Философия же возникает в ситуации незнания истины, ее закрытости для человека. Философ - не мудрец и не пророк: он — не знаток истины, а ее друг, ищущий путь к ней в процессе познания и диалога между участвующими в этом познании людьми. Подобный диалог не есть, конечно, простой обмен мнениями и словами. Его целью является установление истины, и он осуществляется поэтому по общим для всех правилам и законам мышления, т.е. на чисто рациональных основаниях. Здесь никто не обладает монополией на истину, все равны перед ней. Философия и есть поиск истины свободными, равными друг другу и рационально мыслящими людьми, не знающими заранее истину, но убежденными в ее существовании.
Я бы определил философию как мышление человека в свободе - политической и духовной. Расцвет философского знания неслучайно падает на те периоды в истории, когда происходил переход от тиранических и деспотических режимов к гражданскому обществу, или демократии.
Философия, как я говорил, — не только особый способ познания, но и особый способ общения людей по поводу общей для них истины. Еще Кант определял свободу как способность человека ставить перед собой любые цели. Но разве есть наука, которая строит картину МиРа на основании целей - божественных или человеческих, т.е. на основании свободы? На это способен только философ, который судит 0 мире не только по тому, что обнаруживает в опыте внешнего наблюдения и эксперимента, но и в соответствии со своими представлениями о елаемом, должном, идеальном. Потому он и критичен по отношению к наличному миру.
|
|
Формирование современной системы философского знания. Место социальной философии в этой системе
(Вопрос № 3 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 40–96.