Роль философии XVII в. (Р. Декарт, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Б. Спиноза) в формировании классического естествознания и естественно-правовой парадигмы социального знания

(Вопрос № 14 канд. экз.)

Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 263–277.

Каковы реальные достижения осуществления реформации как великого проекта модерна?

Реформация как осуществление первого великого проекта модерна европейского общества привела к результатам, которые радикально изменили всю социальную жизнь европейских государств.

Во-первых, серьезно были подорваны (а в отдельных странах вообще Уничтожены) позиции католической церкви как главного оплота феодального порядка не только в религиозно-духовном, но и в социально-экономическом отношении.

Во-вторых, был заложен фундамент самостоятельного национального Развития отдельных европейских государств.

В-третьих, согласно М. Веберу, в процессе реформационного движения возник дух капитализма. Иными словами, в религиозной оболочке сформиро­валась идеология раннего капиталистического развития Европы, нацелившая многие европейские страны на путь развития техногенного общества.

В-четвертых, отрицание Священного предания как источника рели­гиозной веры, схоластизированного средневекового аристотелизма, идеи открытой «книги Природы» и общий антидогматизм, присущий радикаль­ному крылу реформационного движения, способствовали развертыванию научной революции в Европе, начатой публикацией в 1543 г. книги Николая Коперника.

Какие противоречия реформации выявились в процессе осуществления этого проекта модерна?

Как побочный продукт Реформации и наивысшего ее проявления - Ан­глийской революции — путем «проб и ошибок» были заложены в Англии основы правового государства, разделения властей, избираемости законо­дательной власти в лице парламента. Иначе говоря, основные принципы политического устройства, необходимые для возникновения и функциони­рования техногенного общества.

Осуществление на практике Реформации как великого проекта модерна выявило его фундаментальные противоречия.

1. В процессе реформационного движения - особенно в эпоху Великой английской революции - выявилось, что непререкаемый авторитет Священ­ного Писания, на который ссылались великие реформаторы, допускает столь разные и притом диаметрально противоположные толкования, что он не может стать основой социально-религиозных преобразований в Западной Европе.

2. Нацеленность великих реформаторов на возрождение учения перво­начального христианства (как, впрочем, ориентация деятелей Ренессанса на возрождение античной культуры) не позволяла ни реформаторам, ни деятелям Возрождения предложить действительно реалистический проект, устремлен­ный не на прошлое, а на будущее исторического развития Европы.

3. Реформация в целом - особенно Английская революция - показала, что создать богоугодное правление в светских отношениях (на чем настаивали радикальные реформаторы) невозможно, в силу того, что никто не может утверждать с очевидностью, в чем это богоугодное правление состоит.

4. Хотя научная революция Коперника-Кеплера-Галилея серьезно по­дорвала интеллектуальные позиции теоцентрической картины мира в области астрономии и отчасти физики, но за пределами этой революции остались целые области естествознания (многие разделы физики, биология, химия и др.), где по-прежнему господствовали схоластизированный аристотелизм или различного рода герметические и эзотерические учения типа астрологии и алхимии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: