Продолжение чтения из Псалтири

Псал.77. Как дивен Бог в делах Своих! Вот Он (ст. 13 и далее) разверзает море и проводит сынов Своих посуху: поставил воды стеною [слав.: представи воды яко мех ]:волны поднимались и опускались, и между тем, как стена, огусте оба полы вода (подобие меха). Наставляет их: днем вел их облаком, а во всю ночь светом огня (руководит). Разверзает камень в пустыне и напоил их, как из великой бездны [слав.: и напои я яко в бездне мнозе (в океане)]; из скалы извел потоки, и воды потекли, как реки (тоже). 19 ст. и далее. Говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?" Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи.

"Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?" И ныне многие подобным образом клевещут на Бога, с сомнением говоря: поелику Он сделал для нас то и то, это и это, то не сделает ли еще и это? А о хлебе духовном, или о пресвятом Теле и Крови, некоторые, точно, думают вопросительно: может ли Он дать и хлеб, как истинное Тело и Кровь? Он повелел облакам свыше и отверз двери неба, и одождил на них манну в пищу, и хлеб небесный дал им. 27. Как пыль, одождил на них мясо и, как песок морской, птиц пернатых. Но как избалованные дети, при всех этих чудесах евреи согрешиша еще и не вероваша чудесем Его. Это есть и ныне. Люди скоро забывают благодеяния Божии. 33, 34 и 35. И погубил дни их в суете и лета их в смятении [слав.: и изчезоша в суете дние их, и лета их со тщанием (с поспешностию)]. Когда Он убивал их, они искали Его и обращались, и с раннего утра прибегали к Богу, и вспоминали, что Богих прибежище, и Бог ВсевышнийИзбавитель их. 36[–37]. И льстили Ему устами своими и языком своим лгали пред Ним; сердце же их было неправо пред Ним, и они не были верны завету Его. О христианах настоящего времени можно сказать совершенно то же. Бог не разжигает всего гнева Своего на нас потому, что знает ничтожество наше: Он помнил, что люди плоть, дыхание, которое уходит и не возвращается. Вот величественная картина: всемогущий Господь повел народ Свой, как овец (точно, как овцы) из Египта, и вел их, как стадо, пустынею.

Псалом тот же, 70, 71 и 72. Избрал Давида, раба Своего, и взял его от дворов овчих и от доящих привел его пасти народ Свой, Иакова, и наследие Свое, Израиля. И он пас их в чистоте сердца своего и руками мудрыми водил их. Дивен Бог наш в избранных Своих; Он избирает их не из знатных и великих мира сего, а всегда почти из простого состояния – оттого, что здесь чаще всего живет смиренная простота и незлобие, редкие в людях знатных. И меня почти так же от дворов овчих привел Господь пасти народ Свой. Но не стыжуся этим; в очах Божиих все состояния хороши и почтенны.

Псал.78. Прекрасно описываются бедствия войны. Пророк жалуется, что язычники Иерусалим превратили в развалины: трупы рабов Божиих отдали на съедение птицам небесным, тела святых Твоихзверям земным; пролили кровь их, как воду, вокруг Иерусалима, и некому было похоронить их [ст.1–3]. Так страшно во гневе Своем Бог наказывает иногда народ Свой. С нами недавно было то же. Далее [ст. 10–12] – просит отмщения врагам у Бога: Да сделается известным между язычниками пред глазами нашими отмщение за пролитую кровь рабов Твоих. Да придет пред лице Твое стенание узника; могуществом мышцы Твоей сохрани обреченных на смерть. Семикратно возврати соседям нашим в недро их поношение, которым они Тебя, Господи, поносили. Затем смиренно повергает народ свой во власть Божию, говоря: мы, народ Твой и Твоей пажити овцы, вечно будем славить Тебя и в род и род возвещать хвалу Тебе [ст. 13].

Псал.79. Пророк обращается к Богу, называя Его Пастырем Израильским: Пастырь Израиля! внемли; водящий, как овец, Иосифа; затем, представляя Его величие как Творца самых духов, говорит: восседающий на Херувимах, яви Себя. 4 ст. Боже, обрати ны, и просвети лице Твое, и спасемся! Чтобы жизнь наша была богоугодная, Бог Сам должен обратить нас к Себе и просветить на нас лице Свое. 6 ст. Ты напитал их хлебом слезным, и напоил их слезами в большой мере. Благость Божия иногда питает нас хлебом слезным, обращая наши мысли и сердца к Себе, удаленные довольством и счастием. 9, 10 и далее. Из Египта перенес Ты виноградную лозу (народ израильский), выгнал народы и посадил ее; очистил для нее место, и утвердил корни ее, и она наполнила землю. Горы покрылись тенью ее, и ветви ее как кедры Божии; она пустила ветви свои до моря и отрасли свои до реки. Для чего разрушил Ты ограды ее, так что обрывают ее все, проходящие по пути? Лесной вепрь подрывает ее, и полевой зверь объедает ее (необразованный, варварский народ). Боже сил! обратись же, призри с неба, и воззри, и посети виноград сей; охрани то, что насадила десница Твоя… Он пожжен огнем, обсечен… (Севастополь). Какое прекрасное иносказание! Как предмет речи хорошо живописуется в воображении! Хорошо прилагать это иносказание и к нам, к народу русскому.

Псал.80, ст.12 и далее. Но народ Мой не слушал гласа Моего, и Израиль не покорялся Мне; потому Я оставил их упорству сердца их, пусть ходят по своим помыслам [слав.: по начинанием сердец их]. И ныне можно видеть весьма многие примеры, что люди, желающие во всем следовать прихотям и страстям, попускаются от Бога ходить по начинанием сердец своих – за то, что они не послушали многократных внушений Божиих – оставить свой образ жизни и избрать лучший. 14 и далее ст. О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. Избранные Божие! Не замечали ли вы не раз в своей жизни, как скоро и легко Бог смирял врагов ваших и на оскорбляющих вас возлагал руку Свою крепкую? Они исчезали, как прах, а вы все остаетесь.

Псал.81. Доколе будете вы судить неправедно и оказывать лицеприятие нечестивым [слав.: и лица грешников приемлете (смотрите на лицо)]? Давайте суд бедному и сироте; угнетенному и нищему оказывайте справедливость; избавляйте бедного и нищего; исторгайте его из руки нечестивых. О златая правда! Когда ты водворишься между людьми? Когда можно насытиться тебя? Внегда49 явитися нам славе Божией.

Пс.82, ст.11. Против гордости человеческой: люди бывают иногда как гной земный. 14–19. Боже мой! Да будут они, как пыль в вихре, как солома перед ветром [слав.: положи я яко коло, яко трость пред лицем ветра (коло и трость – синонимы)]. Как огонь сжигает лес, и как пламя опаляет горы, так погони их (врагов наших) бурею Твоею и вихрем Твоим приведи их в смятение; исполни лица их бесчестием, чтобы они взыскали имя Твое, Господи (да, иногда нужно исполнить нас бесчестием, чтобы мы стали искать Бога)!., да познают, что Ты, Которого одного имя Господь, Всевышний над всею землею.

Пс.83. Коль возлюбленна селения Твоя, Господи сил! Конец всех желаний души моей – дом Господень; сердце мое и плоть моя радуются о Боге живом. Я, как птичка, нашел в храме Твоем приют или, как горлица, положил в храме гнездышко свое – свои любимые мысли, чувства и надежды: вот чем служат для меня алтари Твои, Господи сил, Царь мой и Бог мой! Блаженны живущие в доме Твоем: во веки веков будут хвалить они Тебя. В этом стихе пророк предсказал будущее: теперь или, лучше, – с древнейших времен, новозаветные священники хвалят Господа в дому Его и во веки веков будут хвалить Его – до скончания века.

Псал.84, 7 ст. и далее. Неужели снова не оживишь нас, чтобы народ Твой возрадовался о Тебе? Яви нам, Господи, милость Твою, и спасение Твое даруй нам. Послушаю, что скажет Господь Бог. Он скажет мир народу Своему и избранным Своим, но да не впадут они снова в безрассудство. Так, близко к боящимся Его спасение Его. Бог есть Источник жизни: если Он отвратит от нас лице Свое, мы возмятемся и обратимся в персть свою; если обратит лице Свое, мы оживем и возвеселимся. Вообще, когда Бог с нами, нам хорошо и весело; а когда Его нет при нас, тогда скучно, и грустно, и тяжело. Но чтобы Бог был с нами, мы должны иметь чистое сердце и чистую совесть; развращенное сердце никогда не может чувствовать святой радости: нечестивым же нет мира, говорит Господь [Ис. 48,22]. Потому-то только народу Своему и избранным Своим Бог изрекает мир.

Псал.85. 8 ст. и далее. Нет между богами, как Ты, Господи, и нет дел, как Твои ([о творении]). Все народы, Тобою сотворенные, приидут и поклонятся пред Тобою, Господи, и прославят имя Твое, ибо Ты велик и творишь чудеса,Ты, Боже, един Ты. Бог наш виден в делах Своих. 11 ст. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и буду ходить в истине Твоей; утверди сердце мое в страхе имени Твоего. Сам по себе я способен только заблуждать: Ты Сам, Господи, наставь меня на путь правый, и я пойду в истине Твоей, как повелевает закон Твой; пусть сердце мое опять забьется радостным трепетом, детски боясь Тебя.

Псал.87. Господи Боже спасения моего, во дни воззвах и в нощи пред Тобою: да внидет пред Тя молитва моя, приклони ухо Твое к молению моему. Яко исполнися зол душа моя, и живот мой аду приближися. Когда исполнится зол душа твоя, читай этот псалом.

Псал.88. 6–7. Небеса прославят чудные дела Твои, Господи… Ибо кто на небесах сравнится с Господом? 9[–10]. Господи, Боже сил! кто силен, как Ты, Господи? И истина Твоя окрест Тебя. Ты владычествуешь над яростью моря: когда воздымаются волны его, Ты укрощаешь их (Иисус Христос, укрощающий бурю на море). 12[–13]. Твои небеса и Твоя земля; вселенную и что наполняет ее, Ты основал. Север и юг Ты сотворил; Фавор и Ермон о имени Твоем радуются (пророчество). Возвышенно и сильно изображение величия Божия! 22 и далее. Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его. Сокрушу пред ним врагов его и поражу ненавидящих его. И истина Моя и милость Моя с ним, и Моим именем возвысится рог его. И положу на море руку его, и на рекидесницу его. Он будет звать Меня: Ты отец мой, Бог мой и твердыня спасения моего. И Я сделаю его первенцем, превыше царей земли, вовек сохраню ему милость Мою, и завет Мой с ним будет верен. И продолжу вовек семя его, и престол егокак дни неба. 37[–38] ст. Семя его пребудет вечно, и престол его, как солнце, предо Мною, вовек будет тверд, как луна, и верный свидетель на небесах. Обетования людям праведным. Но с нечестивыми делает Он не так: Ты обратил назад острие меча его и не укрепил его на брани… престол его поверг на землю; сократил дни юности его и покрыл его стыдом [ст. 44–46]. 48[–49] ст. Вспомни, какой мой век: на какую суету сотворил Ты всех сынов человеческих? Кто из людей жили не видел смерти? Да, состав мой тленный, удоборазрушимый.

Псал. 89. Господи! Ты прибежище для нас в род и род (от рода до рода). Прежде, когда еще не было гор и не создана была земля и вселенная, от века и до века Ты еси Бог. Тысяча лет пред очами Твоими как день вчерашний, который только что миновал, и как стража нощная. Как ничто лета их. Как трава, утро жизни нашей цветет, а к вечеру иссыхает, ожестевает и отпадает. Как мы исчезаем во гневе Твоем и мятемся от ярости Твоей!.. 14[–15 ст.] Рано насыти нас милостью Твоею, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Возвесели нас за дни… в которые мы видели бедствие (в вознаграждение несчастных дней)… Господь и опечаливает нас для нашей же пользы, и радует нас.

Псал.90, 14 ст. [и далее] “За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое”. О ком это высказывает такое благоволение Свое Господь? О человеке, надеющемся на Господа, о живущем в помощи Бога Вышнего. Да, лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей. [Пс. 117,8–9]. Бог есть Помощник всесильный: Он может легко избавить нас от всякой напасти и скорби и, как Владыка живота и смерти, продлить в мире дни наши.

Псал.91. Благо есть исповедатися Господеви и пети имени Твоему, Вышний: возвещати заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь [ст. 1–2]. Как, Господи, не благо! Человеку, облагодетельствованному кем-нибудь с ног до головы, приятно выразить чем-нибудь посильную свою благодарность пред своим благодетелем. Нам ли не должно быть приятно возвещати каждое утро милость Твою над нами грешными, неблагодарными и злонравными; нам ли не исповедаться имени Твоему великому и святому и не воспевать Его сердцем и устами? У нас нет и волоса своего: все Твое; даже каждый глоток воздуха, вбираемый нашими устами, есть дар Твой. Как нам не благодарить Тебя, не воспевать Тебя, не возвещать заутра милость Твою и истину Твою на всяку нощь! 5[–7] ст. Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих. Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда (не охотный размышлять) не разумеет того. Да, посмотри только со вниманием на солнце, луну, на звезды или даже на одну былинку, и тебе будет весело, что Творец твой так до бесконечности премудр и преблаг; ты будешь наслаждаться делами рук Его. Ты ко всему в этом прекрасном мире присмотрелся, потому-то тебе кажется как будто все обыкновенным, не стоящим рассматривания и благоговейного удивления. Но посмотри на все без прежде полученных тобою мыслей и смотри на все как на новое, разбирай все до подробностей: пред твоими очами и всеми чувствами откроется море чудес. Чтобы понять, как дивно глубоки помышления Господни в устройстве Его тварей, в их жизни и в промышлении об них, надобно самому углубиться в размышление о делах Божиих. Человек несмысленный [слав.: муж безумен ] не знает, и невежда не разумеет того. Не будь ты таким безумцем.

Псал.92, ст. [1–2]. Бог утвердил вселенную, яже не подвижится. Готов престол Твой оттоле: от века Ты еси. Да, с лишком семь тысяч лет уже от сотворения, а вселенная стоит неподвижно, потому что утверждена силою Творца Бога, носящего все сильным словом Своим.

Пс.93, 2[–11] ст. Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они… попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев". Образумьтесь, бессмысленные люди! когда вы будете умны, невежды? Насадивший ухо не услышит ли (поймите хоть это)? и образовавший глаз не увидит ли? Вразумляющий народы [слав.: наказуяй языки (научающий людей)] неужели не обличит,Тот, Кто учит человека разумению? Господь знает мысли человеческие, что они суетны. Как Давид жаловался на гордых нечестивцев, позволяющих себе все, так и мы принуждены бываем часто во уши Самого Бога вопиять на них. Всякая страсть ослепляет человека, и гордецы эти слепы, потому они в слепоте своей представляют слепым и Самого Бога: не увидит Господь. Как прекрасно Давид говорит таким людям: Насадивший ухо не услышит ли? и образовавший глаз не увидит ли? Может ли быть, чтобы Тот, Кто дал око видеть и ухо слышать, Сам не видел и не слышал? Это нелепость. 17. Если бы не Господь был мне помощником, вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания. Да, если бы не Бог помогал нам в наших скорбях и болезнях, мы таяли как воск, увядали бы как трава. 18 ст. Когда я говорил: "колеблется нога моя",милость Твоя, Господи, поддерживала меня. Только скажи Богу, что ты слаб и можешь скоро пасть, – Он сейчас поможет тебе. 19 ст. При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою. Если мы страждем правды ради, Бог непременно проливает Свои несказанные утешения в душу нашу. Мученики с веселым лицом переносили самые бесчеловечные пытки.

Псал.94, [ст.] 3 и далее. Господь есть Бог великий и Царь великий над всеми богами. В Его руке глубины земли, и вершины горЕго же. Цари земные обладают только самою незначительною в сравнении со всею землею частию земли, и притом, как люди, они не могут находиться в одно и то же время вдруг во всех местах своих владений. В этом отношении они так же ограничены, как и другие люди. Напротив, Бог – Царь великий по всей земле: как Вседержитель, Он содержит в руках Своих и все концы земли, как человек держит маленький шар в руке своей, и Он в одно время находится во всех местах земли: от Него никто никуда не скроется ни в море, ни на суше: Яко Того есть море, и Той сотвори е, и сушу руце Его создаете. Море Ему принадлежит: Он сотворил его, и сушу Его руки создали. 6[–7]. Приидите, поклонимся и припадем, преклоним колени пред лицем Господа, Творца нашего [слав.: приидите, поклонимся и припадем Ему, и восплачемся пред Господем, сотворившим нас); ибо Он есть Бог наш, и мынарод паствы Его и овцы руки Его. Ты грешник, ты виноват пред Ним: приди, поклонись и припади к Нему и восплачься пред Господом, сотворившим тебя. Не бойся: ты Его собственность, пасешься на Его пажити, как овца, получивши от Него жизнь. Ты обезоруживаешь Его, если каешься в своих грехах. Что Ему брать с тебя, слабой твари Своей? Судить тебя? Но аще беззакония назрит Он, кто постоит? [Пс. 129,3]. А больше что? Твое добро Ему не нужно: Он Сам все дал тебе и не нуждается ни в чем твоем. Принеси Ему повинную голову – вот и все: Он того только и хочет [от тебя].

Псал.95, 9[–13 ст.] Поклонитесь Господу во благолепии святыни. Трепещи пред лицем Его, вся земля [слав.: да подвижится от лица Его вся земля (недаром псалмопевец так восклицает: от лица Его, точно, может двигнуться вся земля)]. Скажите народам: Господь царствует! потому тверда вселенная, не поколеблется. Он будет судить народы по правде. Да веселятся небеса и да торжествует земля; да шумит море и что наполняет его; да радуется поле и все, что на нем, и да ликуют все дерева дубравные пред лицем Господа; ибо идет, ибо идет судить землю. Он будет судить вселенную по правде, и народыпо истине Своей. Вероятно, поля и все, что на них, равно как и дерева дубравные, радовались своею радостию, то есть имели какое-то чутье своего рода, что Творец вселенной жил на земле с человеками.

Псал.96, 4[–5 ст.] Молнии Его освещают вселенную; земля видит и трепещет. Горы, как воск, тают от лица Господа, от лица Господа всей земли. Достойно величия Божия говоришь ты, пророче Божий! 10. Любящии Господа, ненавидите злая: хранит Господь душы преподобных Своих (то есть хранит святых Своих). 11. Свет сияет на праведника, и на правых сердцемвеселие. Праведники вкушают небесный мир и возвышенную, святую радость.

Псал.97, 3[–4 ст.] Все концы земли увидели спасение Бога нашего. Восклицайте Господу, вся земля; торжествуйте, веселитесь и пойте. 7[–9 ст.] Да шумит море и что наполняет его, вселенная и живущие в ней; да рукоплещут реки, да ликуют вместе горы пред лицем Господа… Как радовало пророка будущее спасение мира, совершенное Иисусом Христом! Ему казалось, что даже вся неодушевленная природа сочувствует явившемуся на земле во плоти Господу.

Псал.98, 5 ст. Превозносите Господа, Бога нашего… О Кресте. 6. Моисей и Аарон между священниками и Самуил между призывающими имя Его взывали к Господу, и Он внимал им. Если слушал Господь их, то ужели не послушает и не слушает нас? Слушает, если мы с верою и чистым сердцем призываем Его. Он Сам для того и поставил нас, чтобы слушать нас. Скажи ты Ему: Ты поставил меня приносить дары же и жертвы о гресех моих и о людских неведениях50; благоволи же слушать меня, когда я молюсь, когда я приношу Тебе жертву бескровную. Говори: Господи, Боже наш! Ты внимал им; Ты был для них Богом прощающим и наказывающим за дела их [слав.: Ты послушал еси их: Боже, Ты милостив бывал еси им, и мщая на вся начинания их] [8 ст.]. Послушай же меня, милостив будь и ко мне.

Псал. 99, 2. Служите Господу с веселием; идите пред лице Его с восклицанием [слав.: внидите пред Ним в радости ]! Когда придешь в храм Божий работать Господу, то работай Ему в веселии и входи во храм в радости. 3 ст. Познайте, что Господь есть Бог, что Он сотворил нас (а люди иногда не хотят знать Творца своего и думают, что они – господа своей жизни), мы же людие Его и овцы пажити Его. Смирись же, гордость, и признай себя творением Бога всемогущего, овцою пажити Его: в самом деле, ты пасешься на земле, богатой дарами природы, а земля – это общая пажить Его и для людей, и для всех животных.

100 псал. Милость и суд воспою Тебе, Господи, – милость ежедневную, милость без конца и суд, растворенный милостию.

Псал.101. Господи! услышь молитву мою, и вопль мой да придет к Тебе. Не скрывай лица Твоего от меня; в день скорби моей приклони ко мне ухо Твое; в день, [ когда ] воззову [ к Тебе ], скоро услышь меня [ст. 2–3]. Не часто ли и ты, подобно Давиду, должен взывать к Богу? Да, иногда в душе твоей слышен вопль, как вопль дитяти, оставленного в пустом и непроходимом месте своею матерью: как чувствуешь тогда необходимость, чтобы Бог услышал вопль души нашей, болезненно стенящей о своих грехах, о своем одиночестве в этом мире! 4 ст. Ибо исчезли, как дым, дни мои, и кости мои обожжены, как головня [слав.: кости моя яко сушило сосхошася (ссохлись)]. 12 ст. Дни моикак уклоняющаяся тень, и я иссох, как трава. Да, я ничтожен и скоропреходящ; я как дым на земле пришельствия моего. 24[–25] ст. Изнурил Он на пути силы мои, сократил дни мои. Я сказал: Боже мой! не восхити меня в половине дней моих. Твои лета в роды родов. Скажи, напомни мне, Господи, как мало число дней моих. Не возьми меня из этой жизни на половине дней моих: мне еще хочется наслаждаться здесь созерцанием дел Твоих. Мир Твой так прекрасен. Вот Ты, Господи, не как я, – вечен: Ты живешь в родах родов. Поколения за поколениями будут проходить, на место их являться новые поколения, и так почти в бесконечность, а Ты все живешь, не стареясь. В начале Ты, [ Господи, ] основал землю, и небесадело Твоих рук; они погибнут, а Ты все пребываешь: и все они, как риза, обветшают, и, как одежду, Ты переменишь их, и изменятся; между тем как Тытот же, и лета Твои не оскудеют [ст.26–28].

Псал.102, 11[–12]. Ибо как высоко небо над землею, так велика милость [ Господа ] к боящимся Его; как далеко восток от запада, так удалил Он от нас беззакония наши. Так велика милость Божия боящимся Его и так много оставляет Он нам (удаляет от нас – презирает, забывает) беззаконий наших. Как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его [слав.: якоже щедрит отец сыны, ущедри Господь боящихся Его ]. Ибо Он знает состав наш, помнит, что мыперсть. Дни человекакак трава; как цвет полевой, так он цветет. Пройдет над ним ветер, и нет его, и место его уже не узнает его. Милость же Господня от века и до века к боящимся Его, и правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их [ст. 13–18]. Итак, человек сам по себе ничто: он как персть или земля, как трава, как цветок полевой, скоро отцветающий: вышел из него дух – и не стало человека и следов его не осталось. Но он и велик и блажен, если боится Бога и хранит Его заповеди: Господь ущедряет его благами Своими, как отец ущедряет своих детей; милость Господня с ним от века и до века, и правда Его даже оказывается сынам сынов Его, хранящим завет Его.

Псал.103, 4–5 и далее. Ты творишь Ангелами Твоими духов, служителями Твоимиогонь пылающий. Ты поставил землю на твердых основах: не поколеблется она во веки и веки. Бездною, как одеянием, покрыл Ты ее, на горах стоят воды. Дивны для разумных тварей всемогущество и премудрость Господа. 14–15. Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвести из земли пищу (колосовой злак), и вино, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце (внутренности) человека. Какая премудрость во всем этом! Земля, на которой мы живем и в которой погребаемся, все доставляет нам: и пищу, и питие, и одежду. И кроме того, траву для скота. Как это целесообразно! Да вот и полевые деревья, получая соки из земли посредством корней, насыщаются и растут, и кедры ливанские, насажденные Богом, составляющие красу и великолепие растений, питаются от той же земли. Там гнездятся птицы, а там – на высоких горах – весело бегают елени; в другом месте камень служит прибежищем для скорых в бегу зайцев. Ты сотворил луну для показания времени; солнце знает ежедневно поспешать к западу своему. Вот Он простер тьму – и стала ночь, в которую ходят все звери дубравы, скимны рыкающие, чтоб взыскать и схватить себе от Бога пищу. Но вот воссияло солнце: они опять собрались и легли в ложах своих; выходит человек до вечера на дело свое. Как возвеличились дела Твои, Господи: все Ты сотворил премудро: полна земля тварей Твоих. Вот море великое и пространное: там разные гады, которым нет числа, животные малые с великими. Тут и корабли плавают. Всех ожидания обращены к Тебе: все чают, что Ты дашь им пищу благовременно. Когда дашь, они соберут; когда раскроешь горсть Свою, тогда все исполнятся даров Твоей благости. Но когда отвратишь лице Свое, тогда все твари возмятутся (будут в смятении): отнимешь дух их – и они изчезнут, и обратятся в персть свою, из которой и созданы. Пошлешь Духа Своего – и опять построятся, оживут, и обновится лице земли. 32. Призирает на землю, и она трясется; прикасается к горам, и дымятся. Какое страшное величие! Буду же я петь Господу при жизни моей, пока я существую: все возбуждает меня к пению чудес премудрости и благости Божией.

Псал. 104, 16 ст. И призвал голод на землю; всякий стебель хлебный истребил. 28. Послал тьму и сделал мрак [слав.: посла тму и помрачи (день)]… 29. Преложил воду их в кровь, и уморил рыбу их. 32. Вместо дождя послал на них град… 33. И побил виноград их и смоковницы их, и сокрушил дерева в пределах их. Посмотри, как по всемогущей воле Своей Господь делает на земле, что Ему угодно: скажет, например, чтобы не было хлеба на ней, – и не будет: земля тотчас послушается своего Творца.

Псал.105, 19 и далее. Сделали тельца у Хорива и поклонились истукану; и променяли славу свою на изображение вола, ядущего траву. Забыли Бога, Спасителя своего… О людях нашего времени то же можно сказать с некоторым изменением текста. Как многие делают тельца из своих страстей, привычек!

106 псал., 23[–30] ст. Отправляющиеся на кораблях в море, производящие дела на больших водах, видят дела Господа и чудеса Его в пучине: Он речет,и восстанет бурный ветер и высоко поднимает волны его (о творении): восходят до небес, нисходят до бездны; душа их (моряков) истаевает в бедствии; они кружатся и шатаются, как пьяные, и вся мудрость их исчезает (куда девалось что). Но воззвали к Господу в скорби своей, и Он вывел их из бедствия их. Он превращает бурю в тишину, и волны умолкают. И веселятся (моряки), что они утихли… На море человек всего живее чувствует свое ничтожество, равно как величие и всемогущество Господа… Описывая всемогущество Господа Вседержителя, Давид живописует как будто нашего Господа, Который делал то же, именно: укрощал море – и оно слушало Его. 33–38 ст. О всемогущих действиях Божиих на земле: реки обращает в пустынное, безводное место и плодоносную землю – в бесплодную, за нечестие живущих на ней. Пустыню безводную обращает в места, обильные водою; поселяет там алчущих и – составляет обитаемые города: тут насеваются поля, насаждаются виноградники, так что земля начинает кипеть медом и млеком; самые люди умножаются по благословению Его, равно как и скот их.

Псал. 107, 13. Даждь нам помощь от скорби: и суетно спасение человеческо. Ты, Господи, лучший и вернейший Помощник в скорби, потому что и скорби наши – дело Твоей благости.

Псал. 108, 17[–19 ст.]. Возлюбил проклятие,оно и придет на него; не восхотел благословения,оно и удалится от него; да облечется проклятием, как ризою, и да войдет оно, как вода, во внутренность его и, как елей, в кости его; да будет оно ему, как одежда, в которую он одевается, и как пояс, которым всегда опоясывается. О некоторых людях нашего времени надобно то же сказать. 21 [–23] ст. Со мною же, Господи, Господи, твори ради имени Твоего, ибо блага милость Твоя; спаси меня, ибо я беден и нищ [слав.: нищь и убог есмь ], и сердце мое уязвлено во мне. Я исчезаю, как уклоняющаяся тень. 26. Помоги мне, Господи, Боже мой, и спаси мя по милости Твоей. Когда обращаешься к Богу с молитвою, сознай прежде свою бедность и ничтожество.

Псал. 111. О муже, боящемся Господа; о делах его; о благословении Божием на нем и потомстве его. 5 ст. Он расточил, роздал нищим; правда его пребывает во веки; рог его вознесется во славе. Нечестивый увидит это и будет досадовать, заскрежещет зубами своими и истает [ст. 9–10]. Никто, подающий милостыню, не был никогда посрамлен.

112 псал., [ст. 3–8]. От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его. Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте, приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю; из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего, чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его… Не дело ли Божие и твое – возвышение на степень священства? Явно.

114 псал., ст. 5. Хранит Господь простодушных: я изнемог, и Он помог мне [слав.: храняй младенцы Господь: смирихся, и спасе мя ]. Если ты хочешь быть под охранением Господа, будь, как дитя, кроток и смирен.

117 псал., 5[–9 ст.] Из тесноты воззвал я к Господу,и услышал меня, и на пространное место вывел меня Господь. Господь за меняне устрашусь: что сделает мне человек? Господь мне помощник: буду смотреть на врагов моих. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на человека. Лучше уповать на Господа, нежели надеяться на князей.

Псал. 118, [ст. 1]. Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. Это блаженство знают опытно люди, ходящие в законе Господнем. 4[–5]. Ты заповедал повеления Твои хранить твердо. О, если бы направлялись пути мои (жизнь моя, Ты заповедал) к соблюдению уставов Твоих! 9. Как юноше содержать в чистоте путь свой [слав.: в чесом исправит юнейший путь свой ]? – Хранением себя по слову Твоему. Сохраняй и ты заповеди Божии, и этим ты исправишь путь свой. 11 .В сердце моем сокрыл я слово Твое, чтобы не грешить пред Тобою. Какое прекрасное средство против греха! Старайся и ты глубже скрывать в сердце словеса Господни. 14. На пути откровений Твоих я радуюсь, как во всяком богатстве. Ты чувствуешь ли сладость от поучения в законе Божием? Если чувствуешь – добрый знак. 19. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих. 24 [–25]. Откровения Твоиутешение мое, [ и уставы Твои ] – советники мои. Душа моя повержена в прах; оживи меня по слову Твоему. 28. Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему. 29. Удали от меня путь лжи, и закон Твой даруй мне. 32[–33]. Потеку путем заповедей Твоих, когда Ты расширишь сердце мое. Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца. 34. Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем. 38. Утверди слово Твое рабу Твоему, ради благоговения пред Тобою. 41. Да придут ко мне милости Твои, Господи, спасение Твое по слову Твоему. 45. Буду ходить свободно, ибо я взыскал повелений Твоих. 49. Вспомни слово [ Твое ] к рабу Твоему, на которое Ты повелел мне уповать. 50. Этоутешение в бедствии моем, что слово Твое оживляет меня. Как это прекрасно сказано! 53. Ужас овладевает мною при виде нечестивых, оставляющих закон Твой. Да, тяжело праведнику видеть людей нечестивых, забывающих Бога! 55. Ночью вспоминал я имя Твое, Господи, и хранил закон Твой. И ты даже ночью вспоминай о Боге. 58. Молился я Тебе всем сердцем: помилуй меня по слову Твоему. 59. Размышлял о путях моих и обращал стопы мои к откровениям Твоим [слав.: во свидения Твоя ]. И ты чаще думай о том, как ты живешь: если не хорошо, сейчас же возврати нозе твои во свидения (заповеди) Божии. 62. В полночь вставал славословить Тебя за праведные суды Твои. Подражай богоотцу. Видишь, какою любовию горел он к Богу. 63. Общник я всем боящимся Тебя и хранящим повеления Твои. 64. Милости Твоей, Господи, полна земля. 67[–71]. Прежде даже не смиритимися, аз прегреших (как это верно): сего ради слово Твое сохраних. Благ и благодетелен Ты, [ Господи ]; научи меня уставам Твоим. Гордые сплетают на меня ложь; я же всем сердцем буду хранить повеления Твои. Ожирело сердце их, как тук; я же законом Твоим утешаюсь. Благо мне, что я пострадал, дабы научиться уставам Твоим. 72. Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра. Богачи! Не гордитесь своим богатством: есть лучше вашего богатство и у бедных людей – закон Божий. 74[–75]. Боящиеся Тебя увидят меняи возрадуются, что я уповаю на слово Твое. Знаю, Господи, что суды Твои праведны и по справедливости Ты наказал меня. 78. Да будут постыжены гордые, ибо безвинно угнетают меня; я размышляю о повелениях Твоих. 81. Истаевает душа моя о спасении Твоем; уповаю на слово Твое. 90. Ты поставил землю, и она стоит. 91. По определениям Твоим все стоит доныне, ибо все служит Тебе. 92[–93]. Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих [слав.: во век не забуду оправданий Твоих ], ибо ими Ты оживляешь меня. Ты сам испытал животворность оправданий Господних: не забывай же их во всю жизнь. 94. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. 101. От всякого злого пути удерживаю ноги мои, чтобы хранить слово Твое. 103. Как сладки гортани моей слова Твои! лучше меда устам моим. 105. Слово Твоесветильник ноге моей и свет стезе моей. 125. Я раб Твой: вразуми меня, и познаю откровения Твои. 136. Из глаз моих текут потоки вод оттого, что не хранят закона Твоего. 143. Скорбь и горесть постигли меня; заповеди Твоиутешение мое [слав.: заповеди Твоя поучение мое ]. Пусть и для тебя заповеди Господни будут поучением в скорбях и нуждах. 148[–149]. Очи мои предваряют утреннюю стражу, чтобы мне углубляться в слово Твое. Услышь голос мой по милости Твоей, Господи; по суду Твоему оживи меня. 155. Далеко от нечестивых спасение, ибо они уставов Твоих не ищут. 162. Радуюсь я слову Твоему, как получивший великую прибыль. 163. Ненавижу ложь и гнушаюсь ею; закон же Твой люблю. 169. Да приблизится вопль мой пред лице Твое, Господи; по слову Твоему вразуми меня. 171. Уста мои произнесут хвалу, когда Ты научишь меня уставам Твоим. 175. Да живет душа моя и славит Тебя, и суды Твои да помогут мне. 176. Я заблудился, как овца потерянная: взыщи раба Твоего, ибо я заповедей Твоих не забыл.

Псал.119, [ст. 1]. К Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня. 6. Долго жила душа моя с ненавидящими мир [слав.: много пришелствова душа моя: с ненавидящими мира бех мирен ]. 5. Горе мне, что я пребываю у Мосоха, живу у шатров Кидарских [слав.: увы мне, яко пришельствие мое продолжися ]. Итак, надобно воздыхать, что гостьба наша на земле продолжительна. И точно, сколько ни живи, а придет время явиться лицу Божию и от Него принять или венец доброты, или вечную погибель. Много жить почти то же, что много грешить. С ненавидящими мира бех мирен. Подражай в кротости и незлобии праотцу Давиду.

120 псал., [ст.1–3]. Возвожу очи мои к горам (горе), откуда, придет помощь моя. Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю. Не даст Он поколебаться ноге твоей [слав.: не даждь во смятение (только не имей поползновения) ноги твоея ], не воздремлет хранящий тебя (а Хранящий тебя не будет дремать). Недаром в одном ексапостиларии говорится: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни: горе бо зрят. Подобно Давиду, праведники все зрят горе и оттуда получают всесильную помощь.

121 псал., [ст. 1]. Возрадовался я, когда сказали мне: “пойдем в дом Господень". Старайся и ты приобресть усердие и горячность Давида ко храму Господню.

Псал. 122, [ст.1–2]. К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах! Вот, как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабына руку госпожи ее, так очи нашик Господу, Богу нашему, доколе Он помилует нас [слав.: дондеже ущедрит ны ]. Как это хорошо сказано! Так бы и следовало нам всегда надеяться всех благ от Бога и не полагаться на свое могущество или богатство, славу, здоровье и пр. Все мы имеем от Бога.

123 псал., [ст. 1–3]. Если бы не Господь был с нами,да скажет Израиль,если бы не Господь был с нами, когда восстали на нас люди, то живых они поглотили бы нас. Поместить эту прекрасную мысль в беседе о Промысле. 6[–8] ст. Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их! Душа наша (мы) избавилась, как птица, из сети ловящих: сеть расторгнута, и мы избавились. Помощь нашав имени Господа, сотворившего небо и землю.

Псал.124, [ст.1–2]. Надеющийся на Господа, как гора Сион… Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек. Какое прекрасное сопоставление: около жителей Иерусалима горы и Господь около них. [Ст.3]. Ибо не оставит [ Господь ] жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию (о Промысле). Жезл – символ власти; значит, не подчинит надолго праведников власти грешников, чтобы праведники, смотря на худой пример их, сами не сделались беззаконниками.

125 псал. О радости после пленения сынов Израилевых.

126 псал., [ст.1]. Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж. Над всем Господня власть и помощь. 3 ст. Вот наследие от Господа: дети [слав.: достояние Господне сынове ]; награда от Негоплод чрева. Дети – собственность Божия, а не наша.

Псал. 127. Блажен всякий боящийся Господа, ходящий путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! Как это хорошо можно приложить к некоторым благочестивым семействам у нас!

Псал.128, [ст. 3–4]. На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои. Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых [слав.: на хребте моем делаша грешницы, продолжиша беззаконие свое. Господь праведен ссече выя грешников ]. Как негодные дерева, Господь часто посекает нечестивых в раннюю пору их жизни.

Псал. 129, [ст. 1–2]. Из глубины воззвах к Тебе, Господи: Господи, услыши глас мой. Да будут уши твои внемлюще гласу моления моего (то же, что и в первом стихе). И ты молись непременно из глубины души, если хочешь, чтобы Господь слышал тебя, а не поверхностно, с рассеянием.

Псал. 130, [ст. 1–2]. Господи! не надмевалось сердце мое и не возносились очи мои… Не смирял ли я и не успокаивал ли души моей, как дитяти, отнятого от груди матери? душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди [слав.: аще не смиреномудрствовах, но вознесох душу мою, яко отдоеное на матерь свою, тако воздаси на душу мою (как плод, исчадие души моей, воздай мне на мучение мне гордость мою)]. 3 ст. Да уповает Израиль (христианин) на Господа отныне и вовек. Никто не колеблись в надежде: надейся до конца.

131 псал., [ст. 11–12]. Клялся Господь Давиду в истине, и не отречется ее: "от плода чрева твоего посажу на престоле твоем. Если сыновья твои будут сохранять завет Мой и откровения (заповеди) Мои, которым Я научу их, то и их сыновья во веки будут сидеть на престоле твоем" (в высокоторжественный день в слове). [Ст. 15–16]. Пищу его благословляя благословлю, нищих его насыщу хлебом; священников его облеку во спасение, и святые его радостью возрадуются. Добро нам быти, если Господь благословляет нас, тогда мир и радость в душе нашей.

Псал. 132, [ст.1]. Как хорошо и как приятно жить братьям вместе! Велика добродетель – братолюбие.

Псал. 133, [ст.1]. Благословите ныне Господа, все рабы Господни, стоящие в доме Господнем. Стоя во храме, будем помнить, что мы – рабы Царя Небесного, от самого рождения обязанные служением Ему, и будем благословлять Его за Его бесчисленные милости к нам, грешным. Даже в нощех будем воздевать руки наши во святая и благословлять Господа. [Ст.3]. Благословит тебя Господь… сотворивший небо и землю. Какое высокое благословение – от Господа, Творца неба и земли.

Псал. 134, [ст. 1]. Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни. К себе относите это, предстоящие во храме: вы – рабы Господа, вы хвалите имя Господне. 6. Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах (и в безднах неба). 7. Возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих. Детские понятия! 13 ст. Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род. Поколения за поколениями преходят, даже народы за народами, как будто их и не бывало, а память о Боге переходит из рода в род, из народа в народ.

Псал. 135. Славьте Господа, ибо Он благ, ибо вовек милость Его… Того, Который один творит чудеса великие… Который сотворил небеса премудро… утвердил землю на водах… сотворил светила великие… солнцедля управления днем… луну и звездыдля управления ночью… поразил Египет в первенцах его… и вывел Израиля из среды его… рукою крепкою и мышцею простертою… разделил Чермное море… и провел Израиля посреди его… и низверг фараона и войско его в море Чермное… провел народ Свой чрез пустыню… поразил царей великих… и отдал землю их в наследие… Израилю, рабу Своему… вспомнил нас в унижении нашем… и избавил нас от врагов наших… дает пищу всякой плоти… Славьте Бога небес, ибо вовек милость Его. Какие прекрасные стихи! Не без причины христианин восклицает народам, не ведущим Бога истинного: Кто Бог велий, яко Бог наш? Ты еси Бог, творяй чудеса [Пс.76,14–15]. Бог наш, действительно, беспредельно велик.

Псал. 137, [ст. 1]. Пред Ангелами пою Тебе… Вера в Ангелов очень древняя, современна падению человека. Херувим с пламенным оружием приставлен был хранить путь древа жизни… 2. Поклоняюсь пред святым храмом Твоим и славлю имя Твое за милость Твою и за истину Твою, ибо Ты возвеличил слово Твое превыше всякого имени Твоего… 4–8. Прославят Тебя, Господи, все цари земные, когда услышат слова уст Твоих и воспоют пути Господни, ибо велика слава Господня. Высок Господь: и смиренного видит, и гордого узнает издали. Если я пойду посреди напастей, Ты оживишь меня… Господь совершит за меня! Милость Твоя, Господи, вовек: дело рук Твоих не оставляй. По-настоящему, человек каждый день должен был бы поклоняться во храме Божием и исповедовать милость и истину Божию к себе; не изъят от этого долга и царь.

Псал.138, [ст.1–6]. Господи! Ты испытал меня и знаешь. Ты знаешь, когда я сажусь и когда встаю; Ты разумеешь помышления мои издали… все пути мои известны Тебе… Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою (власть Твою). Дивно для меня ведение [ Твое ], – высоко, не могу постигнуть его [слав.: удивися разум Твой от мене, утвердися, не возмогу к нему ]! Удивляюсь я разуму Твоему: крепок он, не совладать мне с ним… [Ст. 7–18]. Куда пойду от Духа Твоего?.. Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен. Дивны дела Твои… Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные… Как возвышенны для меня помышления Твои, Боже… Стану ли исчислять их, но они многочисленнее песка [слав.: мне же зело честни быша друзе Твои, Боже, зело утвердишася владычествия их: изочту их, и паче песка умножатся ]; когда я пробуждаюсь, я все еще с Тобою. Да, велико число святых Божиих. 21 [–22] ст. Мне ли не возненавидеть ненавидящих Тебя, Господи, и не возгнушаться восстающими на Тебя? Полною ненавистью ненавижу их: враги они мне. Такова любовь царя-пророка к Богу, что ненавидящие Бога были для него врагами по причине ненависти их к Богу. 23[–24] ст. Испытай меня, Боже, и узнай сердце мое; испытай меня и узнай помышления мои; и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный. Хорошо, если бы ты чаще взывал к Богу этими словами Давида и имел его ревность к преспеянию в добродетели.

Псал. 139, [ст. 2–4]. Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они… изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их. И ты имеешь нужду молиться таким образом.

Псал. 140, [ст. 1]. Господи, воззвах к Тебе, услыши мя: вонми гласу моления Моего, внегда воззвати ми к Тебе.

Пс. 141,2. Излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. 6. Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих. Единственно надежное прибежище в скорбях – Господь Бог.

Пс.142,5 и далее. Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих. Простираю к Тебе руки мои; душа мояк Тебе, как жаждущая земля [слав.: душа моя яко земля безводная Тебе ]. Когда ты молишься, не думай о себе иначе, как о земле безводной и бесплодной, а потому и негодной. 10[–12]. Научи меня исполнять волю Твою, потому что Ты Бог мой… Ради имени Твоего, Господи, оживи меня; ради правды Твоей выведи из напасти душу мою… ибо я Твой раб.

Псал. 143, 3 ст. Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание [слав.: или сын человечь, яко вменявши его ]? Да, если взять во внимание бесприкладное величие Божие и бренность человеческой природы, то действительно, надо удивляться, как Всевышний благоволил открыться ему или как Он вменяет51 его в нечто! 4. Человек подобен дуновению; дни егокак уклоняющаяся тень. Так ничтожен человек! 5[–8] ст. Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их (то есть, сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десницадесница лжи). Какое торжественное, величественное воззвание к Богу! Хорошо в своем месте поместить эти слова в проповеди.

Псал. 144, 13. Царство Твоецарство всех веков, и владычество Твое во все роды. Бог царствует во все века и прежде всех веков. Верен Господь во всех словах Своих и свят во всех делах Своих. Никто не делай нарекания на верность Господа Самому Себе. 15[–16]. Очи всех уповают на Тебя, и Ты даешь им пищу их в свое время; открываешь руку Твою и насыщаешь все живущее по благоволению. В беседе о Промысле развить эту мысль. 18[–20]. Близок Господь ко всем призывающим Его, ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их. Хранит Господь всех любящих Его, а всех нечестивых истребит. Блаженны боящиеся Бога: сколько им утешительных обетований, сколько благословений от Господа и в настоящем веке! [Ст. 21]. Уста мои изрекут хвалу Господню, и да благословляет всякая плоть святое имя Его во веки и веки. Пусть и твои уста чаще хвалят Господа, Которого вся тварь благословит, славяще вовеки.

Псал. 145, [ст. 2]. Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь. Помни же свой долг. [Ст.3–4]. Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения. Выходит дух его (сына человеческого), и он (сын человеческий) возвращается в землю свою, из которой взят. А как это верно, что человек взят из земли. Как растение растет из земли, вбирая из нее соки и самые тончайшие элементы земли, так и младенец во чреве матернем заимствует для себя, для образования своих членов соки от матери, а мать употребляет снеди – из произведений земных. 6[–9] ст. Бог сотворил небо и землю, море, и вся, что в них. Он хранит истину в век, творит суд обидимым, дает пищу алчущим. Господь решит окованныя: Господь умудряет слепцы: Господь возводит низверженныя: Господь любит праведники. Господь хранит пришелцы, сира и вдову приимет, и путь грешных погубит.

Псал. 146, [4–]6 ст. Бог исчитает множество звезд и всем им имена нарицает… одевает небо облаками, уготовляет земле дождь, прозябает на горах траву и злак (колосовый и другие) на пользу человеку, дает скоту пищу его и птенцам ворона, взывающим к Нему. О Боге как Творце и Промыслителе. А вот эти слова можно обратить к конным войскам: Не на силу коня смотрит Он, не к быстроте ног человеческих благоволит,благоволит Господь к боящимся Его, к уповающим на милость Его. [ст. 10–11]. Внушить, чтобы они надеялись не на коней и не на силу свою, а на Бога, на милость Его.

147 псал., [ст.1–3]. Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего, ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя; утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя. (О творении и о Промысле.)

Псал. 148. Псалмопевец призывает к хвалению Творца всю тварь – небесную и земную, духовную и вещественную.

Пс.149, [ст.2]. Да веселится Израиль о Сотворшем его… Да веселится и народ православный о Творце своем…

Псал. 150. Призывает к хвалению Господа на разных инструментах.

Конец Псалтири и Богу слава. Февраля 13-го 1857 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: