ТЕМА 5. ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП ГОСУДАРСТВА И ПРАВА (типология государства и права)
Типология государств и права предназначена для их «разделения» на такие группы и виды, которые существовали в истории человечества или существуют сейчас, чтобы это дало возможность раскрыть их социальную сущность.
Классификация исторических типов государства и права:
1. Формационный подход (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др.):
Исторический тип государства и права — это совокупность наиболее существенных признаков, свойственным государственным и правовым системам единой общественно-экономической формации.
Истории человечества известны следующие общественно-экономические формации:
— первобытнообщинная;
— рабовладельческая;
— феодальная;
— буржуазная;
— социалистическая (социальная).
Общественно-экономической формации свойственны:
— определенный тип производственных отношений и производительных сил;
— определенная социальная структура;
— определенный тип общественного сознания, культуры.
|
|
Существует четыре исторических типа государства и права:
— рабовладельческий (азиатский и европейский);
— феодальный (азиатский и европейский);
— буржуазный;
—социалистический (социальный).
2. Цивилизационные подходы (У. Ростоу, А. Тойнби и др.)
Исторический тип государства и права — относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью культурных, экономических, географических, религиозных, психологических и других факторов.
Классификация цивилизационных подходов:
1. В зависимости от исторического и культурного развития общества:
—крестьянские (доиндустриальные);
—промышленные (индустриальные);
—научно-технические (постиндустриальные).
2. По характеру цивилизаций:
—восточные;
—западные;
—смешанные.
3. По совокупности религиозных, психологических, культурных, географических и других признаков:
—египетская;
—китайская;
—православная;
—арабская др. (всего 23).
4. По правовому положению индивида в государстве:
—древневосточная;
—древнегреческая;
—средневековая;
—современная.
Историческим типам государства и права свойственны:
1. С точки зрения формационного подхода:
— свой экономический базис;
— своя классовая сущность;
— свое социальное назначение;
— свой тип общественного сознания, правовой культуры;
— своя надстройка (политическая, правовая и т. д.).
2. С точки зрения цивилизационного подхода:
— несовпадение понятий «цивилизация», «культура» с определенной общественно-экономической формацией, господствующим политическим режимом;
|
|
— культура общества имеет собственные периоды жизни, взаимодействующие, но не всегда совпадающие с периодами жизни конкретного государства.
При этом исторические типы истории государства и права:
— не отгорожены друг от друга «китайской стеной»;
— характеризуются известной исторической преемственностью;
— характеризуются общими закономерностями развития, смены одного типа другим.
Смена типа государства и права предопределяется комплексом объективных и субъективных факторов.
Смена исторического типа государства и права приводит к:
— ликвидации прежней формы политической организации общества, к появлению новой государственности;
— ликвидации существующей правовой системы общества и возникновению новой правовой системы;
— изменению экономического базиса общества;
— изменениям в политической надстройке общества;
— изменению классовой сущности, социального назначения государства и права;
— изменениям общественного сознания, правовой культуры.
Как правило, смена исторического типа государства и права другим является естественноисторическим процессом, который осуществляется эволюционным или революционным путем. Оптимальный путь общественного совершенствования лежит не в революции, которую нельзя иначе определить как плод нравственного и правового невежества человека, а в эволюции.
Будущее возможно только при сохранении преемственности прошлого с настоящим.
Смена одного исторического типа государства и права другим — долгий, длительный процесс, который приводит к появлению переходного исторического типа государства и права, сочетающего в себе характеристики, черты уходящего и наступающего времени, различных типов государственности.