(Вопрос № 14 канд. экз.)
Авторский текст // Практикум по философии: Социальная философия. – Мн., 2007. – С. 263–277.
Каковы реальные достижения осуществления реформации как великого проекта модерна?
Реформация как осуществление первого великого проекта модерна европейского общества привела к результатам, которые радикально изменили всю социальную жизнь европейских государств.
Во-первых, серьезно были подорваны (а в отдельных странах вообще Уничтожены) позиции католической церкви как главного оплота феодального порядка не только в религиозно-духовном, но и в социально-экономическом отношении.
Во-вторых, был заложен фундамент самостоятельного национального Развития отдельных европейских государств.
В-третьих, согласно М. Веберу, в процессе реформационного движения возник дух капитализма. Иными словами, в религиозной оболочке сформировалась идеология раннего капиталистического развития Европы, нацелившая многие европейские страны на путь развития техногенного общества.
|
|
В-четвертых, отрицание Священного предания как источника религиозной веры, схоластизированного средневекового аристотелизма, идеи открытой «книги Природы» и общий антидогматизм, присущий радикальному крылу реформационного движения, способствовали развертыванию научной революции в Европе, начатой публикацией в 1543 г. книги Николая Коперника.
Какие противоречия реформации выявились в процессе осуществления этого проекта модерна?
Как побочный продукт Реформации и наивысшего ее проявления - Английской революции — путем «проб и ошибок» были заложены в Англии основы правового государства, разделения властей, избираемости законодательной власти в лице парламента. Иначе говоря, основные принципы политического устройства, необходимые для возникновения и функционирования техногенного общества.
Осуществление на практике Реформации как великого проекта модерна выявило его фундаментальные противоречия.
1. В процессе реформационного движения - особенно в эпоху Великой английской революции - выявилось, что непререкаемый авторитет Священного Писания, на который ссылались великие реформаторы, допускает столь разные и притом диаметрально противоположные толкования, что он не может стать основой социально-религиозных преобразований в Западной Европе.
2. Нацеленность великих реформаторов на возрождение учения первоначального христианства (как, впрочем, ориентация деятелей Ренессанса на возрождение античной культуры) не позволяла ни реформаторам, ни деятелям Возрождения предложить действительно реалистический проект, устремленный не на прошлое, а на будущее исторического развития Европы.
|
|
3. Реформация в целом - особенно Английская революция - показала, что создать богоугодное правление в светских отношениях (на чем настаивали радикальные реформаторы) невозможно, в силу того, что никто не может утверждать с очевидностью, в чем это богоугодное правление состоит.
4. Хотя научная революция Коперника-Кеплера-Галилея серьезно подорвала интеллектуальные позиции теоцентрической картины мира в области астрономии и отчасти физики, но за пределами этой революции остались целые области естествознания (многие разделы физики, биология, химия и др.), где по-прежнему господствовали схоластизированный аристотелизм или различного рода герметические и эзотерические учения типа астрологии и алхимии.