Современная роль Международной организации труда в международно-правовом регулировании трудовых правоотношений

Негосударственная автономная некоммерческая организация

Высшего образования

«Институт мировых цивилизаций»

(НАНО ВО ИМЦ)

 

Кафедра гражданско–правовых дисциплин

Направление подготовки 40.03.01 «Юриспруденция»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Тема: «Международно-правовое регулирование труда»

 

Студент: Каширин Владислав Егорович группа Ю5/Б313     ____________________ (подпись)
Научный руководитель: к.ю.н., доцент Булавина М.А   ____________________ (подпись)
«Допустить к защите » Заведующий кафедрой _____________________   «___» ___________2017г.

 

Москва 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………….  
Глава 1. Основные положения регулирования труда в международном праве    
1.1 Современная роль Международной организации труда в междуна- родно-правовом регулировании трудовых правоотношений………  
1.2 Принципы международно-правового регулирования труда ………  
1.3 Источники международно-правового регулирования труда………  
Глава 2. Международно - правовые стандарты и российское трудовое законодательство  
2.1 Характеристика международно - правовых стандартов……………  
2.2 Связь внутреннего и международного права в сфере труда……….  
2.3 Соответствие российского трудового законодательства междуна- родным трудовым стандартам………………………………………  
Заключение………………………………………………………………....  
Библиографический список………………………………………………  
   

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность. Несмотря на наличие общепризнанных норм международного права в области трудовых отношений, многие положения национального трудового законодательства существенно различаются. Научная новизна данного труда состоит в том, что данное исследование представляет собой работу, посвящённую изучению правовой природы конвенций и рекомендаций Международной организации труда на современном этапе с позиций необходимости и возможностей их трансформации в российскую правовую систему и активного применения, в частности, в российском трудовом праве. В данном исследовании выработан ряд рекомендаций, которые могут способствовать повышению эффективности и более полному использованию возможностей, представляемых отечественными организациями трудящихся и работодателей в связи с членством Российской Федерации в Международной организации труда. Исследовано развитие международно-правового регулирования труда в России, с целью осознания как отрицательного, так и положительного опыта, полезного для дальнейшей системы введения международных норм о труде в российскую правовую систему.

Одной из самых актуальных задач современного социального развития, по словам президента В.В Путина является усовершенствование трудового законодательства, в том числе внедрение лучших международных стандартов, закреплённых в документах Международной организации труда. «Мы на своём опыте убедились, как важно иметь отлаженные и проверенные механизмы регулирования трудовых отношений, работающие инструменты социального партнёрства, которые позволяют решать возникающие проблемы через переговоры, поиск компромиссов, взаимный учёт интересов и реальных возможностей. В результате нам удалось сохранить базовые социальные стандарты и конструктивные отношения между всеми сторонами социального партнёрства».[1]

Нормы международного права оказывают серьёзное воздействие на трудовое законодательство России. Многие международные нормы в сфере труда имплементированы в российскую правовую систему. Согласно ч.4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы, нормы международного права и международные договоры, заключенные Россией, являются составной частью российской правовой системы. Россия как член Международной организации труда (далее – МОТ) сама участвует в выработке многих норм международного права, устанавливающих необходимые минимумы в сфере труда, которым должно соответствовать законодательство каждого государства, ратифицировавшего соответствующую конвенцию МОТ. Совет при Президенте Российской Федерации одобрил «Концепцию развития гражданского законодательства РФ»[2].

В современной отечественной доктрине международного права считается, что национальное и международное право тесно связаны между собой и оказывают взаимное влияние, но не находятся в иерархическом подчинении в отношении друг друга.

Международные договоры, в том числе о труде, приобретают в государстве двойную роль: в качестве источника международного права (и применяются в этом качестве в отношениях данного государства с другими сторонами международного договора) и в качестве источника национального права (для применения собственными субъектами права на своей территории).

Связь между внутренним и международним правом особенно важна в сфере труда. Международное право в значительной степени сформировано под воздействием наиболее удачных образцов норм национального трудового законодательства. На современном этапе развития российского трудового права его взаимодействие с международными трудовыми принципами и нормами становятся не только законодательно обоснованным в силу, прежде всего Конституции РФ, но и объективно необходимым, исходя из процесса социально-политической и правовой динамики. В силу этого механизм правотворчества международных организаций в сфере трудовых отношений становится для системы российского трудового права неотъемлемой частью, несущей в себе будущие основы для становления, развития и применения национальных моделей их регулирования.

Динамичность отрасли трудового права предполагает, как следствие, необходимость постоянного обновления и даже в некоторых случаях создания новой нормативно-правовой базы, отвечающей потребностям общества на данном этапе его развития. Законодатель в рамках национальной правовой системы, как правило, не поспевает за изменениями социально-экономического характера, требующими законодательного признания новых договорных форм или изменения уже существующих, и выработки применительно к ним соответствующих регулятивных средств. Именно в этот момент международный опыт и как его результат – международные трудовые стандарты – достигают пика своей актуальности, и возникает необходимость трансформации их в российскую систему трудовых отношений.[3]

Объект исследования исследовательской работы - общественные отношения, возникающие в области международно - правового регулирования труда.

Предмет исследования – нормы российского и международного права, регулирующие трудовые правоотношения.

Методологическую основу исследования составляют как общие методы научного познания (анализ, синтез, сравнение), так и специальные правовые методы исследования. В частности, использовались историко-правовой и сравнительно-правовой методы исследования.

Цель выпускной квалификационной работы — анализ, исследование существующих норм международно-правового регулирования трудовых правоотношений, внесение предложений по совершенствованию действующего российского законодательства в области трудовых отношений основываясь на международных трудовых стандартах.

Задачи выпускной квалификационной работы:

- это основополагающие положения международно-правового регулирования труда;

- проследить историю развития международно-правового регулирования труда;

- раскрыть признаки и источники международно-правового регулирования труда;

- определить механизм выработки международно-правовых стандартов в области труда и механизм соблюдения этих стандартов на территории России.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных и зарубежных учёных по общей теории права, международному праву, трудовому праву. В работе использовались исследования таких видных специалистов как А.Х. Абашидзе, С.С. Алексеев, К.А. Бекяшев, Ж.Л. Бержель, Р. Билдер, Н. Валтикос, Н.В. Витрук, К.Н. Гусов, У. Дженкс, И.К.Дмитриева, В. Дмитриевич, В.В. Егоров, В.М. Жуйков, О.Е. Кутафин, С.Б. Крылов, Х. Круз, В. Лери, Э. Ленди, Н.Л. Лютов, М. Н. Марченко, С. Маркс, А. Миллер, Г. Мокхайбер, Ж. Мореле, В. С. Нерсесянц, А.С. Пиголкин, Ю.А. Тихомиров, В.Н. Толкунова, Е.Б. Хохлов, Черданцев, Г.Ф. Шершеневич, М. Шмидт, Ф. Элстон.

Нормативная база исследования – Конституция Российской Федерации, Гражданский Кодекс РФ, конституционные законы РФ, Трудовой Кодекс РФ, федеральные законы РФ, Постановления Пленума Верховного Суда РФ, Постановления Президиума Верховного Суда РФ, Свод законов Российской империи, Гражданский Кодекс РСФСР, конвенции, рекомендации и другие акты, принятые МОТ, акты Совета Европы и Европейского союза, региональные и двухсторонние соглашения в сфере труда, судебные решения международных судов и акты толкования норм международного трудового права, принятые международными контрольными органами в рамках МОТ, СЕ, ЕС и др.

В качестве базы для сопоставительного анализа с нормами международного трудового права использовалось российское трудовое законодательство, разъясняющие акты высших судебных органов и судебная практика, а также отдельные нормативно-правовые и правоприменительные акты других государств и зарубежная судебная практика.

Структура исследовательской работы - работа состоит из введения, двух глав, содержащих шесть параграфов, заключения, библиографического списка и приложения.

 

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА В МЕЖДУНАРОДНОМ ПРАВЕ

Современная роль Международной организации труда в международно-правовом регулировании трудовых правоотношений

Национальные правовые традиции государств весьма разнообразны и отражают не только специфические особенности правовой стороны организации общества и правовые явления, характерные для конкретного государства, но и исторически сложившийся уклад жизни и даже менталитет населения. Это особенно заметно, когда речь идёт не о национальных правовых традициях в целом, а о сложившихся в конкретном государстве правовых традициях в сфере регулирования трудовых отношений.[4]

Сфера труда – очень живая, многогранная, затрагивающая как сугубо экономическую сторону общественной жизни, так и социальную, гуманитарную. Регулирование трудовой деятельности зависит от множества обстоятельств, так называемые страновые различия здесь весьма существенны. На основании норм международного трудового права есть возможность определить, насколько национальное трудовое право различных стран, включая Российскую Федерацию, соответствует международным стандартам труда.

Россия как государство – член Международной организации труда (далее – МОТ) обязана осуществлять применение ратифицированных конвенций МОТ на внутригосударственном уровне, предпринимать усилия по скорейшей ратификации ряда подписанных конвенций МОТ, а также ориентироваться на положения, сформулированные в многочисленных рекомендациях МОТ. Аналогичные обязанности есть у всех государств – членов МОТ. [5]

МОТ является всемирной межправительственной организацией в сфере международного правового регулирования отношений в области реализации трудовой деятельности.[6] Она представляет собой специализированное учреждение системы Организации Объединённых Наций. Её создание в 1919 году на основании Версальского мирного договора было связано с целью продвижения принципов социальной справедливости и международно-признанных прав человека и прав в сфере труда.

В основе деятельности МОТ лежит принцип трипартизма – представители работников, работодателей и правительств открыто обсуждают в рамках данной организации свою национальную политику и практику, причём каждая сторона имеет равный голос. Деятельность МОТ, её цели и задачи определяются её Уставом. Целями МОТ являются:

-установление всеобщего и прочного мира на основе социальной справедливости;

-достижение таких условий, при которых все люди независимо от расы, веры, или пола смогут осуществлять своё право на материальное благосостояние и своё духовное развитие в условиях свободы и достоинства, экономической устойчивости и равных возможностей;

-признание обязательства способствовать принятию странами мира программ, имеющих целью:

1) полную занятость и повышение жизненного уровня;

2) занятость работников на таких работах, где они могут получить удовлетворение проявлением в полной мере своего мастерства и навыков и принести наибольший вклад в общее благосостояние;

3) обеспечение трудовой миграции;

4) предоставление возможностей для всех участвовать на равных началах в распределении плодов прогресса в области заработной платы, рабочего времени и прочих условий труда, также как и прожиточного минимума заработной платы для всех, кто трудится и нуждается в такой защите;

5) эффективное признание права на коллективные переговоры;

6) расширение социального обеспечения;

7) необходимую защиту жизни и здоровья работников на всех работах;

8) защиту благосостояния детей и матерей;

9) обеспечение необходимого питания, жилищ и возможностей для отдыха и культуры;

10) обеспечение равных возможностей в области общего и профессионального образования.

В свою, задачи МОТ в следующем: рабочего времени, установление максимального дня и недели; регламентация рабочей силы; с безработицей; заработной платы, удовлетворительные условия; защита работников болезней, несчастных на производстве; детей, подростков,; обеспечение выплаты по старости; интересов работников, заграницей; признание равной заработной за равный; признание принципа свободы и профессионального обучения.

МОТ являются: 1) конференция; 2) Административный; 3) Международное бюро. Деятельность МОТ выработке международных в сфере, которые впоследствии влияние на трудовое право – членов МОТ, на триаде:

- универсальности, означающей,, с одной, трудовые нормы, и принимаемые рамках МОТ, создание универсальной защиты основных прав человека, условий труда жизни работников, другой стороны, разработке международно- норм в труда участвуют, имеющие отличные от друга системы, разное устройство, совершенно уровень экономического;

-трипартизма, который в том, поскольку в МОТ наряду представителями государств – МОТ на с ними участвуют представители работников, так работодателей, каждая международная норма интересы как, так и, учитывая при реальные возможности по обеспечению обязательств;

-контроля соблюдением конвенций, осуществляемого посредством изучения регулярных правительств, а в отдельных посредством рассмотрения о несоблюдении - членами МОТ международных обязательств социально-трудовой.

В МОТ отлаженная система отчётов государствами: основополагающим и конвенциям отчёты каждые два; по остальным конвенциям – каждые лет с их вступления силу для государства; по, отложенным и конвенциям представление по общему не предусмотрено. отчётах должен изложен всесторонний соответствия национального нормам конкретной конвенции и объективная информация реализации соответствующих на практике.

международного контроля соблюдением международных труда, установленная, предполагает две процедуры:

1. Регулярный – процедура, основанная систематическом изучении докладов правительств проходящая три:

-информационную, то стадию получения о соблюдении -членами их обязательств;

-юридическую, есть стадию и сопоставления государствами сведений действующими нормами международных конвенций;

-, то есть принятия решений выработки предписаний, на выполнение их международных.

2. Инициативный контроль – рассмотрения жалоб несоблю-

дении – членами МОТ международных обяза-

, предполагающая рассмотрение в МОТ

на допущенные нарушения международных

норм. Жалобы подавать не национальные объединения

и работодателей, и государства.

установлении нарушений экспертов Международного труда по Конвенций и, деятельность которого непосредственно с механизмом МОТ, предпринять следующие:

-по незначительным – направить соответствующему прямой запрос представление внеочередного по рассматриваемому;

-по существенным долго длящимся – включить в собственный отчёт о выявленном несоблюдения принятых МОТ.

Кроме, в МОТ Комитет Международной труда, который меры, принятые -членами для ратифицированных конвенций, также информацию доклады, касающиеся и нератифицированных. Комитет Конференции доклад, который Международной конференции и рассматривается. Комитет Конференции является второй рассмотрения жалобы Комитета экспертов, основной документ, изучает Комитет, - это доклад экспертов, а возражения, сделанные в отношении доклада. Главное воздействия Комитета на государства, нарушения международных стандартов, - это международного внимания факту нарушения.

качестве трёхсторонней опирающейся на ценности организации, делу содействия справедливости, МОТ протяжении всей истории признавала ответственность за и претворение жизнь принципов прав в труда и соответствующим образом.

национальные правовые в сфере трудовых отношений в большей оказывает влияние достойного труда, выработана в МОТ и отражение в конвенциях МОТ, Конвенция №111 о в области и занятий (1958), Конвенция №122 о в области (1964 года), Конвенция №131 установлении минимальной платы (1970 года), №155 о безопасности гигиене труда (1981), Конвенция №156 о с семейными (1981 года), Конвенция №159 профессиональной реабилитации занятости инвалидов (1983), Конвенция №168 о занятости и от безработицы (1988), Конвенция №182 о формах детского (1999 года), Конвенция №183 охране материнства (2000), Конвенция № 189 о труде домашних (2011 года) и.

На национально- уровне определение «достойный труд» размыто.[7] На взгляд, достойный представляет собой права на без какой- дискриминации, в, безопасных и условиях, позволяющий справедливое и вознаграждение, которое обеспечивать достойные жизни для и их, а также возможности профессионального и роста. целом, понятие «труд», с мирового опыта, включать в совокупность следующих элементов:

-справедливые благоприятные (безопасные здоровые) условия;

-справедливое и вознаграждение за, обеспечивающее достойные жизни для и их;

-равные для работников возможности по работе учётом уровня, опыта и характеристик, имеющих для осуществления вида трудовой;

-действенная защита безработицы;

-свободное права на и профсоюзную;

-недопущение какой- дискриминации в трудовых отношений;

- принудительного труда;

- права на и досуг;

- охрана труда категорий работников (, лиц с возможностями, женщин-, беременных женщин).[8]

такое понимание труда должно закрепиться в правовой традиции, более, что составляющие находятся полном соответствии положениями таких международных документов, Всеобщая декларация человека (1948 года), пакт об, социальных и правах (1966 года) Международный пакт гражданских и правах (1966 года).

образом, роль Международной труда в международно-правового труда – первостепенна очень важна. МОТ направлена расширение возможностей и мужчин получения достойной продуктивной занятости условиях свободы,, социальных гарантий уважения человеческого. Главные цели – содействовать защите прав, расширению достойной занятости, социальной защищённости развитию диалога вопросам, связанным сферой труда. национальным и трудовым правом множество точек, однако существующие коренятся именно национальных правовых государств в регулирования трудовых. Нормы международного права, обязательные государств в с их в МОТ, способствовать восполнению в сфере -правового регулирования отношений и исключительно полезными. внедрения международно- норм в труда должен продуманным и и непременно учитывать существующие правовые традиции социально-трудовой в правовой общественной жизни[9]. разных политических Международная организация последовательно отстаивала трудящихся, их на достойные, условия работы, надёжные гарантии защиты. Подтверждением этих заслуг и Нобелевская мира, которая присуждена организации 1969 году.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: