I. Обязанность христианина знать свою веру

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ (1-я беседа)

Мы должны быть православными христианами не только по формальной принадлежности к Церкви, а по истине, то есть – знать:

1. Во что мы веруем;

2. Почему мы веруем;

3. Какие основы нашей веры;

4. И, зная все это, самое главное, – жить по вере, сознательно и ответственно.

Прежде чем говорить и отвечать внешним, нужно самому хорошо разобраться в основных вопросах, и быть действительно носителем христианского духа.Сама по себе христианская вера является достаточно простой. Сложность – не так просто усвоить эти истины Христианской веры. Так как это труд не только и не столько разума, но в том числе и души, причем труд длительный и непростой.

Например, чтобы действительно понимать Святых Отцов, нужно научиться понимать их не только и не столько разумом. Это необходимо делать душой, всей своей жизнью, единством с Тем Богом, о котором писали Святые Отцы.

Так вот, чтобы пройти жизнь настоящего христианина, мы должны иметь теоретическое знание нашей веры. В первую очередь – догматика и история Церкви.

Сегодняшние реалии – в головах многих приходящих в храм людей очень смутные представления о сути христианской веры, причем смешанные с разного рода суевериями, нелепостями и прямым язычеством.

Христианская вера во многом является иерархичной (примеры: чины ангельские, святых, духовенства и др.). Существует очень важная иерархия ценностей, которую всегда нужно иметь в виду, рассуждая о христианской жизни. Если нарушается иерархия христианских ценностей, то искажается строй и сама сущность нашей веры.

1. Самое главное – Христос – Он есть начало, путь цель, смысл, содержание, методы, средства духовной жизни. Он есть Альфа и Омега, начало и конец (Откр. 1:8). Духовная жизнь выстраивается иерархически в последовательности нашего общения со Христом.

2. Таинства Церкви – приобщение Богу, соединение с Церковью земною и небесною.

3. Священное Писание, как откровение Божие, как ориентир для нашей жизни.

4. Священное Предание, как некий зафиксированный в истории опыт христианской духовной жизни.

5. Молитва – наше усилие в духовной жизни.

6. Жизнь по заповедям Божиим и в согласии с учением Церкви.

Всё это является средством, в свое время и в своем месте применяемом в зависимости от многих внешних и внутренних обстоятельств; но цель одна – общение со Христом, Он Сам.

Опасные ошибки:

1. Первая ошибка – когда Бог становится не целью, а средством для жизни, для достижения материальных, социальных и бытовых благ. Когда труд христианина направляется не на то, чтобы быть с Богом и жить жизнью Святого Духа, а на то, чтобы получить что-то от Бога, многие главнейшие элементы христианской жизни теряют свой смысл. Таинства превращаются в магические действия. Священное Писание отходит на второй план. Священное Предание извращается, перевирается, на первое место в церковной жизни выходят нелепейшие суеверия и т.п.

2. Вторая ошибка, или пример нарушения иерархии христианских ценностей – когда человек хочет жить со Христом, идти к Нему, но в качестве пути выбирает формальную сторону жизни, букву, т.е. сводит все отношения с Богом к понятиям «надо» и «нельзя».Когда запреты и правила становятся не средством, а целью религиозной жизни, когда таким образом нарушается вышеупомянутая иерархия духовных ценностей, тогда человек, вместо того, чтобы жить с Богом, рискует впасть в тяжелейшее заблуждение – и, я бы сказал, богоотверженное состояние фарисейства.

Вторая важнейшая сторона в духовной жизни – это правильная христианская жизнь, собственно жизнь по вере. Мы познаем веру не для того, чтобы узнать что-то новое и интересное, в духе сегодняшнего легкомысленного потребления информации, а для того именно, чтобы знать, как жить так, чтобы быть всегда со Христом. Поэтому вера неотделима от благочестия.

II. Бог

В Ветхом Завете говорится: «Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть» (Втор 6:4).

Единственность Бога провозглашается в первой из Десяти ветхозаветных заповедей: «Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исх 20:2–3; Втор 5:6–7).

В Новом Завете Христос утверждает веру в Единого Бога: «Первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь!» (Мк 12:29–30).

По словам святителя Григория Нисского, «Бог по естеству Своему есть всякое мыслимое благо, какое только есть»; «высшее и главное добро есть Само Божество, природа Которого и есть доброта, и когда мы говорим о природе добра, то и по имени, и по существу говорим о Божестве».

Рассматривая имена Бога, мы приходим к выводу, что ни одно из них не может дать нам полного представления о Нем. Говоря о свойствах Бога, мы также обнаруживаем, что их совокупность не есть Бог. Бог превосходит любое имя: назовем ли Его бытием – Он превосходит бытие, Он есть сверхбытие.

Христиане веруют в Бога Троицу – Отца, Сына и Святого Духа. Троица – это не три бога, но один Бог в трех Испостасях, то есть в трех самостоятельных персональных (личностных) существованиях. Это тот единственный случай, когда 1 ­= 3 и 3­­= 1.

Учение о Троице не является изобретением богословов – это богооткровенная истина.

В момент Крещения Иисуса Христа Бог впервые со всей ясностью являет Себя миру как Единство в трех Лицах: «Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился – отверзлось небо, и Дух Святой сошел на Него в телесном виде, как голубь, и был голос с небес, говорящий: Ты Сын Мой возлюбленный, в Тебе Мое благоволение» (Лк. 3:21–22).

Однако уже в Ветхом Завете мы встречаем некие намеки на множественность Лиц в Боге. Первый стих Библии – «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1) – в еврейском тексте содержит слово «Бог» во множественном числе (Eloghim – букв. «Боги»), тогда как глагол «сотворил» стоит в единственном числе. Перед сотворением человека Бог говорит, как бы советуясь с кем-то: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1:26).

Одна природа – три Лица (одна сущность – три Ипостаси).

Отец, Сын и Святой Дух – это три полноценные Личности, каждая из Которых обладает не только полнотой бытия, но и является всецелым Богом.

III. Бог Творец

Бог созидает Вселенную из ничего. Об этом так сказано в Ветхом Завете: «Посмотри на небо и землю и, видя все, что на них, познай, что все сотворил Бог из ничего» (2 Мак. 7:28).

IV. Зло

На заре существования тварного бытия, еще до создания Богом видимого мира, однако уже после сотворения ангелов в духовном мире произошла грандиозная катастрофа, о которой мы знаем только по ее последствиям.

Апокалипсис: «...И упала с неба большая звезда, горящая подобно светильнику... и поражена была... третья часть звезд, так что затмилась третья часть их» (Апок. 8:10, 12).

Слова Христа в ответ на радость учеников, что бесы именем Иисуса повинуются им: «Он же сказал им: Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию» (Лк 10:18).

Зло не есть некая изначальная сущность, совечная и равная Богу, оно есть отпадение от добра, противление добру

 

 

V. Дни творения

Что это были за дни? Псалом Давида: «пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний» (Пс. 89:5). И апостол Петр говорит, что «у Господа один день, как тысяча лет, а тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3:8). Кроме того, о седьмом дне не сказано «и был вечер, и было утро», как о других днях, из чего можно заключить, что седьмой день еще не завершен и продолжается теперь. «Восьмым днем» христиане издревле называли будущий век и Царство Небесное. Все это говорит о том, что библейские шесть дней – это шесть последовательных этапов творения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: