работе ТК представителей организации зарубежных стран. Ра­бота по стандартизации начинается со сбора заявок на разработку стандартов. В заявке обязательно должна быть обоснована необходи­мость разработки нормативного документа. На основа­нии заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государ­ствен­ной стандартизации России. Дальнейшая работа содержит следующие этапы: составление технического задания, разработка проекта стандарта, представление окончательного ва­рианта проекта в Госстандарт РФ для принятия, обновление стандарта, пе­ресмотр и отмена стандарта.

В связи с тем, что не все требования стандарта обязательны, возникла проблема стимулирования предприятий производить продукцию в соот­вет­ствии с нормативными документами. Если продукция подлежит обязатель­ной сертификации, то сертификат соответствия и знак соответст­вия служат для покупателей гарантией её безопасности. А как быть с качеством? Для информации покупателя о качестве товара используют знаки соответствия стандарту. Госстандарт РФ принял нормативный документ ГОСТ Р 1.9 – 95 “Порядок маркирования продукции и услуг зна­ком соответствия государст­венным стандартам”. Маркировка знаком не заменяет сертификацию, если продукция обязательно подлежит ей. Чтобы иметь право маркировать продукцию необходимо получить лицензию в территориальном органе Госстандарта России. Для этого необходимо вы­полнить ряд условий:

- предоставить территориальному органу достоверные доказа­тельства соответствия конкретной продукции требо­ваниям го­сударственного стандарта, по которому она про­изводится. Территориальный орган Госстандарта проводит оценку пол­ноты и объективности представленных доказа­тельств;

- необходимо приложить к заявлению о выдаче лицензии дек­ла­рацию изготовителя о соответствии продукции всем требо­ваниям стандарта, а для продукции, подлежащей обя­затель­ной сертификации – копию сертификата соответствия; копию сертификата на систему качества либо заключение о результа­тах анализа производства;

- копии протоколов испытаний.

Это говорит о большом объёме работы, который необходимо проде­лать предприятию для получения право использовать знак соответствия стан­дарту.

 

Самоконтроль студента.

 

4.Организация и принцип стандартизации в РФ определены:

а) законом “О защите прав потребителей”,

б) Федеральным законом о техническом регулировании;

в) Постановлениями правительства РФ,

г) приказами Госстандарта РФ

5. К функциям ТК по стандартизации относятся:

а) определение концепции стандартизации в отрасли,

б) участие в международной стандартизации,

в) привлечение предприятий к обязательному участию в стан­дартизации

6. Госнадзор контролирует на предприятии:

а) соблюдение требований государственных стандартов,

б) соблюдение обязательных требований государственных стандартов,

в) сертифицированную продукцию

 

3. Совершенствование ГСС и перспективы вступления России в ВТО

 

Принятая в 1998 году Концепция национальной системы стандартиза­ции в России обобщает достижения многолетнего опыта отечественной стан­дартизации и определяет задачи по актуализации целей и методов стандар­тизации, выбору приоритетных направлений стандартизации и междуна­родного сотрудничества в этой области, гармонизации основной термино­логии с основополагающими документами ИСО, МЭК, ВТО и др.

В концепции подчёркивается необходимость практической реализации принятой в международной практике экономической, социальной и комму­никативной функций стандартизации, что является одним из условий присоединения России к ВТО.

Концепция определяет основные исходные предпосылки развития и дальнейшего совершенствования стандартизации в России. Основные положения Концепции распространяются на все виды деятельности по стандартизации. Предстоящее вступление России в ВТО вызвало необхо­димость приблизить практику работ по стандартизации к требованиям этой организации.

Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ) действует с 1947 г. По сути это межправительственный договор 123 государств, который оп­ределяет их права и обязанности во внешнеторговых отноше­ниях. Около 20 государств, в т.ч. и Россия, рассматриваются как потен­циальные члены Соглашения и фактически находятся в стадии присоеди­нения.

В декабре 1993г. было принято решение о преобразовании ГТТ во Все­мирную торговую организацию (ВТО). При этом многостороннее со­глашение стало составной часть новой организации. В её компетенцию вошли новые вопросы: защита прав интеллектуальной собственности, инвестиционная деятельность, торговля услугами (банковские, страховые и др.). 1 января 1995г. ВТО начала функционировать официально. Член­ство в ВТО обязывает государство в полном объёме выполнять все достигнутые договорённости, но для вступления в ВТО требуется полная гармонизация методов регулирования внешнеэкономической деятельно­сти с правилами ВТО.

В области стандартизации – это приведение нормативных докумен­тов, действующих в ГСС, в соответствии с требованиями Соглашения по техни­ческим барьерам в торговле. В области стандартизации главное требование сводится к тому, чтобы нормативный документ не превра­тился в техниче­ский барьер в торговле. Это можно достигнуть использо­ванием междуна­родных стандартов. Поэтому, планируя разработку национального техни­ческого регламента или стандарта, необходимо убедится в наличии между­народного стандарта или его проекта и взять его за основу или частично. Если такого международного стандарта нет или требования национального нормативного документа отличаются от международного стандарта и могут повлиять на торговые отношения, не­обходимо выполнить ряд правил:

- Как можно раньше опубликовать уведомление для заинтере­со­ванных сторон о предполагаемом принятии нормативного до­кумента;

- Через секретариат ВТО сообщить другим сторонам сведе­ния, касающиеся объекта стандартизации, цель и обоснова­ние не­обходимости принятия технического регламента;

- Предоставлять по требованию других сторон подробную ин­формацию о технических регламентах.

В области оценки соответствия стороны обязаны гарантировать, что национальная система оценки соответствия не создают препятствий в международной торговле. Для этого необходимо, чтобы национальные системы оценки соответствия должны быть гармонизированы с между­народными рекомендациями или правилами.

В области информации каждая сторона обязана создать информаци­онно – справочную службу, в задачу которой входит представление ин­формации заинтересованным лицам о разрабатываемых или принятых технических регламентах или других нормативных документах. Согла­шения по техническим барьерам в торговле предусматривает, что страны участницы должны гарантировать для импортируемой продукции не менее благоприятные условия, чем для отечественной аналогичной продукции. В целях большей гармонизации технических регламентов страны – члены ВТО должны активно участвовать в работе соответст­вующих междуна­родных органов по стандартизации на продукцию, для которой планиру­ется принятие технического регламента

В отношении процедур оценки соответствия товара требованиям тех­нических регламентов устанавливается обязанность стран – участниц гарантировать выполнения центральными правительственными органами положения о доступе к проведению оценки для поставщиков продукции, производимой в других странах. Доступ влечёт за собой право постав­щика на оценку соответствия на месте изготовления продукта и получе­ние знака соответствия, если соблюдались правила системы.

Т.о., политика стандартизации в России направлена на гармонизацию с положениями Кодекса по стандартам.

Кроме задач, связанных с присоединением к ВТО, перед Россией со стороны ВТО поставлены условия, которые необходимы для присоеди­нения ещё к одному соглашению ВТО – по стандартам и фитосанитар­ным мерам. В этом направлении подготовлена нормативная база, в частности разработаны правила сертификации пищевых продуктов и продовольст­венного сырья.

Методическая помощь России по всем вопросам стандартизации пре­дусмотрено проектом ТАСИС (европейская программа технической по­мощи странам – бывшим республикам СССР). Цель – развитие россий­ской системы стандартизации и сертификации. В проекте не предусмот­рена финансовая поддержка. Финансирование работ на безвозмездной основе осуществляет ЕС.

 

Тесты для самоконтроля.

7.К приоритетным задачам, связанным с совершенствованием стандартов в России, отнесены:

а) развитие экспорта товаров;

б) утилизация отходов;

в) охрана труда;

г) контроль качества продукции.

8. Требования Кодекса по стандартам ГАТТ/ВТО включают:

а) своевременную публикацию информации о принятии технического регламента (стандарта);

б) устранение технических барьеров в национальной системе оценки соответствия;

в) обязательное применение международных стандартов в национальной системе стандартизации.

9. Для вступления России в ВТО необходимо:

а) создать и ввести в действие информационный центр по стандартизации;

б) гармонизировать национальную систему стандартизации с международными правилами;

в) создать национальный орган по стандартизации.

4. Стандартизация систем управления качеством

 

Международный опыт управление качеством был сконцентрирован в пакете международных стандартов ИСО 9000, принятых Международной организацией по стандартизации (ИСО) в марте 1987г. К сегодняшнему дню объекты стандартизации этой серии значительно расширились и охватывают не только элементы систем качества, критерии их выбора и модели систем обеспечения качества, но и способы проверок действующих систем качества, критерии квалификационных характеристик экспертов-аудиторов. Приняты международные стандарты по управлению качеством услуг, программного обеспечения. Принят ряд руководящих указаний, разъясняющих содержание отдельных составляющих систем обеспечения качества. В этой связи международные стандарты по обеспечению качества называют “семейством” стандартов ИСО серии 9000.Международный стандарт ИСО 9000 имеет три варианта: ИСО 9000-1- руководящие указания по выбору и применению конкретных стандартов; ИСО 9000-2- общие руководящие указания по применению стандартов ИСО 90001, ИСО 9002 и ИСО 9003; ИСО 9000-3 – руководящие указания по применению стандарта ИСО 9001 для программного обеспечения при его разработке, поставке и обслуживании. Стандарт 9000-4 представляет собой руководство по управлению программой надёжности. Он также дифференцирован: ИСО 9004-1- это описание элементов систем обеспечения качества, ИСО 9004-2- руководящие указания по системам качества услуг, ИСО-9004-3- руководящие указания по системам качества перерабатываемых материалов, ИСО 9004-4- руководящие указания по улучшению качества. Т.о., усилена методическая часть “семейства” стандартов ИСО 9000.К этому добавились методические стандарты с шифром ИСО серии 10000, некоторые из них пока ещё проекты.

Практика конкурентоспособных зарубежных фирм показала, что качественный товар, соответствующий запросам покупателей, может быть изготовлен лишь с учётом комплексного исследования рынка и этот опыт воплощён в стандарте: “петля качества” начинается с маркетинга и заканчиваемся маркетингом.

1. Маркетинг. Поиски и изучение рынка.

2. Проектирование и разработка техни-

ческих требований к продукции.

3. Материально-техническое снабжение

4. Подготовка и разработка производ-

ственных процессов.

5. Производство продукции.

6. Контроль и испытания.

7. Упаковка и хранение.

8. Реализация и распределение.

9. Монтаж и эксплуатация.

10. Техническая помощь в обслуживании.

11. Утилизация после использования.

 

Система обеспечения качества складывается из мер и действий, которые распространяются на все стадии петли качества. Организационная структура системы управления качеством включается в общий процесс управления деятельностью фирмы. Маркетинговая функция обеспечивает постоянную обратную связь с потребителем, что позволяет своевременно принимать необходимые решения в области управления качеством.

Международные стандарты ИСО 9000 устанавливают степень ответственности руководство за качество.

Принципиально важная особенность системы, предлагаемой стандартами ИСО, состоит в обязательных определениях и оценках затрат на качество. Анализ затрат на качество можно рассматривать как экономическую оценку эффективности системы, а результаты такого анализа берутся за основу при совершенствовании программ обеспечения качества. Информация о расходах должна быть в центре постоянного внимания руководства фирмы как для контроля, так и для увязки этих затрат с другими статьями расходов фирмы. На зарубежных фирмах затраты на качество рассматриваются как основа установления размера вложения в систему обеспечения качества. Снижение расходов на качество – одна из главных целей системного управления качеством. В рамках систем управления качеством затраты на качество классифицируют на затраты изготовителя и другие расходы. Расходы изготовителя складываются из предупредительных, оценочных, затрат из-за внутренних отказов, издержек из-за внешних отказов.

Другие расходы на качество, которые учитываются в управлении качеством на фирмах, не несёт непосредственно изготовитель, но они в значительной степени влияют на общие расходы фирмы и часто включаются в основные статьи затрат на комплексные системы обеспечения качества продукции. К ним относятся: косвенные расходы на качество; расходы поставщиков на качество; непредвиденные расходы; затраты на аппаратуру в рамках информационного обеспечения системы; затраты связанные с потреблением продукции.

Фирма планирует общие затраты на качество. По данным американских экспертов, затраты на качество многих фирм достигают 20% от суммы продаж, причём наблюдается их ежегодный рост на 5-7%. Внедрение эффективной системы управления качеством, работающей но принципу предупреждения, а не обнаружение дефектов, позволяет снизить уровень затрат на качество до 2,5%.

Следующей принципиальной особенностью системы управления качеством является усиленное внимание к обеспечению качества при проектировании и разработке технических условий. Назначение этого элемента в том, чтобы добиться соответствия качества товаров запросам потребителя. Здесь имеется в виду не только качество товара, но и приемлемые цены и окупаемость расходов и прибыль производителю.

Т.о., В стандартах ИСО серии 9000уделяется особое внимание удовлетворению запросов покупателя, установлению ответственности, оценке возможных рисков и преимуществ

На сегодняшний день стандарты ИСО серии 9000 признаны практически всеми странами мира, приняты в качестве национальных и внедрены множеством фирм.

В России приняты стандарты ГОСТ Р ИСО 9001-96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96, которые представляют собой идентичные тексты стандартов ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003.

Отсутствие сертификата на систему качества всё в большей степени становится главным препятствием выхода компании на внешний рынок. Транснациональные компании требуют от субпоставщиков обязательного внедрения на их производственных предприятиях международных стандартов ИСО 9000. Получение сертификата на систему качества хотя и не вполне достаточно, но очень необходимо для цивилизованного существования в современном мире. Поэтому российские предприятия также внедряют стандарты ИСО 9000. Хотя их всего несколько сотен. Причин такого отставания, по мнению специалистов несколько:

1. Ещё явно заметен на предприятиях след, оставленный прежней экономикой и политической системой, как в понимании, так и в методах управления. Те немногие предприятия, которые внедрили стандарты ИСО серии 9000 и получили сертификаты на систему качества, вынуждены были это сделать под давлением зарубежных партнёров.

2. Внедрение и сертификация систем качества – дело дорогостоящее и не по карману многим российским предприятиям.

Требуется эффективное стимулирование участников хозяйственной деятельности к внедрению международных стандартов на системы качества. В России эта работа ведётся с90-х годов:

а) учреждение премий РФ за качество. Среди критериев оценки предприятия-претендента – состояние функционирующей системы управления качеством продукции. По мнению специалистов, российские критерии оценки предприятия близки к европейскому положению о премиях за качество. Предприятия, не участвующие в конкурсе, стремятся узнать критерии и использовать их для самооценки и установить для себя определённые направления улучшения работы;

б) конкурс на звание “Лучший менеджер по качеству”. Главным критерием здесь должно быть состояние системы качества, а значит внедрение стандартов ИСО и сертификация системы.

Стандартизация системы качества не должна превращаться в формальность, иначе она станет препятствием на пути совершенствования управления качеством на предприятии. По этому, 40-й конгресс Европейской организации по качеству, проходящий под девизом Управление качеством – стимул к нововведениям, принял решение о необходимости пересмотра некоторых положений стандартов ИСО серии 9000.

 

Тесты для самоконтроля.

10. Международные стандарты ИСО серии 9000 в России носят характер:

а. обязательный;

б. добровольный.

2. Посредством принятия ГОСТ Р в России введены стандарты ИСО серии 9000;

а. ИСО 9000;

б. ИСО 9001;

в. ИСО 9002;

г. ИСО 9003;

д. ИСО 9004.

3. “Семейство” стандартов ИСО серии 9000 – растёт за счёт;

а. расширение объектов стандартизации;

б. Увеличение областей стандартизации;

в. роста числа пользователей.

 

5. Актуальные вопросы в практике международной стандартизации.

 

Приоритетные направления в области международной стандартизации определяет Рабочая группа (РГ) по вопросам политики в области стандартизации. Она образована в 1990 г. по решению 45-й внеочередной Сессии ЕЭК (Европейская экономическая комиссия). На совещания РГ созываются ежегодно. На них обсуждаются тенденции развития международной, региональной и национальной стандартизации, заслушиваются сообщения региональных и других организаций по стандартизации о работах, проводимых ими по вопросам признания результатов испытаний, аккредитации испытательных лабораторий и сертификации, определяются задачи, намечаются пути их решения, принимаются программы на текущий год. Программы направлены на устранение или постепенное сокращение технических барьеров в торговле и содействие научно-техническому сотрудничеству. РГ поддерживает тесные деловые контакты с международными и региональными организациями по стандартизации и сертификации, координирует подготовку методических рекомендаций, которые полностью соответствуют методическим руководствам ИСО/МЭК. В её работе принимают участие национальные организации по стандартизации стран всех регионов мира. Россия представлена в РГ Госстандартом РФ.

В области гармонизации стандартов и технических требований разработаны Рекомендации “Международная гармонизация стандартов и технических предписаний” и Перечень объектов, подлежащих международной стандартизации. ЕЭК на основании предложенных рекомендаций составляет Перечень ЕЭК по стандартизации. Он охватывает секторы, по которым правительства считают необходимым разработать правила, касающиеся здравоохранения и техники безопасности, охраны окружающей среды, борьбы с загрязнениями, рационального использования энергии и сырья. Перечень периодически обновляется с учётом предложений стран- членов ЕЭК ООН. Одобренные РГ предложения принимаются к рассмотрению. Все документы ЕЭК и РГ носят добровольный характер, и каждая страна устанавливает порядок их применения исходя из своих интересов и возможностей.

Гармонизация стандарта – это приведение его содержания в соответствии с другим стандартом для обеспечения взаимозаменяемости продукции, взаимного понимания результатов испытаний и информации, содержащейся в стандартах. Это относится и к техническим регламентам. Гармонизированные стандарты могут содержать различия: по форме, в пояснительных примечаниях, в специальных указаниях. Поэтому, Руководство 2ИСО/МЭК предлагает термины: идентичные стандарты и унифицированные стандарты. Идентичные стандарты – гармонизированные стандарты, полностью идентичны по содержанию и по форме. Унифицированные стандарты – это гармонизированные стандарты, которые по содержанию идентичны, но отличаются по форме представления. ЕЭК ООН рекомендует при разработке национального стандарта в качестве основы использовать международные стандарты, региональные стандарты и принимать во внимание действующие национальные стандарты других стран.

Важно добиваться принятие отечественных стандартов в качестве международных.

Доля гармонизированных нормативных документов из числа вновь принятых составляет 50%.

 

Тесты для самоконтроля.

 

1. Идентичные стандарты полностью совпадают по:

а) форме;

б) содержанию;

в) форме и содержанию.

1. Унифицированные стандарты совпадают по:

а) форме;

б) содержанию.

 

6. Стандартизация в Содружестве Независимых Государств (СНГ).

 

Стандартизация, сертификация и метрология в рамках СНГ осуществляется в соответствии с Соглашением о проведении согласованной политики в области стандартизации, метрологии и сертификации, которая является межправительственным действует с 1992г. Создан межгосударственный совет стран- участниц СНГ (МГС), в котором представлены все национальные организации по стандартизации этих государств. МГС принимает межгосударственные стандарты. В 1995 г. Совет ИСО признал МГС региональной организацией по стандартизации в странах СНГ. Работа по стандартизации ведётся в соответствии с программами, которые МГС составляет на основе обобщения предложений, поступающих от национальных органов по стандартизации. В рамках СНГ действует “Соглашение о взаимном признании результатов сертификации”. Наиболее сложной проблемой в работе МГС считается разработка региональной системы подтверждения соответствия. На сегодняшний день каждая страна действует по правилам национальных систем сертификации со своими знаками соответствия. В МГС рассмотрен вопрос об условиях прямого применения европейских стандартов в качестве межгосударственных для стран СНГ.

Среди перспективных внеочередных задач МГС можно отметить: развитие сотрудничества с ИСО, МЕК и др. международными и региональными организациями по стандартизации, сертификации и метрологии; создание в рамках МГС Евро-Азиатской региональной организации по аккредитации испытательных лабораторий; решение проблем унификации учебных дисциплин, преподаваемых бедующим специалистам по стандартизации, сертификации и метрологии с учётом их деятельности в едином пространстве по этим видам работ.

Рассматривается вопрос о возможности участия в работе МГС национальных организаций по стандартизации стран, не являющихся членами СНГ. Интерес к этой области проявляют, частности, бывшие участники СЭВ.

 

 

Технический диктант (тема 1.1., 1.2.)

1. На каких уровнях осуществляется стандартизация.

2. Дать понятие стандартизации.

3. Сформулировать цели стандартизации.

4. национальные стандарты обязательны для применения или рекоменда­тельны.

5. Дать понятие стандарта.

6. Какой документ содержит обязательные правовые нормы.

7. Перечислить возможные виды стандартов.

8. Указать различия терминов “принятие” и “применение”.

9. Указать правила для экспортируемой продукции.

10. Указать правила ввоза импортируемой продукции.

11. Какая ответственность за нарушение положений Закона О стандарти­за­ции существует в России.

12. При каких условиях предприятия изготовители могут маркировать свою продукцию знаком соответствия.

13. Цели стандартизации:

а) установление обязательных норм и требований;

б) установление рекомендательных норм и требований;

в) устранений технических барьеров в торговле

14. Обязательный для выполнения нормативный документ – это:

а) национальный стандарт;

б) технический регламент;

в) стандарт предприятия

15. Международные стандарты могут применяться в России:

а) после введения требований международного стандарта ГОСТ Р;

б) до принятия в качестве ГОСТ Р.

16. Организация и принцип стандартизации в РФ определены:

а) законом “О защите прав потребителей”,

б) законом “О стандартизации”,

в) Постановлениями правительства РФ,

г) приказами Госстандарта РФ

17. К функциям ТК по стандартизации относятся:

а) определение концепции стандартизации в отрасли,

б) участие в международной стандартизации,

в) привлечение предприятий к обязательному участию в стандарти­за­ции

18. Госнадзор контролирует на предприятии:

а) соблюдение требований государственных стандартов,

б) соблюдение обязательных требований государственных стандар­тов,

в) сертифицированную продукцию.

 

Практическая работа № 1

 

Тема. Кодирование информации о товаре. Маркировка продукции знаком соответствия

Цель: 1. Научиться считывать информацию о товаре со штрих кода и знака соответствия на продукции.

2. Уметь объяснять необходимость штрих кодирования продукции и мар­кирования знаком соответствия.

3. Ответить на контрольные вопросы.

 

Литература.

1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации сертификации метрологии. М.: ЮНИТИ, 2002.

2. Федеральный закон о техническом регулировании.

 

Порядок выполнения работы.

1. Ознакомиться с общими положениями штрих кодирования и маркированием знаком соответствия продукции.

2. По штрих коду продукции определить страну изготовителя.

3. Рассчитать контрольную цифру штрих кода.

4. По знаку соответствия определить страну изготовителя продукции.

5. Ответить на контрольные вопросы.

 

Общие положения.

Идея штрихового кодирования зародилось в Гарвардской школе бизнеса в 30-е годы. Широкое применение штрихового кодирования стало возможным в 70-е годы бла­годаря развитию микропроцессорной техники. Универсальный товарный код (IPC) был принят в США в 1973г., а в 1977г. появилась Европейская система кодирования EAN, ко­торая в настоящее время применяется и за пределами Европы. Штриховой код состоит из чередующихся тёмных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины, размеры которых стандартизированы. Штриховые коды считываются сканерами, которые декодируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер. В зарубежных странах наличие штрихового кода на упаковке товара обязательно. Штриховое кодирование упорядочивает и ускоряет сбор и формирование заказа, учёт поступления товара, отгрузку, контроль товара при их складировании и сбыте. Наиболее широко применяется два кода EAN: 13- разрядный и 8- разрядный. 13- разрядный код состоит из кода страны (флаг страны), кода предприятия, кода самого то­вара и контрольной цифры. Ассоциация EAN разработала коды стран и централизованно предоставляет лицензию на использование кодов. Код предприятия- изготовителя со­ставляется в каждой стране соответствующим национальным органом и включает пять цифр, следующих за кодом страны. Код товара (пять цифр) составляет непосредственно изготовитель. Расшифровка кода не является стандартной, он может отражать опреде­лённые признаки самого товара или представляет регистрационный номер товара, из­вестный лишь этому предприятию. Контрольная цифра предназначена для установления правильности считывания кода сканером по алгоритму EAN. Полный штриховой код позволяет закупочным или внешнеторговым организациям иметь чёткие реквизиты происхождения товара и адресно предъявлять претензии по качеству, безопасности и другим параметрам, не соответствующим контракту (договору). Правительством России принята государственная программа по внедрению штрихового кодирования в торговле, материально-техническом снабжении, банковском деле, на транспорте, медицине и др. сферах. Не менее важна стандартизация кодирования с учётом международных нормативных документов.

Объекты сертификации, сертифицированные в системе добровольной сертификации, могут маркироваться знаком соответствия системы добровольной сертификации. Порядок применения такого знака соответствия устанавливается правилами соответствующей системы добровольной сертификации. Применение знака соответствия национальному стандарту осуществляется заявителем на добровольной основе любым удобным для заявителя способом в порядке, установленном национальным органом по стандартизации. Объекты, соответствие которых не подтверждено в порядке, установленном Федеральным законом по техническому регулировании, не могут быть маркированы знаком соответствия.

 

Контрольные вопросы.

1. Какую информацию может почерпнуть из штрихового кода?

2. Штриховое кодирование актуально:

а. во внутренней торговле,

б. в международной торговле.

3. Код товара составляет:

а. национальная организация по стандартизации,

б. изготовитель товара,

в. торговая организация

4. Конечный потребитель по цифровому коду может определить:

а. страну происхождения товара,

б. фирму-поставщика,

в. качество товара.

5. Знак соответствия в РФ применяется для:

а. сертифицированного товара,

б. не сертифицированного товара.

6. Кем составляется код предприятия изготовителя:

а. самим предприятием,

б. национальным органом,

в. Ассоциацией EAN/

7. Кем и с какой целью может быть использован штрих код товара?

 

Раздел 2. Основы сертификации

 

План темы.

 

1. Сущность и содержание сертификации.

1.1. Основные термины и понятия.

1.2. Сущность добровольной и обязательной сертификации.

2. Правовые основы сертификации в России.

3. Сертификация и технические барьеры в торговле.

4. Организационно-методические принципы сертификации в России.

4.1. Правила и порядок проведения сертификации. Схемы сертификации.

4.2. Орган по сертификации и испытательные лаборатории. Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий. Знаки соответствия.

5. Практика сертификации в России.

5.1. Системы обязательной сертификации.

5.2. Системы добровольной сертификации.

5.3. Перспективные задачи сертификации.

5.4. Признание зарубежных сертификатов.

5.5. Порядок ввоза товаров, подлежащих обязательной сертификации.

6. Сертификация на международном уровне.

6.1. Деятельность ИСО в области сертификации.

6.2. Международная система МЭК по сертификации изделий электронной технике.

6.3. Международная система сертификации электротехнических изделий МЭК (МЭКСЭ).

6.4. Сертификация в деятельности ЕЭК ООН.

7. Актуальные области сертификации.

7.1. Сертификация систем обеспечения качества.

7.2. Экологическая сертификация.

7.3. Сертификация услуг.

7.4. Сертификация социальной лояльности.

8. Сертификация в зарубежных странах.

 

 

Самостоятельная работа студента.

1. Сертификация и технические барьеры в торговле.

2. Системы обязательной сертификации.

3. Системы добровольной сертификации.

4. Признание зарубежных сертификатов.

5. Сертификация импортируемой продукции в России.. 6. Сертификация в зарубежных странах.

 

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Охарактеризовать сходства и различия между обязательной и добровольной сертификацией.

2. Что такое технические барьеры в торговле, и каковы пути их устранения? Какие международные организации работают в этом направлении? Каковы их основные разработки?

3. ИСО и МЭК целью своей деятельности по сертификации считают содействие развитию международной торговли. В чём сходства и различие в их подходах?

4. Почему в процедуру сертификации систем качества введена аттестация (сертификация) производства?

 

Практические занятия.

1. Российские системы сертификации.

2. Разбор ситуационных задач.

3. Сертификация в зарубежных странах.

 

 

1. Сущность и содержание сертификации.

 

1.1. Основные термины и определения

 

Сертификация в переводе с латыни означает “сделано верно”. Для того, чтобы убедиться в том, что продукт “сделан верно”, надо знать, каким требованиям он должен соответствовать и каким образом можно получить достоверным доказательства этого соответствия. Общепризнанным доказательством такого доказательства служит сертификация соответствия.

ИСО/МЭК предлагает термин “соответствие”, указывая, что это процедура, в результате которой может быть представлено заявление, дающее уверенность в том, что продукция соответствует заданным требованиям. Это может быть:

- заявление поставщика о соответствии, т.е. его письменная гарантия в том, что продукция соответствует заданным требованиям (заявление в накладной, каталоге, руководстве об эксплуатации, ярлык, этикетка и т.д.)

- сертификация – процедура, посредством которой третья сторона даёт письменную гарантию, что продукция соответствует заданным требованиям.

Согласно руководству 2ИСО/МЭК “заявление поставщика о соответствии” является доказательством осознанной ответственности изготовителя и готовности потребителя сделать продуманный и определённый заказ.

Заявление изготовителя, которое называют также заявлениемдекларацией, содержит следующие сведения: адрес изготовителя, представляющего заявление-декларацию, обозначение изделия и дополнительную информацию о нём. наименование, номер и дату публикации стандарта, на который ссылается изготовитель, указание о личной ответственности изготовителя за содержание заявления. Предоставленная информация должна быть основана на результатах испытаний. Изготовитель не имеет права пользоваться знаком соответствия стандартам. Несколько иной порядок в ЕС. Подтверждение соответствию через сертификацию предполагает обязательное участие третьей стороны. Такое подтверждение соответствия – независимое, дающее гарантию соответствия заданным требованиям, осуществляемое по правилам определённой процедуры. Сертификация считается основным достоверным способом доказательства соответствия продукции заданным требованиям. Доказательство соответствия проводится по системе сертификации. Это система, которая осуществляет сертификацию по своим собственным правилам, касающимся как процедуры, так и управления. Систему сертификации составляют: центральный орган, который управляет системой, проводит надзор за её деятельностью и может передавать право на проведение сертификации другим органам, правила и порядок проведения сертификации, нормативные документы, на соответствии которых осуществляется сертификация, схемы сертификации, порядок инспекционного контроля. Системы сертификации могут действовать на национальном, региональном и международном уровнях. Систематическую проверку степени соответствия заданным требованиям называют оценкой соответствия. В оценке соответствия наиболее достоверным считаются результаты испытаний “третьей стороной”. Под испытанием понимается техническая операция, заключающаяся в определении одной или нескольких характеристик данной продукции в соответствии с установленной процедурой по принятым правилам. Испытания проводятся в испытательных лабораториях. Испытательная лаборатория может быть самостоятельной организацией или составной частью органа по сертификации или другой организации. К испытательным лабораториям предъявляются определённые требования. Лаборатория имеет право проводить испытание в процессе сертификации третьей стороной при условии её независимости от изготовителя и потребителя объекта сертификации, а также официального признания её компетентности. Для этого существует процедура аккредитации. Аккредитация – это официальное признание права испытательной лаборатории осуществлять конкретные испытания. Аккредитации предшествует аттестация – проверка испытательной лаборатории с целью установления её соответствия требованиям аккредитации. Аккредитация лабораторий – это самостоятельная область деятельности, сопряжённая с сертификацией. Существуют различные системы аккредитации, которой управляет орган по аккредитации.

Любая система сертификации использует стандарты, на соответствии требованиям которых проводятся испытания. В системах сертификации третьей стороной применяются два способа указания соответствия стандартам: сертификат соответствия и знак соответствия, которые и являются способами информирования всех заинтересованных сторон о сертифицированном товаре.

Сертификат соответствия – это документ, изданный по правилам системы сертификации, сообщающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу. Информация, представляемая в сертификате, должна обеспечить возможность сравнения её с результатами испытаний, на основе которых он выдан.

Знак соответствия – это защищенный в установленном порядке знак, применяемый в соответствии с правилами сертификации, указывающий, что обеспечивается необходимая уверенность в том, что данная продукция соответствует конкретному стандарту или другому нормативному документу.

Обычно в системах сертификации действуют правила по применению знака соответствия или национальные стандарты, регламентирующие применение знака соответствия государственному стандарту. Лицензия на применение знака соответствия выдаётся органом по сертификации. Если изделие сертифицировано на безопасность, то оно может маркироваться специальными знаками соответствия, которые относятся либо к конкретным видам продукции, например, электротехническим бытовым приборам, либо имеют более общий характер, т.е. информируют потребителя о безопасности товара.

 

1.2. Сущность обязательной и добровольной сертификации.

 

Сертификация может носить обязательный и добровольный характер.

Обязательная сертификация осуществляется на основании законов и законодательных положений и обеспечивает доказательства соответствия товаров требованиям технических регламентов, обязательным требованиям стандарта. Основным аспектом обязательной сертификации является безопасность и экологичность. В зарубежных странах действуют прямые законы по безопасности изделий (Директивы ЕС). В России обязательная сертификация введена Законом “О защите прав потребителя”. Для осуществления обязательной сертификации создаются системы обязательной сертификации, Цель их доказательство соответствия продукции, подлежащей обязательной сертификации, требованиям технических регламентов, стандартов, которые в законодательном порядке обязательны к выполнению. Номенклатура объектов обязательной сертификации устанавливается на государственном уровне.

Добровольная сертификация проводится по инициативе юридических или физических лиц на договорных условиях между заявителем и органом в системе добровольной сертификации. Допускается проведение добровольной сертификации в системах обязательной сертификации органом по обязательной сертификации. Нормативный документ, на соответствии которому осуществляются испытания при добровольной сертификации, выбирается, как правило, заявителем. Это может быть продавец, изготовитель, поставщик, потребитель продукции. Системы добровольной сертификации чаще всего объединяют изготовителей и потребителей продукции, заинтересованных в развитии торговли на основе договорных партнёрских отношений.

Добровольная сертификация касается видов продукции, не включённых в обязательную номенклатуру и определяемых заявителем. Правила и процедуры добровольной сертификации определяются органом по добровольной сертификации. Но так же, как и в системах обязательной сертификации, они базируются на рекомендациях международных и региональных организаций в этой области. Решение о добровольной сертификации обычно связаны с проблемами конкурентоспособности товара, продвижением товара на рынок. Развитие добровольной сертификации поддерживается государством.

 

Тесты для самоконтроля

1. Подтверждение поставщика о соответствии имеет форму:

а) стандарта предприятия,

б) заявления – декларации о соответствии,

в) сертификата соответствия,

г) сертификата качества.

2. Испытательная лаборатория приобретает необходимые полномочия, если она:

а) аттестована,

б) имеет нужное оборудование,

в) аккредитована.

3. Добровольная сертификация проводится в системах:

а) добровольной сертификации,

б) обязательной сертификации.

 

 

2.Правовые основы сертификации в России

 

Сертификация в России организуется и проводится в соответствии с Федеральным законом о техническом регулировании, а также с законами РФ относящимся к определённым отраслям. Федеральный закон, принятый в 2002 году, установил ряд принципиально новых положений: закрепил права потребителей, признаваемых во всех цивилизованных странах, - право на безопасность товаров, работ и услуг для жизни и здоровья; право на надлежащее качество приобретаемых товаров, выполняемых работ и оказываемых услуг; право на возмещение ущерба и судебную защиту прав и интересов потребителя,

В целях обеспечения безопасности товаров Федеральный закон вводит подтверждение соответствия. Согласно статьи 20 Федерального закона подтверждение соответствия на территории РФ может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации. Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом.

Добровольное подтверждение осуществляется по инициативе заявителя на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольное подтверждение соответствия может осуществляться для установления соответствия национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора. Объектами добровольной сертификации являются продукция, в отношение которой стандартами, системами добровольной сертификации устанавливают требования. Подтверждение соответствия объектов добровольной сертификации осуществляет орган по добровольной сертификации. Он выдаёт сертификаты соответствия, прошедшие добровольную сертификацию, предоставляет заявителям право на применение знака соответствия, если это предусмотрено системой добровольной сертификации. Система добровольной сертификации может быть создана юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, которые и устанавливают перечень объектов, подлежащих сертификации, правила выполнения работ и порядок их оплаты, определяет участников системы добровольной сертификации.

Обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, у


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: