Организационные договоры

Четвертую группу составляют организационные договоры, т.е. договоры, направленные на организацию торговой деятельности. В эту группу можно включить несколько видов договоров: договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с коммерческими организациями по различным вопросам осуществления коммерческой деятельности; договоры о межрегиональных поставках; соглашения между союзами, ассоциациями, иными некоммерческими организациями, объединяющими производителей, и некоммерческими организациями, объединяющими торговцев, и др.

Гражданский кодекс РФ регулирует лишь некоторые из организационных договоров (например, договор о простом товариществе, договор об организации перевозок грузов). В правоприменительной же деятельности заключаются самые разнообразные организационные договоры между предпринимателями, органами государственной власти и местного самоуправления, условия которых вырабатывают стороны самостоятельно.

Охватить все организационные договоры, проведя их классификацию по предмету, не представляется возможным ввиду разнообразия и многочисленности организационных договоров. Однако в качестве классификационного критерия можно использовать субъектный состав заключаемых договоров. В соответствии с данным критерием выделяются:

- договоры между органами государственной власти разных уровней;

- договоры между органами государственной власти и местного самоуправления и предпринимателями;

- договоры между некоммерческими объединениями (союзами, ассоциациями) предпринимателей различных отраслей;

- договоры между предпринимателями (коллективными и (или) индивидуальными).

Так, весьма распространены заключаемые соглашения между органами исполнительной власти субъектов РФ о взаимных поставках товаров из одного региона в другой. В таких соглашениях согласовываются общие объемы поставляемых товаров и определяются поставщики и покупатели, которые затем заключают между собой договоры поставки. Заключение подобных соглашений предусмотрено, к примеру, в Законе города Москвы от 12 июля 2006 г. N 39 "О продовольственной безопасности города Москвы", где указано, что в целях развития интеграции с производителями сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в заключаемых договорах и соглашениях города Москвы с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области сотрудничества в продовольственной сфере предусматриваются в числе прочих условия, направленные на снижение зависимости продовольственного рынка от импорта путем увеличения поставок отечественных пищевых продуктов в город Москву (ст. 8).

Договоры органов исполнительной власти и местного самоуправления с организациями оптовой и розничной торговли, производственными, строительными и иными предпринимателями заключаются по вопросам оказания помощи и содействия соответствующему образованию в решении экономических и социальных задач. В частности, в договорах с торговыми организациями предусматриваются обязанности торговцев по поддержанию объемов продаж необходимого населению ассортимента потребительских товаров, продажа по льготным ценам определенной группы товаров ветеранам, инвалидам и другим социально незащищенным слоям населения и др. В свою очередь органы исполнительной власти или местного самоуправления могут принимать на себя обязательства по снижению ставок арендной платы, предоставлению льгот по налогам и т.п.

Соглашения между ассоциациями (союзами) торговцев и хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров, предусмотрены в Законе о госрегулировании торговли (ст. 12).

Такие соглашения заключаются в целях соблюдения принципа добросовестности при заключении и исполнении договоров поставки в торговые сети. Как было уже сказано, Закон о госрегулировании торговли значительно расширил формы участия некоммерческих организаций в формировании государственной политики в торговле, тем самым повысив их роль в становлении добросовестных рыночных взаимоотношений товаропроизводителей и торговцев. Так, в настоящее время представителями различных объединений производителей продовольствия разрабатывается проект кодекса добросовестных практик, представляющего собой свод ненормативных правил

Характерные черты организационных договоров:

- они направлены на определение общих условий взаимной деятельности сторон,

- не носят имущественного характера,

- имеют особый субъектный состав, в который не включаются граждане,

- заключаются бессрочно либо на длительный срок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: