Зная, что я собираюсь писать эту главу, один мой друг, работающий в школе, спросил своих учеников, возможно ли, чтобы учитель в классе оставался таким, каков он вне класса, то есть самим собой. Типичный ответ начинался словами: «Конечно, нет!», за которыми следовали яркие и убедительные доводы в пользу того, почему в учебной ситуации ни учащиеся, ни учителя не могут выступать в своем подлинном, целостном виде.
Обычный класс.
Прежде всего надо сказать, что почти каждая учительница в ходе всей ее профессиональной подготовки и дальнейшей педагогической деятельности приучается думать о себе как об эксперте, источнике информации, хранителе порядка, экзаменаторе, который выставляет отметку, оценивая тем самым конечный результат всякого «образования». Она твердо убеждена, что будет просто-напросто уничтожена, если позволит себе явиться перед учениками в качестве «простого смертного». Ей известно, что она вовсе не такой уж эксперт, каким представляется. Ей известно, что в качестве лектора и источника информации она иногда бывает в хорошей форме, а иногда в такой плохой, что ее собственная работа должна быть оценена самой низкой отметкой. На каком-то уровне она знает, что, допустив сползание этой своей маски и обнаружив подлинную себя, она будет вынуждена на некоторые вопросы ответить: «Я не знаю». Она понимает: полноценное общение с учащимися приведет к тому, что некоторые из них не нравиться. Что же тогда произойдет с ее «объективностью» при выставлении отметок? А вдруг ученик, который ей нравится, плохо выполнит свою работу? В каком положении она тогда окажется! Может ли она поставить плохую отметку тому, кто ей нравится? Кроме того, установив подлинные взаимоотношения с учащимися, она может услышать от некоторых из них достаточно смелые и откровенные высказывания о том, что классные занятия им крайне неинтересны, потому что они никак не связаны с вопросами и проблемами, реально волнующими и занимающими их. Короче говоря, позволить учащимся узнать себя как человека — это значит пойти на действительно большой риск. Для учительницы это рискованно и в личностном плане, поскольку делает ее уязвимой, и в профессиональном, поскольку за ней может закрепиться репутация плохого педагога, думающего больше об отношениях с учениками, нежели о содержании учебного курса, и имеющего шумный класс, в котором учащиеся слишком много говорят. В результате она (и, возможно, большинство ее коллег) предпочитает не рисковать. Она плотно натягивает свою маску, укрепляет свою роль эксперта, любой ценой сохраняет свою «объективность» и удерживает надлежащую дистанцию в классе между своей «высокоуровневой» ролью и «низкоуровневой» ролью учащегося. Она оберегает свое право действовать в качестве судьи, оценщика, а иногда и палача.
|
|
|
|
Однако почти у каждого школьника тоже есть свой фасад, и зачастую его маска еще более непроницаема, чем маска учителя. Если он хочет, чтобы о нем были хорошего мнения как об учащемся, он регулярно посещает занятия, смотрит в глаза учителю или же старательно пишет в своей тетради. Не важно, что, внимательно глядя на учителя, он думает о том, как пойдет в воскресенье на свидание, или же, уткнувшись в тетрадь, на самом деле пишет письмо или размышляет, пришел ли денежный перевод от родителей. Иногда он действительно собирается выучить то, о чем говорит учительница, но его занимают два вопроса: «Каковы ее познания и пристрастия в данном учебном предмете (чтобы принять ту же самую точку зрения в своих работах)?» и «Что из того, что она говорит, вероятнее всего будут спрашивать на экзамене?» Задавая вопросы, учащийся преследует двойную цель — проявить заинтересованность и нащупать источник информации, которым пользуется учительница. Следовательно, он не задает вопросов, которые могут смутить или выставить напоказ его самого. Не важно, как он относится к учебному предмету, к своей учительнице или одноклассникам. Он тщательно скрывает эти установки, потому что хочет успешно пройти курс, приобрести хорошую репутацию у преподавателей и администрации школы и таким образом сделать еще один шаг по направлению к вожделенным ученой степени или профсоюзному билету, открывающим своим обладателям так много дверей. И уж затем он сможет забыть все это и войти в настоящую жизнь.
Тысячи и тысячи школьников не рискуют быть в классе самими собой. Это означало бы проявить и показать свои чувства: безразличие, сопротивление ограничению своих прав, иногда сильное возбуждение, зависть к одноклассникам, неприятные переживания, связанные с ужасной размолвкой в семье, или истинное счастье, испытываемое в отношениях с девушкой, желание постичь нечто важное и значимое, обостренную любознательность по отношению к сексу, психическим феноменам или политике правительства... Всего не перечислишь. Для ученика, как и для его учительницы, гораздо безопаснее держать рот на замке, «не гнать волну»-, хранить невозмутимость, отработать свой срок и получить свои свидетельства, аттестаты и дипломы. Ему не хочется брать на себя риск полноценного человеческого бытия в классе.
Возможно, я сужу слишком строго, но уверен — вы понимаете, что данная шарада разыгрывается каждую школьную четверть тысячами учителей и сотнями тысяч учеников. В этой так называемой «педагогичной» атмосфере учащиеся становятся пассивными, апатичными, скучающими, короче говоря, — «туристами» в классе. Учитель, пытающийся изо дня в день скрыть от других свое подлинное Я, превращается в застывший стереотип и рано или поздно эмоционально сгорает. Вот некоторые высказывания восьми подростков (от восьмиклассников до учащихся колледжа), живущих в Бостоне и его окрестностях и представляющих различные социально-экономические уровни.
• Школа — это просто место для встречи с друзьями. Уроки — это то, что ты должен пережить... Лекции так скучны! Мне нравятся некоторые учителя, и я мог бы с ними дружить. Но когда они входят в свои учительские роли, то тоже становятся скучными... У учеников не хватает смелости противостоять учителям и администраторам и говорить им, что они чувствуют... До того, как я пошел в школу, я просто обожал книги и энциклопедии. К концу же первого класса я не мог смотреть на книгу... Я хотел бы увидеть полную расчистку. Сжечь бы все школы до основания и начать заново.
|
|
А теперь скажите: необходима ли эта злая неудовлетворенность? Может ли класс быть местом волнующей осмысленной учебы, связанной с жизненными проблемами? Может ли он быть местом, где происходит взаимное обучение: вы учитесь у других, а они у вас, учитель учится у класса, а класс у учителя? Я не просто думаю, что это возможно; я видел, как это бывает! Я не писал бы эту книгу, если бы не был глубоко убежден, что такое может стать реальностью в тысячах классов. Но как это сделать? Попробуем подступиться к этому твердому орешку.
Мой личный опыт
О важности полноценного человеческого бытия в классе я узнал как бы «с черного хода». Занимаясь психологическим консультированием учащихся и других людей, переживающих состояние личностного дистресса, я обнаружил, что им не помогает, когда ты разговариваешь с ними, даешь советы, объясняешь какие-то факты и рассказываешь, что означает их поведение. И понемногу я понял: когда я доверяю проявлениям их полноправной человеческой сущности, когда я искренне предстаю в общении с ними самим собой, когда я стараюсь понять их такими, какими они чувствуют и воспринимают себя изнутри, тогда запускается конструктивный процесс личностного изменения. У клиентов развивается более ясное и глубокое самопонимание, они начинают видеть, что они могут предпринять для устранения своей душевной боли, и они начинают совершать поступки, которые делают их более независимыми и приводят к решению некоторых их проблем.
Однако, получив это важное знание, я спросил себя как учителя: «Почему в ходе консультирования я доверяю своим клиентам самим двигаться в конструктивных направлениях, а в отношениях со своими учениками и близко не подхожу к подобному доверию?» Итак, я начал на ощупь и неуверенно менять свой подход к школьным занятиям. И с удивлением обнаружил: как только я перестаю исполнять учительскую роль, в моих классах поселяется радость учения. Это происходило нелегко и постепенно. Но по мере того как я стал доверять учащимся, в их общении друг с другом и в освоений содержания учебного материала начали совершаться удивительные изменения; эти подрастающие люди расцвели. Самое главное в том, что они придали мне смелости и свободы быть самим собой, а это вело к глубокому и проникновенному взаимодействию. Они рассказывали мне о своих переживаниях; они задавали вопросы, над которыми я никогда не задумывался. У меня начали возникать новые блистательные идеи, волновавшие не только меня, но, как оказалось, и их тоже. Я убежден, что перешел нечто вроде настоящего Рубикона, когда решился начать учебный курс с такого вот заявления:
|
|
• Этот курс называется «Теория личности» (или как угодно иначе). Но то, что мы сделаем с этим предметом, зависит от нас самих. Мы можем выстроить курс в зависимости от того, каких целей захотим достичь в рамках этой очень широкой и общей области. Мы можем изучать его так, как нам хочется. Мы можем совместно решить, как мы будем обходиться с теми пугалами, которые называются экзаменами и оценками. Я предоставлю в ваше распоряжение многочисленные материалы и помогу найти что-то еще. Я и сам являюсь одним из таких материалов, и вы можете пользоваться мной по мере надобности. Это предмет наших занятий. Итак, что же мы хотим из него сделать?
Подобное заявление, фактически означавшее: «Мы свободны учиться чему хотим и как хотим», совершенно изменило климат в классе. В тот момент, вовсе и не думая формулировать это таким образом, я сменил профессию на совершенно иную — я прекратил быть учителем и «оценщиком», чтобы стать фасилитатором учения.
Реакция учеников не была однозначно позитивной. Некоторые сразу почувствовали облегчение и начали проявлять инициативу, тогда как другие испытали прежде всего недоверие. «Звучит-то неплохо, но, честно говоря, мы слышали от учителей столько пустой болтовни, что и тебе не верим. Как ты собираешься оценивать нас?» Кое-кто был возмущен: «Я заплатил хорошие деньги, чтобы придти сюда и учиться у тебя, а теперь ты говоришь, что я должен учить всю эту дребедень сам! Похоже, меня обманули». Я очень хорошо понимал, почему учащиеся реагировали так негативно; и когда я попытался прояснить мое понимание, что-то произошло. Ученики открыли для себя, что могут оспаривать учителя, даже критиковать его, и при этом их не пресекут, не осудят и не унизят. Это само по себе сделало класс совершенно отличным от любого другого, в котором им доводилось учиться. Мало-помалу они почувствовали, что такое «ответственная свобода», — не теоретизировали, не разговаривали о ней, а ощутили ее своими чувствами, эмоциями и интеллектом. А затем различными способами и в разном темпе они начали использовать это понятие. Сэмюэль Тененбаум, который присутствовал на моих занятиях, описал то, что он видел в этом классе: удивление и негодование учащихся, возрастающее возбуждение, близость между одноклассниками, невероятное количество выученного и, как результат всего этого, понимание самих себя. Это было время, когда я в достаточно полной степени стал тем, кем хотел быть в отношении к классу, а именно изобретательным, подверженным ошибкам, гуманным фасилитатором. Я использовал его описание в одной из моих книг (Rogers, 1961. Р. 297—313), и вы можете найти его не лишенным интереса.
Став более опытным, я почувствовал, что раздражение и ожесточение, которые я вызвал по отношению к себе в самом начале работы с классом, не были на самом деле необходимыми. В результате (в силу то ли малодушия, то ли мудрости) я пришел к выводу, что ученикам с самого начала следует предъявить ряд ограничений и требований, которые они восприняли бы в качестве рабочей структуры и спокойно взялись за дело. Только по мере развертывания курса им становилось понятно, что каждое «требование» в отдельности и все они вместе — это просто иной способ сказать: «Делайте именно то, что хотите делать в данном курсе, говорите и пишите именно то, что вы думаете и чувствуете». Однако свобода кажется гораздо менее фрустрирующей и тревожащей, если предоставляется в виде ряда требований в рамках гибкой структуры, использующей до некоторой степени привычно звучащие термины. Поясню, что я имею в виду, на примере.
Требования
• Есть несколько обязательных аспектов курса: во-первых, каждый должен сдать мне перечень прочитанного по данному курсу, указав тот способ, каким вы читали каждую из книг.Например, вы можете указать в списке некую книгу и написать: «Главы 3 и 6 прочитаны полностью». Вы можете указать другую книгу и написать: «Бегло просмотрел и нашел, что это выше моего понимания». Вы можете указать еще одну книгу и сказать: «Я так много получил от этой книги, что прочел ее дважды и сделал тщательный конспект глав с 5-й по 12-ю». Или же вы можете заявить: «Общая позиция автора вызвала у меня неприязнь, и я читал только для того, чтобы убедиться, что автор мне противен». Другими словами, я хочу получить честное описание того, что вы прочли и насколько глубоко вы познакомились с указанным материалом. Книги не обязательно должны быть из списка рекомендуемой литературы по данному курсу.
• Второе требование состоит в том, что вы подготовите письменную работу; она может быть настолько краткой или настолько пространной, насколько вы захотите, и будет по священа вашим наиболее значимым личностным ценностям и тем изменениям, которые они претерпели или не претерпели в результате этого курса.
• Третье требование: вы сдаете мне заключение о вашей собственной оценке вашей работы и о той отметке» которой, по вашему мнению, она заслуживает. Это заключение должно содержать: 1) критерии, в соответствии с которыми вы оцениваете свою работу; 2) примеры того, как вам удавалось или не удавалось соответствовать этим критериям; 3) оценку, кото рая, как вы полагаете, соответствует тому, как вы отвечали или не отвечали вашим собственным критериям. Если я обнаружу, что моя собственная оценка вашей работы сильно отличается от вашей, я лично переговорю с вами, и мы посмотрим, сможем ли мы прийти к некоторой оценке, удовлетворяющей нас обоих, которую я смогу с чистой совестью подписать и
выставить вам.
• Заключительное требование — ваша личная реакция на курс в целом. Я хотел бы, чтобы вы представили мне ее в запечатанном и подписанном конверте. В данном случае мне хотелось бы, чтобы вы очень честно высказали, что для вас значил данный курс как в позитивном, так и в негативном смысле. Мне бы хотелось выслушать вашу критику в адрес курса и предложения о том, как он может быть улучшен. Короче говоря, это ваша возможность оценить курс, преподавателя и ту манеру, в которой преподавался данный курс. Все это ни в коем случае не окажет никакого влияния на вашу конечную отметку; но если вы опасаетесь, что это может оказать такое влияние, то тогда укажите на конверте: «Не открывайте, пожалуйста, до тех пор, пока не будут выставлены итоговые отметки». Если вы таким образом пометите свой конверт, я уверяю вас, что с уважением отнесусь к вашей просьбе и не вскрою конверт до тех пор, пока не будут выставлены все отметки. Я не выставлю конечную отметку по данному курсу до тех пор, пока не будут выполнены все эти требования.