Влияние формы собственности на особенности защиты информации ограниченного доступа

Важным фактором, влияющим на организацию К.СЗИ, является форма собственности предприятия. В Российской Федерации формы собственности установлены Конституцией Российское Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, а также следующими федеральными законами: «О потребительской
кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г.; «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ; «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»:от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ; «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ;«О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О потребительской кооперации в Российской Федераций»от И июля 1997 г. № 97-ФЗ; «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ; «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общественных объединениях»» от 19 июля 1998 г. № 112-ФЗ; «Об иностранных,
инвестициях в Российской Федерации» от 9 июля 1999 г. № 160. Под формой собственности понимаются законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности.

Собственниками имущества могут быть граждане и юридические лица, а также Российская Федерация, субъекты Российской: Федерации — республики, края, области, города федерального,: значения, автономная область, автономные округа, городские и сельские поселения и другие муниципальные образования.

В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности Общероссийским классификатором форм собственности ОК 027-99* рассматриваются следующие виды собственности:

Российская собственность: государственная (код по класси­фикатору — 11), федеральная (12), субъектов Российской Федерации (13), муниципальная (14), частная (16), российских граждан, Постоянно проживающих за границей (18), потребительской кооперации (19), общественных и религиозных организаций (15), благотворительных организаций (50), политических обществен­ных объединений (51), профессиональных союзов (52), общественных объединений (53), религиозных объединений (54), смешанна (17).

Иностранная собственность: международных организаций (21), иностранных государств (22), иностранных юридических лиц (23), иностранных граждан и лиц без гражданства (24), смешанная (27).

Совместная российская и иностранная собственность: совместная федеральная и иностранная собственность (31), совместная собственность субъектов Российской Федерации и иностранная (32), муниципальная и иностранная (33), совместная частная и иностранная (34), совместная собственность общественных и религиозных организаций и объединений и иностранная (35).

Смешанная российская собственность с долей государственной собственности: смешанная российская с долей федеральной (41), смешанная российская собственность с долей собственности Субъектов (42), российская собственность с долями федеральной собственности и собственности субъектов (43), иная смешанная российская собственность (49).

Форма собственности предприятия в значительной степени определяет виды информации ограниченного доступа, которые могут использоваться предприятием в его деятельности, особенности защиты такой информации, устанавливаемые федеральными органами государственной власти, если предприятие им подведомственно, а также виды информации, которая должна быть доступна, например акционерам, инвесторам и т.п.

Особенности формы собственности предприятия могут исключить возможность использования им в своей деятельности сведе­ний, составляющих государственную тайну.

Так, законодательством в сфере защиты государственной тайны предусмотрена возможность получения лицензии на прове­дение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, только организациями Российской Федерации.

Очевидно, что предприятия с формой собственности п. 21 - 24, 27 классификатора ОК 027-99 к проведению таких работ не допускаются, а предприятия смешанной российской и иностранной собственности могут быть допущены при соблюдении установленных законодательством ограничений. Предприятия, перечисленных форм собственности также ограничиваются в возможности проведения работ в закрытых административно-территориальных образованиях и отраслях промышленности, имеющих для государства стратегическое значение (что связано, втом числе, и с защитой государственной тайны).

Одной из особенностей использования информационных ресурсов, содержащих государственную тайну, является то, что в соответствии со ст. 10 Закона Российской Федерации «О государственной тайне» [20J права собственника информации могут быть ограничены, если информация содержит сведения, составляющие государственную тайну. Распоряжаться такой информацией собственник может только с санкции органа государственной власти, в компетенции которого находится ее засекречивание.

В Российской Федерации не исключается возможность передачи сведений, составляющих государственную тайну, иностранным представителям (в т.ч. и иностранным организациям), а также международным организациям при наличии с иностранным государством (международной организацией) договора о взаимной защите секретной информации.

Тем же законом определено, что не может быть ограничено право собственности на информацию иностранных организаций, иностранных граждан, если эта информация получена (разработана) ими без нарушения законодательства Российской Федерации.

Анализ нормативных документов иностранных государств показывает, что за рубежом также принимаются ограничительный меры в отношении допуска к классифицированной информации* иностранных предприятий или предприятий с долей иностранной собственности.

Так, в США инструкцией по обеспечению секретности в военной промышленности предписано:

• подрядчиком секретного заказа не может быть предприятие расположенное за пределами территорий, находящихся под юрисдикцией США;

• доля иностранной собственности в предприятии не должна позволять иностранным подданным оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия;

 

• иностранные подданные, являющиеся персоналом предприя­тия, не должны допускаться к классифициронаиной (секретной) информации;

• иностранные подданные не должны занимать на предприятии Постов (должностей), позволяющих им оказывать неблагоприятное влияние на политику и практику деятельности предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: