II. Лингвистическая разминка

1. Словарный диктант (взаимопроверка по образцу).

Артиллерия, винегрет, конфорка, палисадник, реверанс, сельдерей, увертюра, хрестоматия, интеллигенция, обаяние, обоняние, периферия, феномен, фразеология, хризантема, досуг, квартал, тефтели.

2. Грамматическое задание.

Вариант I. Выделить слова с удвоенной согласной, прокомментировать правописание слов с удвоенной согласной.

Вариант II. Расставить в словах ударения, прокомментировать.

III. Сообщение темы урока.

1. Анализ предложений, записанных на доске.

1) Пришлаосень, И лесаоделись в золотой наряд.

2) Мелькнет в бурьяне белый булыжник, ИЛИ перебежит дорогу суслик.

3) Солнцезашло за горы, НО было еще светло.

4) Вдалеке над городом прогремелгром И блеснула яркая молния.

5) К концу дня, когда мы подъехали к дому, дождьперестал и ветерначал заметно стихать.

6) Это кто так громко разговаривает и почему им так весело?

Вывод предлагается сделать учащимся самостоятельно.

Перед нами сложносочиненные предложения, состоящие в основном из двух простых предложений, соединенных между собой сочинительными соединительными, разделительными и противительными союзами и разделенных запятыми. Однако в четвертом, пятом и шестом предложениях запятые не поставлены, потому что в четвертом предложении есть общий второстепенный член и обе части его объединены им; в пятом предложении кроме общего второстепенного члена есть еще придаточное предложение, а в шестом – обе части являются вопросительными.

2. Чтение § 10 (учебное пособие), с. 41-72

Задание. Внимательно прочитать материал § 10 и ответить на вопрос: «О чем на уроке сказано не было?»

Учащиеся расскажут о том, что сложносочиненное предложение необходимо отличать от простого предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами.

IV. Закрепление изученного. Работа по вариантам.

Задание. Продолжить каждое предложение дважды, чтобы получилось:

1) простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и;

2) сложносочиненное с тем же союзом.

Начертить схемы предложений.

Вариант I.

Наступил первый учебный день и …

Наступил первый учебный день, и …

Вариант II.

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки и …

Ветер подхватил сено, разложенное для просушки, и …

Вариант III.

Уже появилось на небе солнышко, и …

Уже появилось на небе солнышко и …

V. Итог урока.

Домашнее задание. § 10,составить 5 сложносочиненных предложений с общим второстепенным членом, произвести синтаксический разбор, построить схемы.

 

 

Урок 16 Тема: СИНТАКСИЧЕСКИЙ И ПУНКТУАЦИОННЫЙ РАЗБОРЫ СЛОЖНОСОЧИНЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс

 

Цель: научить последовательно осуществлять синтаксический и пунктуационный разборы сложносочиненного предложения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Учащиеся представляют самостоятельно составленные 5 сложносочиненных предложений, разбирают их синтаксически, строят схемы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: