Рынок алкогольной продукции характеризуется достаточно жестким государственным регулированием и контролем не только за реализацией, но и за производством и другими видами деятельности с алкогольной продукцией.
В правовом регулировании производства и оборота алкогольной продукции преобладают императивные нормы, устанавливающие позитивные обязывания и запреты. Активное вмешательство государства в данную сферу деятельности вызывается крайне нестабильной ситуацией на рынке алкогольной продукции, многочисленными случаями отравлений некачественной алкогольной продукцией.
Целями государственного регулирования рассматриваемых отношений являются обеспечение населения безопасной и качественной алкогольной продукцией, ограничение потребления алкогольной продукции, защита экономических интересов России, а также обеспечение легальности производства и оборота этилового спирта, служащего сырьем для производства алкогольной продукции.
В настоящее время функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также функции по контролю за производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, по надзору и оказанию услуг в этой сфере, осуществляет Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование).
|
|
Основной ФЗ - Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции".
Существенные изменения и дополнения, направленные на ужесточение требований к субъектам рынка алкогольной продукции, были внесены в Закон об алкогольной продукции Федеральным законом от 21 июля 2005 г. N 102-ФЗ, однако государственная монополия на производство и (или) оборот данного товара введена не была, хотя законопроект о введении государственной монополии на поставку алкогольной продукции был разработан и рассматривался Государственной Думой, но был отклонен.
В соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 218-ФЗ, предмет регулирования данного Закона значительно расширен. Действие Закона об алкогольной продукции распространяется не только на отношения в рассматриваемой сфере, участниками которых являются юридические лица независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, отвечающие требованиям, установленным данным Законом, но и на отношения, участниками которых являются индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу спиртосодержащей непищевой продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, и на отношения физических лиц, состоящих в трудовых отношениях с юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, и непосредственно осуществляющих отпуск алкогольной продукции покупателям по договору розничной купли-продажи, а также на отношения, связанные с потреблением (распитием) алкогольной продукции.
|
|
Закон не регулирует:
- отношения по осуществлению деятельности граждан, производящих не в целях сбыта продукцию, содержащую этиловый спирт;
- обращение лекарственных средств, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных в установленном порядке и включенных в государственный реестр лекарственных средств, за исключением производства, оборота и (или) использования этилового спирта по фармакопейным статьям;
- деятельность аптечных организаций, связанную с изготовлением и отпуском лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт и изготавливаемых по рецептам;
- деятельность организаций, связанную с обращением лекарственных препаратов для ветеринарного применения, содержащих этиловый спирт.
Таким образом, действие Закона об алкогольной продукции распространяется на различные виды продукции, как на пищевую, предназначенную для реализации населению, так и на непищевую спиртосодержащую продукцию. Такое правовое регулирование не позволяет в должной мере отразить особенности, присущие алкогольной и иной спиртосодержащей пищевой продукции, в одном законе.