1. Записать предложения, раскрывая скобки и ставя придаточное после определяемого слова.
1) В реке водится рыба (что протекает возле нашего села).
2) В доме живет участник Великой Отечественной войны (который стоит рядом со школой).
3) На дне лесного оврага бежал по каменистому руслу ручей (куда мы пришли).
2. Найти и исправить ошибки в построении предложений (предупреждаем, что одно и то же существительное нельзя пояснять придаточным предложением и причастным оборотом).
1) Струи фонтана, которые искрились на солнце и бившие, казалось, в самое небо, освежали воздух.
2) Огромная туча, которая медленно двигалась и покрывающая небо, заставила нас отказаться от прогулки.
3) Занятия, которые проводил с нами новый учитель физкультуры, очень интересовавшие ребят, я посещал аккуратно.
3. Выяснить, почему герою романа И. А. Гончарова «Обломов» не понравилось его письмо.
Илья Ильич сел к столу и быстро вывел:
«Милостивый государь! Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые перестройки, вполне соответствует моему образу жизни…»
|
|
4. Объяснить, в чем А. Чехов отступает от литературных норм при употреблении придаточных определительных?
1) Вы меня извините, я человек, который работающий…
2) Я человек, который в чинах, и то живу просто.
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 22, упр. 112, 115.
Урок 29 Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫМИ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными изъяснительными; формировать умение строить, правильно произносить, писать и употреблять их в речи.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Словарно-семантическая работа.
Привилегия – преимущественное право, льгота.
Проселок – грунтовая дорога между небольшими населенными пунктами.
Запомнить правописание: как будто; во что бы то ни стало.
III. Актуализация знаний учащихся о придаточных изъяснительных.
Выполнение упражнения 117, с. 75–76.
Степень понимания основного семантического признака придаточных изъяснительных проверяется с помощью вопроса: почему изъяснительные придаточные предложения обычно не стоят перед главным?
IV. Обобщение и закрепление знаний (§ 23), составление плана статьи.
V. Формирование речевых и пунктуационных умений и навыков.
1. Выполнение упр. 118 – I вариант.
2. Выполнение упр. 119 – II вариант.
3. Выполнение задания – III вариант.
Заменить предложения с прямой речью сложноподчиненными с придаточными изъяснительными.
|
|
«Война отняла у меня всех: и отца, и мужа, и брата», – сказала она глухо. (В. Чубакова.)
«Выдержу, не струшу», – произнесла Женя вслух. (Б. Полевой.)
«Морозка! – крикнул Бакланов вслед уезжавшим. – Вы все-таки не теряйте друг друга из виду». (А. Фадеев.)
«Максим Максимыч, не хотите ли чаю?» – закричал я ему в окно. (М. Лермонтов.)
VI. Итог урока.
Домашнее задание. § 23, упр. 120.
Уроки 32–33 Тема: СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ. СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ВРЕМЕНИ
Категория: Поурочные планы по русскому языку 9 класс
Цели: углубить и расширить знания о структурно-семантических признаках сложноподчиненных предложений с придаточными обстоятельственными времени и места.
Ход урока
I. Организационный момент.