Основные принципы организации

Духовно-нравственного развития

И воспитания

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществля­ется на основе:

нравственного примера педагога;

социально-педагогического партнёрства;

индивидуально-личностного развития;

интегративности программ духовно-нравственного вос­питания;

социальной востребованности воспитания.

Говоря о нравственном примере педагога, следует вспом­нить А. Дистервега, выдающегося немецкого педагога, который считал, что «повсюду ценность школы равняется ценности её учителя». Нравственность учителя, моральные нормы, которы­ми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к уче­никам, коллегам — всё это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся. Никакие воспитательные программы не будут эффективны, ес­ли педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения.

В педагогическом плане среди базовых национальных цен­ностей необходимо установить одну, важнейшую, системообра­зующую, дающую жизнь в душе детей всем другим ценнос­тям — ценность Учителя.

Необходимо существенно повысить государственный и соци­альный статус педагога, уровень его материального обеспечения. Учитель должен стать уважаемым в обществе человеком, а педа­гогическая профессия должна быть престижной для молодёжи.

В современных условиях без социально-педагогического партнерства субъекты образовательного процесса не способны обеспечить полноценное духовно-нравственное развитие и вос­питание обучающихся. Для решения этой общенациональной задачи необходимо выстраивать педагогически целесообразные партнёрские отношения с другими субъектами социализации: семьёй, общественными организациями и традиционными рос­сийскими религиозными объединениями, учреждениями допол­нительного образования, культуры и спорта, СМИ.

Организация социально-педагогического партнёрства может осуществляться путём согласования социально-воспитательных программ общеобразовательных учреждений и иных субъектов социализации на основе национального воспитательного идеа­ла и базовых национальных ценностей. Это возможно при условии, что субъекты воспитания и социализации заинтере­сованы в разработке и реализации таких программ.

Развитие социально-педагогического партнёрства должно стать приоритетной сферой государственной политики. Индиви­дуально-личностное развитие являлось приоритетом отечест­венной педагогики 90-х гг. ХХ в. и остаётся одной из важнейших задач современного образования. В пространстве духовно-нрав­ственного развития оно приобретает полноту своей реализации.

Педагогическая поддержка самоопределения личности, раз­вития её способностей, таланта, передача ей системных науч­ных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации, сами по себе не создают достаточ­ных условий для свободного развития и социальной зрелости личности. Личность несвободна, если она не отличает добро от зла, не ценит жизнь, труд, семью, других людей, общество, Оте­чество, т. е. всё то, в чём в нравственном отношении утвержда­ет себя человек и развивается его личность. Знания наук и нез­нание добра, острый ум и глухое сердце таят угрозу для челове­ка, ограничивают и деформируют его личностное развитие.

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся должны быть интегрированы в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общест­венно полезную. Иными словами, необходима интегратив-ность программ духовно-нравственного воспитания. Одной из таких программ может быть обучение духовным основам религиозной культуры и светской жизни.

Содержание воспитания группируется вокруг базовых на­циональных ценностей. В педагогическом плане каждая из них формулируется как вопрос, обращённый человеком к самому себе, как вопрос, поставленный педагогом перед обучающимся. Это воспитательная задача, на решение которой направлена учебно-воспитательная деятельность.

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для её ре­шения обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обраща­ются к содержанию:

• истории России, российских народов, своей семьи, рода;

• жизненного опыта своих родителей, предков;

• традиционных российских религий;

• произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

• периодической литературы, СМИ, отражающих современ­ную жизнь;

• фольклора народов России;

• общественно полезной и личностно значимой деятель­ности;

• учебных дисциплин;

• других источников информации и научного знания.

Базовые ценности не локализованы в содержании отдельно­го учебного предмета, формы или вида образовательной дея­тельности. Они пронизывают всё учебное содержание, весь уклад школьной жизни, всю многоплановую деятельность школьника как человека, личности, гражданина.

Система базовых национальных ценностей создаёт смысло­вую основу пространства духовно-нравственного развития лич­ности. В этом пространстве снимаются барьеры между отдель­ными учебными предметами, между школой и семьёй, школой и обществом, школой и жизнью.

Принцип социальной востребованности предполагает, что воспитание, чтобы быть эффективным, должно быть востребо­ванным в жизни ребёнка, его семьи, других людей, общества. Социализация и своевременное социальное созревание ребёнка происходят посредством его добровольного и посильного вклю­чения в решение проблем более взрослого сообщества. Полно­ценное духовно-нравственное развитие происходит, если вос­питание не ограничивается информированием обучающегося о тех или иных ценностях, но открывает перед ним возможности для нравственного поступка.

Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными пробле­мами, которые необходимо решать на основе морального вы­бора. Таких проблем в России множество, и они не уходят даже из жизни самых благополучных, динамично развивающихся стран. Сделать себя нравственнее, добрее, чище — значит сде­лать таким мир вокруг себя.

Программы духовно-нравственного развития и воспитания должны предусматривать добровольное и посильное включение обучающихся в решение реальных социальных, экологических, культурных, экономических и иных проблем семьи, школы, се­ла, района, города, области, республики, России. Традицион­ной и хорошо зарекомендовавшей себя формой социализации являются детско-юношеские и молодёжные движения, органи­зации, сообщества. Они должны иметь исторически и социаль­но значимые цели и программы их достижения.

Организация воспитательного процесса в системе «школа — семья — социум» потребует педагогов, способных не только учить, но и воспитывать обучающихся.

Заключение

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспе­чения духовного единства народа и объединяющих его мораль­ных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотива-ционно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей.

Воспитание человека, формирование свойств духовно разви­той личности, любви к своей стране, потребности творить и со­вершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Авторы благодарят за помощь в работе над текстом Концепции:

Гусейнова Абдусалама Абдулкеримовича — директора Инс­титута философии РАН, академика РАН;

Любимова Льва Львовича — заместителя научного руководи­теля Государственного университета Высшей школы экономики, доктора экономических наук, профессора;

Монахова Сергея Владимировича — заместителя директора ФГУ «Федеральный институт развития образования», кандидата психологических наук;

Мустафина Данила Махмутовича — первого заместителя министра образования и науки Республики Татарстан, кандидата педагогических наук;

Савинова Евгения Степановича — действительного государ­ственного советника Российской Федерации III класса, кандидата технических наук;

Сахарова Андрея Николаевича — директора Института рос­сийской истории РАН, члена-корреспондента РАН;

Семененко Ирину Станиславовну — ведущего научного со­трудника Института мировой экономики и международных от­ношений (ИММО) РАН, доктора исторических наук, профессора.

Учебное издание

Серия «Стандарты второго поколения»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: