Особенности отношения взрослого | Антропогении |
Несостоятельность позиции «родитель», | безродностьпережинается как одинокость, |
Несостоятельность позиции «умелец». | эффект выученной беспомощности, соци- альная зависимость, конформизм практическая ограниченность, неумелость,нерсализовашюстьпереживается как лефицитарность процесса формирования специальных способностей |
Несостоятельность позиции «учитель», | дефицитарность дефицитарность процесса обучения всеобщим способам деятельности |
Несостоятельность позиции «мудрец», | |
процесса выращивания атомизированность, разобщенность жизнеспособного человека счеловеческим сообществом | |
некомпетентность
опустошенность переживается как
лефицитарность процесса воспитания обезличенность, экзистенциальный вакуум,
«всечеловеческого» в человеке нравственный релятивизм
Внутренняя оппозиция как гипертрофированная, психическая травма, психогения
извращенная форма отношения значимого взрослого
|
|
к самобытности ребенка
К первому типу относятся со-бытийная депривация, со-бытийная оккупация, со-бытийная лабильность, ко второму — внутренняя оппозиция и внешняя оппозиция. Ситуации дисфункций первого типа трансформируются в биографические кризисы — переживания ребенком безродности, нереализованности, бесперспективности и опустошенности индивидуальной жизни. Дисфункции второго типа приводят к крайним (чрезвычайным) формам реагирования и самоопределения ребенка, таким как психогенные дизонтогении, бытовой экстремизм, сектантство (табл. 4).
Корреляция способов отношения значимого взрослого и детских антропогенных синдромов — это своеобразная система координат, которая отражает общие тенденции в сфере нарушений психологического здоровья детей. Антропогении имеют очевидно выраженную возрастную специфику. Поэтому детальная, фактологическая расшифровка клиники антропогений нам представляется возможной в контексте онтогенетической локализации, на основании общих представлений об этапах и ступенях нормального развития субъективной реальности. Это направление может составить самостоятельный класс исследовательских задач. Мы считаем, что понятие «антропогения» может стать наиболее конструктивным для решения задач защиты и реабилитации именно психологического здоровья детей.
В психологии есть понятие «энергетической цены» (Б.Г.Ананьев, Р.А.Ахмеров и другие) за отклонения в жизнедеятельности организма: в мягкой форме они могут переживаться как усталость, в крайней форме — как потеря здоровья. Есть серьезные основания полагать, что антропогенные переживания становятся предпосылкой возникновения психических, психосоматических, наркологических заболеваний. Последствия антропогений для здоровья человека могут быть внешне неочевидны и отсрочены во времени. Мы считаем возможным рассматривать обусловленные антропогенией нарушения здоровья как энергетическую цену вынужденного переживания ребенком психологических дисфункций детско-взрослой общности.
|
|
Теоретическая модель дисфункций детско-взрослой общности (при всех ее ограничениях в пространстве реальных жизненных проблем) позволяет ориентироваться в структуре ситуаций, несущих угрозу детскому здоровью или обусловленных выраженным нездоровьем, понимать природу переживаний ребенка. Она может быть использована практическими психологами образования в качестве средства проектирования своей профессиональной деятельности, направленной на защиту психологического здоровья детей.
1. Ахмеров Р.А. Биографические кризисы личности: Автореф. канд. дис. М., 1994.
2. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988.
3. Братусь Б.С. Образ человека в гуманитарной, нравственной и христианской психологии // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 67–91.
4. Братусь Б.С. Русская, советская, российская психология. М.: Флинта, 2000.
5. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М.: Изд-во МГУ, 1984.
6. Гурьева В.А. Психогенные расстройства у детей и подростков. М.: КРОН-Пресс, 1996.
7. Иванов В.П. Человеческая деятельность — познание — искусство. Киев: Наукова думка, 1977.
8. Ковалев В.В. Психиатрия детского возраста. М.: Медицина, 1995.
9. Леонтьев А.Н. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1983.
10. Мясищев В.Н. Психология отношений. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
11. Практическая психология образования / Под ред. И.В. Дубровиной. М.: ТЦ Сфера, 1997.
12. Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психол. 1986. № 6. С. 14–23.
13. Слободчиков В.И. Развитие субъективной реальности в онтогенезе. Автореф. докт. дис. М., 1994.
14. Слободчиков В.И. Безопасное образование: психология и педагогика здоровья // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999.
15. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995.
16. Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Интегральная периодизация общего психического развития // Вопр. психол. 1996. № 5. С. 38–50.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Антропологический принцип в психологии развития // Вопр. психол. 1998. № 6. С. 3–17.
18. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология развития человека. М.: Школьная Пресса, 2000.
19. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья: В 2 т. Т. 2. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.
20. Фромм Э. Душа человека. М.: Республика, 1992.
21. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. М.: Интерпракс, 1995.
22. Цукерман Г.А., Слободчиков В.И. Мы, взрослые и другие люди // Семья и школа. 1989. № 11. С. 18–20; № 12. С. 19–21; 1990. № 1. С. 26–28, 52; № 2. С. 33–36.
23. Шувалов А.В. Презумпция человечности // Развитие и образование особенных детей: проблемы, поиски / Под ред. В.И. Слободчикова. М.: Б.и., 1999. С. 66–68.
24. Шувалов А.В. Интерсубъективные условия психологического здоровья детей: Автореф. канд. дис. М., 2000.
С.Л.Братченко
Гуманитарная экспертиза образования[43]
Понимание образования как процесса, направленного на саморазвитие личности, предполагает, что исходной точкой в анализе любой педагогической системы должны стать критерии благополучия и развития ребенка как личности. В условиях набирающего темпы инновационного движения, когда едва ли не каждое образовательное учреждение реализует свой образовательный проект, необходимо установить, какой «личностной ценой» достигаются все результаты, не наносится ли вред психическому и личностному развитию ребенка. Это и является главной задачей гуманитарной экспертизы образования, которая только зарождается в нашей стране.
|
|