К землям промышленности и иного специального назначения относятся земли, расположенные за границей населённого пункта[19] и используемые или предназначенные для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач.
При этом к данной категории относятся не только земли, уже используемые в указанных целях, но и земли, не занятые соответствующими строениями и сооружениями, но обеспечивающие их функционирование или предназначенные для такого использования, в том числе охранные, санитарно-защитные зоны и иные земли, не непосредственно, но косвенно вовлеченные в соответствующие процессы.
Так, статья 89 Земельного кодекса к землям энергетики относит земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов энергетики, в том числе:
|
|
размещения гидроэлектростанций, атомных станций, ядерных установок, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилищ радиоактивных отходов, тепловых станций и других электростанций, обслуживающих их сооружений и объектов;
размещения воздушных линий электропередачи, наземных сооружений кабельных линий электропередачи, подстанций, распределительных пунктов, других сооружений и объектов энергетики.
К землям железнодорожного транспорта в соответствии с ч.2 ст.90 Земельного кодекса РФ могут относиться земельные участки, предназначенные для:
размещения железнодорожных путей;
размещения, эксплуатации, расширения и реконструкции строений, зданий, сооружений, в том числе железнодорожных вокзалов, железнодорожных станций, а также устройства и других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта;
установления полос отвода и охранных зон железных дорог.
Полоса отвода железных дорог устанавливается в соответствии с ОСН 3.02.01 – 97 «Нормы и правила проектирования отвода земель для железных дорог» и её размер зависит от многих факторов:
конфигурация (поперечное сечение) земляного полотна, размеры искусственных сооружений, рельеф местности, особые природные условия (участки пути, расположенные на болотах, на слабых основаниях, с подтоплением от временных водотоков и водохранилищ, в зоне оврагообразования, на оползнях, на вечномерзлых грунтах и т.д.), необходимость создания защиты путей от снежных или песчаных заносов, залесенность местности, зона риска (дальность "отлета" с насыпи подвижного состава и груза при аварии).
|
|
В полосу отвода железных дорог (далее - полоса отвода) входят земли, занятые железнодорожными путями, принадлежащими железным дорогам Министерства путем сообщения Российской Федерации, и непосредственно примыкающими к ним сооружениями, устройствами, зданиями и лесными насаждениями (к ним относятся земляное полотно с путями, станции со станционными путями, пассажирские вокзалы, искусственные сооружения, линии, здания и сооружения сигнализации и связи, энергетического, локомотивного, вагонного, путевого, грузового и пассажирского хозяйств, водоснабжения и канализации, защитные лесные насаждения различного назначения, служебные, жилые и культурно-бытовые здания и иные здания и сооружения, обеспечивающие деятельность железнодорожного транспорта).
Ч. 3 ст. 90 Земельного кодекса РФ предусматривает возможность предоставления в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов автомобильного транспорта земельных участков для:
размещения автомобильных дорог, их конструктивных элементов и дорожных сооружений;
размещения автовокзалов и автостанций, других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;
установления полос отвода автомобильных дорог.
Нормы отвода земель для автомобильных дорог устанавливаются в соответствии с СН 467-74 «Нормы отвода земель для автомобильных дорог».
На полосах отвода запрещаются:
строительство жилых и общественных зданий, складов;
проведение строительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательских работ, а также устройство наземных сооружений;
распашка земельных участков, покос травы, порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дёрна и выемка грунта;
установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющих отношения к безопасности дорожного движения.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта в соответствии с ч.6 ст.90 Земельного кодекса РФ могут предоставляться участки для:
размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;
размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;
установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.
Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов установлены СН 452 – 73 «Нормы отвода земель для магистральных трубопроводов». Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в этих зонах сельскохозяйственных и других работ регламентируются СНиП 2.05.06-85* «Правила охраны магистральных трубопроводов»
Ч.4 ст.90 Земельного кодекса РФ относит к землям водного транспорта земельные участки, предоставленные для:
размещения искусственно созданных внутренних водных путей;
размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта;
|
|
выделения береговой полосы.
Береговая полоса выделяется для работ, связанных с судоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений. Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется ст. 10 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.
В соответствии со. ст. 91 Земельного кодекса в целях обеспечения связи, радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая:
эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи и соответствующие полосы отчуждения;
кабельные, радиорелейные и воздушные линии связи и линии радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи;
наземные и подземные необслуживаемые усилительные пункты на кабельных линиях связи и соответствующие охранные зоны;
наземные сооружения и инфраструктуру спутниковой связи.
Размеры охранных зон и режим их использования устанавливаются Правилами охраны линий и сооружений связи Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 9 июня 1995 г. N 578)
Перевод земель промышленности и земель иного специального или земельных участков в составе таких земель в другую категорию осуществляется без ограничений, за исключением следующих случаев:
если такие земли загрязнены или застроены зданиями, строениями, сооружениями, подлежащими сносу (в том числе подземными), перевод в другую категорию допускается при наличии утвержденного проекта рекультивации земель.
если на таких землях осуществлялась связанная с нарушением почвенного слоя деятельность, перевод в другую категорию допускается только после восстановления нарушенных земель в соответствии с утверждённым проектом рекультивации земель, за исключением случаев, если такой перевод осуществляется по ходатайству исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления.