Переход общеобразовательной школы к единому государственному экзамену требует специальной дополнительной подготовки учащихся. Ее следует начинать еще в основной школе. В старшей школе такая подготовка становится особенно актуальной. С этой целью мной разработана система контрольных работ по физике в 11 классе общеобразовательной школы.
Каждая контрольная работа, рассчитанная на один урок, является как бы тематическим фрагментом ЕГЭ. Контрольная работа включает в себя шесть вариантов. Уровень сложности пяти заданий дифференцирован. В контрольной работе – три теста с выбором ответа и две задачи (одна проще, другая сложнее). Через три минуты после начала контрольной ответы на тесты собираются учителем, а учащиеся начинают решать задачи. Таким образом, темп решения тестов(1вопр./мин.) оказывается максимально приближенным к условиям ЕГЭ.
Задачи оформляются традиционно: краткое условие, чертеж, расчетные формулы с краткими пояснениями, подстановка числовых данных, проверка единиц физических величин. Полная гласность подведения итогов контрольной работы обеспечивается детальной информированностью учащихся и системой выставления оценки. Правильно решенный тест оценивается в 1 балл, простая 4-я задача – в 2 балла, более сложная 5-я – в 3 балла. Оценка за контрольную работу выставляется в зависимости от суммарного балла, полученного учащимся за правильные ответы на вопросы и задачи, по следующее шкале:
|
|
Суммарный балл | 7 – 8 | 5 – 6 | 3 – 4 | 0 – 2 |
Оценка |
Подобная структура контрольной работы позволяет объединить текущий контроль усвоения материала (задания 1 – 3) с проверкой глубины понимания физической теории
(задачи 4, 5). Имея сводные данные по ответу на каждый вопрос и по решению каждой задачи, учитель может составить представление о динамике изучения материала каждым учащимся. Например, если учащийся регулярно правильно отвечает на первые три вопроса, но не справляется с четвертой и пятой задачами, это означает, что он достаточно (на репродуктивном уровне) представляет себе материал курса. Наоборот, если учащийся регулярно решает пятую задачу, но неправильно отвечает на остальные вопросы, то это свидетельствует о достаточно глубоком, но фрагментарном изучении им курса.
Литература.
- В.А.Касьянов. Физика.11 кл.: Тематическое и поурочное планирование. – М.: Дрофа,2002.
- В.А.Касьянов. Единый государственный экзамен по физике в России и SAT-II в США. – «Физика» № 40/03, с.2.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 11 класс/ Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. – М.: «Интеллект-Центр», 2002.
- Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. Физика 10 класс/ Коноплич Р.В., Орлов В.А., Добродеев Н.А., Татур А.О. – М.: «Интеллект-Центр», 2002.
- Кирик Л.А. Физика-11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2003.
- Кирик Л.А. Физика-10. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. – М.: «Илекса», 2003.
- Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика/ Орлов В.А., Ханнанов Н.К., Фадеева А.А. – М.: «Интеллект-Центр», 2003.
- Л. В. Пигалицын. Тематические тесты по физике. 11 класс. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.
|
|
Контрольная работа №1. «Закон Ома для участка цепи»............................................................. 3
Контрольная работа № 2. «Закон Ома для замкнутой цепи»........................................................ 6
Контрольная работа №3. «Магнетизм»......................................................................................... 10
Контрольная работа №4. «Электромагнитная индукция».......................................................... 13
Контрольная работа № 5. «Переменный ток».............................................................................. 16
Контрольная работа №6. «Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона» 19
Контрольная работа №7. «Отражение и преломление света»................................................... 23
Контрольная работа № 8. «Геометрическая оптика»................................................................. 26
Контрольная работа №9. «Волновая оптика»............................................................................... 29
Контрольная работа №10. «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества»... 32
Контрольная работа № 11. «Физика высоких энергий»............................................................... 35
Ответы.................................................................................................................................................. 38
Контрольная работа по теме «Закон Ома для участка цепи»...................................................... 38
Контрольная работа по теме «Закон Ома для полной цепи»........................................................ 38
Контрольная работа по теме «Магнетизм»................................................................................... 38
Контрольная работа по теме «Электромагнитная индукция».................................................... 38
Контрольная работа по теме «Переменный ток»......................................................................... 39
Контрольная работа по теме «Излучение и прием электромагнитных волн радио- и СВЧ-диапазона» 39
Контрольная работа по теме «Отражение и преломление света»............................................. 39
Контрольная работа по теме «Геометрическая оптика»............................................................ 39
Контрольная работа по теме «Волновая оптика»......................................................................... 40
Контрольная работа по теме «Квантовая теория электромагнитного излучения вещества» 40
Контрольная работа по теме «Физика высоких энергий»............................................................. 40
Контрольная работа №1.
«Закон Ома для участка цепи»
Вариант 1
1. За направление электрического тока принимается направление движения под действием электрического поля…
А. электронов;
Б. нейтронов;
В. положительных зарядов;
Г. отрицательных зарядов.
2. Как и на сколько процентов изменится сопротивление однородного цилиндрического проводника при одновременном увеличении в два раза его длины и диаметра?
А. Увеличится на 200%;
Б. Увеличится на 100%;
В. Увеличится на 50%;
Г. Уменьшится на 50%.
3. Найдите сопротивление участка цепи между точками А и В (рис. 1).
В |
3 Ом |
3 Ом |
12 Ом |
4Ом |
Рис. 1 |
А. 0,5 Ом;
Б. 2 Ом;
В. 3 Ом;
Рис. 2 |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
2R |
2R |
А |
В |
I |
I |
4. Вблизи Земли концентрация протонов, испускаемых Солнцем (солнечный ветер), n = 8,7·10 – 6 м - 3 , а их скорость v = 470 км/с. Найдите силу тока, принимаемого Землей, в солнечном ветре. Площадь поверхности сферы радиусом R равна S = 4πR².
5. Найдите напряжение между точками А и В (рис. 2).
|
|
Вариант 2
1. Как изменилась сила тока в цепи, если скорость направленного дрейфа электронов увеличилась в 2 раза?
А. Не изменилась;
Б. Увеличилась в 2 раза;
В. Увеличилась в 4 раза;
Г. Среди ответов А – Г нет правильного.
2. Длина латунного и серебряного цилиндрических проводников одинакова. Диаметр латунного проводника в четыре раза больше серебряного. Во сколько раз сопротивление серебряного проводника больше латунного, если удельное сопротивление серебра в пять раз меньше, чем латуни?
А. 3,2; Б. 4; В. 6; Г. 7,2.
3.
0,5 |
1,5 |
U, V |
I, A |
Рис. 3 |
А. 1 В; Б. 2 В; В. 3 В; Г. 4 В.
4. Через проводник длиной 12 м и сечением 0,1 мм², находящийся под напряжением 220 В, протекает 4 А. Определите удельное сопротивление проводника.
I |
I |
А |
B |
Рис. 4 |
6 Ом |
6 Ом |
3 Ом |
8 Ом |
4 Ом |
5. Найдите напряжение между точками А и В (рис. 4), если сила тока на этом участке цепи 3 А.
Вариант 3
1. Единица силы тока в СИ называется
А. вольт;
Б. ватт;
В. ампер;
Г. джоуль.
2. Удельное сопротивление проводника ρ может быть вычислено по формуле
V |
V |
3 Oм |
3 Oм |
6 Oм |
Рис. 5 |
3. На участке схемы (рис. 5) включены два вольтметра. Показание первого вольтметра 2 В, показание второго
А. 2 В; Б. 3 В; В. 4 В; Г. 6 В.
4.
R4 |
R 1 |
R 3 |
R 5 |
R 2 |
Рис. 6 |
5. Вычислите сопротивление цепи, представленной на рисунке 6, если R= 1 Ом.
Вариант 4
1. Закон Ома для участка цепи можно записать в виде
А. ; Б. ;
В. ; Г. .
2. Результаты измерения силы тока в резисторе при разных напряжениях на его клеммах показаны в таблице:
|
|
U,B | ||||||
I,A | 2.0 | 4.0 | 6.0 | 8.0 | 10.0 |
При напряжении 3,5 В показания амперметра…
А. 6,5 А; Б. 7,0 В; В. 7,5 В; Г. предсказать невозможно.
3. К участку цепи из двух параллельно соединенных резисторов сопротивлением 10 и 20 Ом подходит ток 12 мА. Через каждый резистор течет ток соответственно
А. 10 мА; 2 мА. Б. 2мА; 10 мА.
В. 30мА; 8 мА. Г. 8 мА; 4 мА.
4.
2 R |
2 R |
2 R |
2 R |
R |
R |
Рис. 7 |
меди 1,7·10 – 8 Ом·м.
5. Вычислите сопротивление цепи, представленной на рисунке 7, если R = 1 Ом.
Вариант 5
1. Какая из приведенных ниже формул применяется для вычисления мощности электрического тока:
А. ; Б. ;
В. ; Г. .
2. Как изменится сила тока, протекающего через проводник, если увеличить в 2 раза напряжение на его концах, а длину проводника уменьшить в 2 раза?
А. Не изменится;
Б. Увеличится в 2 раза;
2 Ом |
1 Ом |
2 Ом |
Рис. 8 |
Г. Уменьшится в 2 раза.
3. Сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке 8, равно
А. 5 Ом; Б. 2 Ом; В. 1/2 Ом; Г. 1/5 Ом.
Рис. 9 |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
R |
4. Рассчитайте силу тока, проходящего по медному проводу длиной 100 м и площадью поперечного сечения 0,5 мм² при напряжении 6,8 В. Удельное сопротивление меди 1,7·10 – 8 Ом·м.
5. Вычислите сопротивление участка цепи, изображенного на рисунке 9, если R = 2 Ом.
Вариант 6
1. Какова сила тока в цепи, если на резисторе с электрическим сопротивлением 20 Ом напряжение равно 10 В?
А. 0,6 А; Б. 0,3 А; В. 0,5 А; Г. 10А.
2. При увеличении напряжения на некотором участке цепи в 3 раза выделяемая на этом участке мощность тока:
А. увеличится в 3 раза;
Б. не изменится;
В. увеличится в √3 раз;
R |
R |
R |
R |
t |
t |
t |
t |
А Б В Г |
Рис. 10 |
3. Какой из приведенных ниже графиков (рис. 10) соответствует зависимости сопротивления металлического проводника от температуры?
4. Определите напряжение на концах стального проводника длиной 140 см и площадью поперечного сечения 0,2 мм², в котором сила тока 250 мА. Удельное сопротивление стали 2·10– 7 Ом·м.
R 2 |
R 1 |
R 3 |
R 4 |
R 5 |
R 6 |
Рис. 11 |
5. Определите общее сопротивление цепи, изображенной на рисунке 11, если R1=1/2 Ом, R2=3/2 Ом, R3=R4=R5= 1 Ом, R6= 2/3 Ом.
Контрольная работа № 2.
«Закон Ома для замкнутой цепи»
- |
+ |
I = 2 A |
5 Ом |
1 Ом |
Рис. 12 |
1. Найдите ЭДС источника тока (рис. 12).
А. 10В; Б. 12 В; В. 14 В; Г. 16 В.
- |
+ |
0,5 Ом |
1,5 Ом |
Рис. 13 |
- |
+ |
2. Найдите направление и силу электрического тока (рис. 13).
А. По часовой стрелке, 1А;
Б. По часовой стрелке, 11 А;
В. Против часовой стрелки, 1 А;
Г. Против часовой стрелки, 11 А.
R 1 |
Рис. 14 |
+ |
- |
R 2 |
R 3 |
3. Найдите силу тока через резистор R1, если сопротивления резисторов R1 =R2=R3=10 Ом (рис. 14). Внутренним сопротивлением источника тока можно пренебречь.
А. 5 А; Б. 10 А; В. 15 А; Г. 20 А.
4. К источнику тока с ЭДС 8 В и внутренним сопротивлением 3,2 Ом подключен нагреватель сопротивлением 4,8 Ом. Чему равна сила тока в цепи?
5. Определите силу тока при коротком замыкании батарейки с ЭДС 9 В, если при замыкании ее на внешнее сопротивление 3 Ом ток в цепи равен 2 А.
10 Ом |
8 В |
4 В |
Рис.15 |
Вариант 2
1. Определите направление и величину силы тока в резисторе (рис. 15).
А. По часовой стрелке, 0,4А; Б. По часовой стрелке, 1,2А;
В. Против часовой стрелки, 0,4А; Г. Против часовой стрелки, 1,2А.
10 Ом |
Рис. 16 |
+ |
- |
А |
А2 |
А1 |
5 Ом |
I |
I1 |
I2 |
2. В электрической цепи, приведенной на рисунке 16, сила тока через амперметр А I = 3 А. Сопротивление резисторов R1 = 10 Ом и R2 = 5 Ом. Внутренним сопротивлением амперметров и источника тока можно пренебречь. Найдите силу тока I 1 , протекающего через амперметр А1.
А. 1 А; Б. 2 А; В. 3 А; Г. 4А.
3. По условию задания 2 определите величину ЭДС ε источника тока.
А. 5 В; Б. 10 В; В. 15 В; Г. 20 В.
4.
R1 |
+ |
- |
А |
R2 |
+ |
- |
V |
Рис. 17 |
5. Каковы показания амперметра и вольтметра в цепи, изображенной на рисунке 17, если ЭДС источника 6 В, его внутреннее сопротивление 0,2 Ом, R1= 1,8 Ом, R2= 10 Ом?
Вариант 3
1. Сторонними силами, вызывающими разделение зарядов в источнике тока, не могут быть силы
А. химического происхождения;
Б. электростатического происхождения;
В. магнитного происхождения;
Г. термоэлектрического происхождения.
2.
R |
+ |
- |
C |
r |
Рис. 18 |
А. 0; Б. ½ ε; В. ε; Г. .
3. Какой ток течет в электрической цепи, схема которой изображена на рисунке 18?
А. 0; Б.; В.; Г..
4. ЭДС батарейки карманного фонарика равна 3,7 В, внутреннее сопротивление 1,5 Ом. Батарейка замкнута на сопротивление 11,7 Ом. Каково напряжение на зажимах батарейки?
5. Источник тока с ЭДС 2 В и внутренним сопротивлением 0,8 Ом замкнут никелиновой проволокой длиной 2,1 м и сечением 0,21 мм². Определите напряжение на зажимах источника тока. Удельное сопротивление никелина ρ = 4,2·10 – 7 Ом·м.
Вариант 4
1.
- |
+ |
- |
+ |
Рис. 19 |
А. 0 Ом; Б. 2 Ом; В. 4 Ом; Г. 8 Ом.
2. В схеме, изображенной на рисунке 19, источники тока одинаковы. ЭДС каждого ε, внутреннее сопротивление r. Какой ток идет в цепи?
А. 0; Б.; В.; Г..
3. Электрическая цепь состоит из источника тока и резистора. Как изменится сила тока, если резистор с сопротивлением R заменить резистором с сопротивлением 2R?
А. Не изменится;
Б. Уменьшится в 2 раза;
R1 |
+ |
- |
+ |
- |
R2 |
Рис. 20 |
Г. Уменьшится менее чем в 2 раза.
4. ЭДС элемента 1,5 В, а внутреннее сопротивление 0,5 Ом. Какова сила тока в цепи, если сопротивление внешней цепи равно 2 Ом?
5. Цепь состоит из источника тока, ЭДС которого 7,5 В, а внутреннее сопротивление 0,3 Ом, и двух параллельно соединенных проводников R1= 3 Ом и R2= 2 Ом (рис. 20). Определите силу тока во втором проводнике.
Вариант 5
- |
+ |
- |
+ |
Рис. 21 |
1. Для единицы измерения ЭДС источника в 1 В справедливо соотношение
А. 1Дж·1А; Б. 1Дж·1Кл; Б. 1Дж/1Кл; Г. 1Кл/1Дж.
2. К точкам 1 и 2 подключены два одинаковых источника с ЭДС ε, внутренним сопротивлением r каждый (рис. 21). Что покажет идеальный вольтметр, подключенный к этим точкам?
А. 0; Б.; В. ε; Г. 2ε.
V |
+ |
- |
Рис. 22 |
3. В схеме, изображенной на рисунке 22, ЭДС источника 5 В, внутреннее сопротивление источника 2 Ом, сила тока через источник 1 А. Показания вольтметра
А. 5 В; Б. 4В; В. 3 В; Г. 1 В.
4. К источнику с ЭДС 12 В и внутренним сопротивлением 1 Ом подключен реостат, сопротивление которого 5 Ом. Найти силу тока в цепи и напряжение на зажимах источника.
5. Гальванический элемент дает на внешнее сопротивление R1= 4 Ом ток I 1 = 0,2 А. Если же внешнее сопротивление R2 = 7 Ом, то элемент дает ток I 2 = 0,14 А. Какой ток даст элемент, если его замкнуть накоротко?
- |
+ |
R |
r |
I |
Рис. 23 |
1. В схеме, изображенной на рисунке 23, ЭДС источника равна
А. ε = IR + Ir; Б. ε =IR – Ir; В. ε =Ir – IR; Г.
2. К зажимам источника тока с ЭДС ε и внутренним сопротивлением r подключен идеальный вольтметр. Его показания
А. 0; Б.; В. ε; Г. 2ε.
- |
+ |
- |
+ |
R |
R |
A |
В |
r |
r |
Рис. 24 |
3. Разность потенциалов между точками А и В в схеме 24 равна
А. 0; Б.; В.; Г. ε.
4.
V |
+ |
- |
А |
R1 |
R2 |
Рис. 25 |
5. Цепь состоит из источника тока с ЭДС 4,5 В и внутренним сопротивлением 1,5 Ом и проводников сопротивлением R1= 1,5 Ом и R2 = 3 Ом (рис.25). Каковы показания амперметра и вольтметра? Каковы будут показания тех же приборов, если параллельно проводнику R2 подключить проводник сопротивлением 3 Ом?