Численность детей в Архангельской области в возрасте до 18 лет составила на 01 января 2014 года 182 326 человек или 15,2 % от общей численности населения Архангельской области.
В Архангельской области не менее 60 процентов молодежи имеют нарушения здоровья. Более 80 процентов населения Архангельской области, в том числе 40 процентов молодежи, не занимаются систематически физической культурой и спортом.
Результаты мониторинга состояния здоровья обучающихся позволяют сделать вывод о том, что 53 процента обучающихся имеют ослабленное здоровье, две трети детей в возрасте 14 лет имеют хронические заболевания, лишь 10 процентов выпускников общеобразовательных организаций могут быть отнесены к категории здоровых.
Важными факторами, негативно влияющими на формирование здоровья детей и рост заболеваемости, являются низкая двигательная активность и неэффективное физическое воспитание детей, в том числе с отклонениями в состоянии здоровья. Уроки физической культуры не компенсируют недостаточность двигательной активности обучающихся. Низкая физическая активность, по данным исследований, выявляется у 80 процентов обучающихся общеобразовательных организаций, что способствует росту числа заболеваний сердечно-сосудистой системы, формированию патологии костно-мышечной системы, увеличению травматизма.
Во многом этих негативных последствий можно избежать, если эффективно и целенаправленно осуществлять внедрение физической культуры и спорта в образ жизни детей, подростков и молодежи.
В настоящее время отмечается недостаточное количество спортивных школ, подростковых и детско-юношеских клубов физической подготовки, спортивных клубов в общеобразовательных организациях и по месту жительства.
В системе подготовки спортивного резерва в Архангельской области насчитывается 63 учреждения спортивной направленности, 23 из которых – детско-юношеские спортивные школы, в которых занимается 38 496 тыс. человек по 46 видам спорта, в том числе 27 олимпийским. В подготовке юных спортсменов задействовано 809 тренеров-преподавателей.
В 2013 году количество детей и подростков в возрасте 6 - 15 лет, регулярно занимающихся спортом, составило 35,9 процентов от указанной категории жителей Архангельской области. Социальный норматив охвата занимающихся в детских и юношеских спортивных школах, установленный распоряжением Правительства Российской Федерации от 03 июля 1996 года № 1063-р, составляет 20 процентов.
Вместе с тем необходимо отметить, что за последние годы наблюдается устойчивый прогресс в сфере развития детско-юношеского спорта.
Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 года № 172 «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)» определена задача дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепление здоровья населения.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» в объем недельной учебной нагрузки общеобразовательных организаций всех видов и типов вводится третий час физической культуры.
Несмотря на положительные моменты в организации массового детско-юношеского спорта, детского отдыха и оздоровления, комплекс мер, реализуемых государством и обществом, сохраняется немало проблем, прежде всего связанных с:
отсутствием единой программы действий развития детско-юношеского и школьного спорта, активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи;
с обеспеченностью кадрами для организации работы в сфере физической культуры и спорта;
недостаточно развитой инфраструктурой и обеспечением доступности объектов спорта для всех категорий населения.
Органы местного самоуправления, на которые возложены полномочия в развитии детско-юношеского и школьного спорта, организации активного отдыха и оздоровления детей, подростков и молодежи не имеют достаточного объема бюджетных средств, а материальная база отличается существенной изношенностью. Проблема дефицита финансирования организаций спортивной направленности приводит к росту платных услуг в детско-юношеском спорте, что также снижает возможности детей из социально необеспеченных семей заниматься спортом.
Уровень эффективности спортивных школ по подготовке спортсменов высокого класса зависит от отбора перспективных для занятий спортом детей и подростков, их состояния здоровья, психологической и физической готовности к высоким нагрузкам.
Для более эффективной работы по достижению задач, направленных на укрепление системы физического воспитания и развития детско-юношеского и школьного спорта, необходимо формирование единой системы мер, участниками которой будут органы исполнительной и законодательной власти различных уровней, а также общественность.
V. Развитие физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта
Во исполнение поручения Губернатора Архангельской области от 24 января 2014 года в части создания на базе образовательных организаций спортивных клубов, доведя долю образовательных организаций, на базе которых будут созданы клубы до 100 процентов к 2017 году, в Концепции особое внимание уделено развитию детско-юношеского спорта в образовательных организациях.
В данном направлении определены следующие приоритеты:
создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд на базе общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организациях и других;
создание условий функционирования детско-юношеских спортивных клубов, спортивных клубов образовательных организаций детско-юношеских спортивно-адаптивных клубов и спортивных команд по месту жительства детей и подростков на территории муниципальных образований Архангельской области;
с учетом внедрения 3-го урока физической культуры в образовательных организациях обеспечение повышения эффективности обязательных уроков физической культуры посредством придания им целевой направленности учебно-тренировочного процесса на овладение техническими элементами игровых видов спорта, развитие физических качеств, подготовку к соревновательной деятельности;
активное внедрение Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» на территории Архангельской области;
обеспечение повышения квалификации тренеров-преподавателей не реже одного раза в пять лет для поддержания необходимого профессионального уровня;
укрепление материально-технической базы, через включение в программы развития образовательных организаций оснащение их современным спортивным инвентарем и оборудованием, а в программы развития муниципальных образований - реконструкцию стадионов и спортивных залов образовательных организаций;
организация медицинского обеспечения детей и подростков, занимающихся физкультурой и спортом.
Результатами реализации комплекса мер по развитию физической культуры и массового детско-юношеского и школьного спорта:
обеспечение доступности занятий физической культурой и спортом для всех категорий обучающихся;
увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом;
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости, преступности, а также иных негативных проявлений;
снижение количества обучающихся, освобожденных от занятий физической культурой, и лиц, отнесенных к специальным медицинским группам.