1. Словарный диктант (взаимопроверка по образцу).
Артиллерия, винегрет, конфорка, палисадник, реверанс, сельдерей, увертюра, хрестоматия, интеллигенция, обаяние, обоняние, периферия, феномен, фразеология, хризантема, досуг, квартал, тефтели.
2. Грамматическое задание.
Вариант I. Выделить слова с удвоенной согласной, прокомментировать правописание слов с удвоенной согласной.
Вариант II. Расставить в словах ударения, прокомментировать.
III. Сообщение темы урока.
1. Анализ предложений, записанных на доске.
1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.
2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.
3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.
4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.
5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.
6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?
Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.
Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.
|
|
2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72
Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»
Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.
IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.
Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:
1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;
2) сложносочиненное с тем же союзом.
Начертить схемы предложений.
Вариант I.
Наступил первый учебный день и …
Наступил первый учебный день, и …
Вариант II.
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …
Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …
Вариант III.
Уже появилось на небе солнышко, и …
Уже появилось на небе солнышко и …
V. Итог урока.
Домашнее задание. § 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.
Урок 16 Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОРЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
|
|
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.