(см. №5 в 3.5)
Как в процессе развертывания этих революций проявились противоречия Просвещения как великого проекта модерна? В чем заключались эти противоречия?
(см. №6 в 3.6)
Почему именно немецкая классическая философия конца XVIII – начала XIX вв. явилась процессом переосмысления итогов социальных и научных революций?
Во-первых, как известно, немецкая просветительская мысль в XVIII в. развивалась в большей степени под влиянием Г.В. Лейбница и его ученика X. Вольфа, в отличие от более известных в XVIII в. английской и французской просветительской мысли, базирующихся на идеях Д. Локка и И. Ньютона. Однако Г.В. Лейбниц являлся критиком сенсуалистического эмпиризма Д. Локка в области теории познания и механистической картины мира И. Ньютона в области естествознания. Поэтому немецкая интеллектуальная общественность была настроена достаточно критически по отношению к концепциям французского и английского Просвещения, составляющих основу естественно-правовой парадигмы социального познания и эмпирико-экспериментальной методологии в области естествознания.
Во-вторых, социальная мысль Франции и Англии конца XVIII - начала XIX в. была полностью вовлечена в решение тех практических задач, которые встали перед этими странами в результате Великой французской революции и промышленного переворота в Англии. Поэтому ей не хватало той отрешенности от сиюминутных проблем, которая и порождает глубокую рефлексию над фундаментальными основаниями социального знания. Но именно эта рефлексия влечет за собой пересмотр этих оснований и переход к новой парадигме социального знания. Поскольку Германия этого периода европейской истории находилась как бы на периферии великих социальных событий, немецкая философская мысль получила исторический шанс открыть новые перспективы развития социального и естественнонаучного знания.
Родоначальником немецкой классической философии конца ХУШ-на-чала XIX в. по праву является великий немецкий мыслитель И. Кант (1724-1804). Под влиянием Д. Юма и Ж.-Ж. Руссо, которые, как отмечал сам немецкий мыслитель, пробудили его от «догматической спячки», Кант направляет критицизм просветительской философии на анализ самих оснований просветительского разума.
Обратившись к изучению познавательных способностей субъекта и пытаясь найти общезначимость научного знания в познавательной деятельности субъекта, а не в объекте познания, И. Кант совершает «коперниканский переворот» в философии.