Разработка классификации ассортимента исторической Киргизской женской одежды

 

Традиционная одежда киргизов является важной составной частью культуры народа в целом. Ей были присущи своеобразные черты, типичные для одежды кочевников, что находит объяснение всему исторически сложившемуся образу жизни, связанному с кочевым скотоводческим хозяйством. Климатические условия также оказывали большое влияние на одежду, у киргизов преобладали тёплый вид одежды на ватной основе или из меха диких животных. Поскольку основные торговые ветки Великого Шёлкового пути проходили через земли киргизских племён Центральной и Средней Азии, они были вовлечены в международную торговлю и прекрасно были осведомлены о текстильном производстве у соседних народов. Ткани импортного производства были не только средством обмена в торговых операциях, но и шли для шитья одежды и предметов убранства в более знатных семьях.

Главной особенностью было то, что одежда простого народа и богатых семей отличалась только качеством материала и количеством украшений у женщин. Источники 18 века сообщают, что старейшины носили одежду из парчи и войлочные шляпы с украшениями из меха, опоясывались красными шёлковыми кушаками, обувь у них была из красной кожи. Основная масса носила одежду из грубой шерстяной ткани с поясом из холста, шляпы без украшений и сапоги из сыромятной кожи. Главная этномаркирующая одежда киргизов - это головной убор мужчин - "колпак", который вероятнее всего, был заимствован именно у древних южно-сибирских киргизских племён, впоследствии образовавших кочевую державу. О "колпаке", как о главном отличительном признаке внешности киргизов рассказывают многие исторические источники. Династийная хроника "Тан шу" в повествовании о древних киргизах сообщает, что их предводитель "зимою носит соболью шапку, а летом шапку с золотым ободочком, с коническим верхом и загнутым низом. Прочие носят белые валенные шляпы".это визитная карточка кыргызского народа. Она тесно связана с историей народа и является составной частью его материальной и духовной культуры.

Потому она постоянно реконструируется по изображениям на каменных изваяниях, описаниям в эпосе «Манас» и китайских источниках, по записям и рисункам путешественников и художников XIX- нач. XX вв. А сегодня для выставки традиционной одежда кыргызов конца XIX–начала XX вв ГИМ даже предоставил целый зал. Выставка создана на основе коллекции Государственного исторического музея Кыргызской Республики, комплектование которой началось в конце 20-х годов XX века, и рассказывает об истории, красоте и изяществе национальной одежды кыргызов. Здесь можно увидеть ком­плекты и отдельные элементы женского, мужского и детско­го костюма XIX - XX веков, те­атральные наряды известных ар­тистов, а также изо­бражения кыргыз­ской одежды на редких архив­ных фотографиях и иллюстрациях, ри­сунках таких известных художников, как Павел Михайлович Кошаров, Василий Васильевич Верещагин и современного худ­ожника ТемирбекаМусакеева.

«Невооруженному глазу» видно, что одежда четко отра­жает социаль­ный статус, се­мейное поло­жение и возраст ее хозяина. Недаром все исследова­тели XIX века отмечали рез­кий контраст в одежде бедняков и знати. Одновременно она отлично приспособлена к условиям кочевой жизни, верховой езде и отличалась особым покроем: была широкой, длинной, с запахивающимися полами, подпоясывалась матерчатым поясом или кожаным ремнем. Ее шили из тонкого войлока, кожи, шкур животных и грубой шерстяной ткани домашнего производства. Часть изделий, в основном «для выхода», изготавливали из покупных тканей, привезенных из Ферганы или Кашгара. В середине XIX века ее начали также шить из ситца, сукна и прочих фабричных тканей, привозимых из Царской России.

Женский костюм

По традиции, женский национальный костюм кыргызок включает три компонента: набедренную распашную юбку – бельдемчи, шапочку и тюрбан.
«Бельдемчи» - распашная юбка, пришитая к широкому поясу, надеваемая поверх платья или халата. Подобные юбки издавна носили во многих азиатских странах, на Украине, в Молдавии, в Прибалтике. В Киргизии женщина надевала ее после рождения первого ребенка. Шилась из бархата или ярких полушелковых тканей, украшалась вышивкой. Полы либо сходились спереди, либо расходились на 15 см. Края зачастую обшивали полосками меха. Были также юбки, целиком сделанные из овчины.

В зависимости от назначения, она выполнялась из домотканого сукна или дорогих материалов. Если это была праздничная одежда, она украшалась вышивкой, а по подолу оторачивалась мехом.

«Бельдемчи» носили поверх камзола – «кемсал» или платья. Обычно, богато украшенную «бельдемчи» женщина получала как приданное от матери после рождения первого ребенка(рисунок 1,2,3,4).

Рисунок 1 – Иллюстрация киргизского народного женского костюма.

Рисунок 2 – Иллюстрация киргизского женского костюма.

 

Рисунок 3 – Иллюстрация киргизского женского нарядного костюма.

Шапочка – непременный атрибут замужней женщины, она плотно садилась на голову и закрывала волосы. Головной убор украшался вышивкой выполненной различными типами швов. Узоры орнамента делались разноцветными нитками, основными цветами рисунка были, красный, желтый, зелены и белый. Готовое изделие оторачивалось красной тесьмой.

Поверх шапочки обязательно надевали «элечек» - тюрбан из белой материи(рисунок 4).

Элечек - традиционный женский головной убор в виде тюрбана. На голову надевалась шапочка с накосником, поверх нее небольшой прямоугольный кусок ткани, закрывающий шею, сшитый под подбородком, поверх него надевалась белая чалма. Женская чалма была самых различных форм подчас даже напоминала рогатую кику. В первый раз элечек надевали молодой когда отправляли ее в дом мужа. Носили его и зимой, и летом, без него не принято было выходить из юрты.

Первый раз женщине надевали тюрбан, отправляя в дом мужа, тем самым подчеркивая ее новый статус. В свадебном напутствии, молодой желали: «Пусть с твоей головы никогда не упадет белыйэлечек», это было пожелание долгой и счастливой семейной жизни.

«Элечек» носили летом и зимой, без него было непринято выходить на улицу даже за водой.

Незамужние девушки носили небольшие шапочки отороченные мехом с перьями на голове -«тебетей»(рисунок 5).

Рисунок 4 – Иллюстрация женского головного убора киргизов – Элечек.

Рисунок5 - Иллюстрация женского головного убора –Тебетей.

Так же в комплект женской одежды обязательно входило длинное и свободное платье - рубаха, безрукавка и приталенная халатообразная одежда – «камзур». Зимой женщины носили шубу – «ичик»(рисунок 6) и сапоги из красной юфты на высоком деревянном каблуке и со слегка загнутым носком.

Кементай — широкий войлочный халат. Этот одежда главным образом скотоводов: она защищает от холода и дождя. В прошлом белый богато отделанный кементай носили зажиточные киргизы.

Рисунок 6 – Иллюстрация женской киргизской шубы – Ичик.

Обязательным атрибутом женского костюма были ювелирные украшения, которые выполняли функцию оберегов(рисунок 7,8,9).

Художественная обработка металла - один из древнейших видов народного искусства кыргызов. Особенно популярны в народе изделия из серебра, белого металла. Слово "ак" в кыргызском языке означает не только "белый". "Ак" - это истина, эстетический идеал, божество. Изначальное обладание серебром для кыргыза было как бы прикосновением к чему-то священному, завещанному предками. И лишь позже оно стало украшением, но еще долгое время серебро служило оберегом от злых сил, в то же время привлекая людей воплощенной в металле красотой. И по сей день в декоре кыргызских серебряных изделий звучат языческие символы неба, земли и воды, разнообразные солярные, космогонические знаки и исполненные магического смысла мотивы животного и растительного мира.

В зависимости от возраста и социального положения, женщины носили разные украшения. Ювелирные изделия имели различное назначение. Количественный набор ювелирных изделий зависел от богатства семьи. Особенно много украшений носили девушки и молодые женщины. В кыргызском ювелирном искусстве много головных и накосных украшений. Подвески к косам (чач уштук) - любимое накосное украшение. Большинство из них состоит из прямоугольной или треугольной основной черненой серебряной пластины, украшенной гравированным растительным или геометрическим узором. К ней прикрепляются низки кораллов, перехваченных одной или двумя поперечными серебряными пластинами. На концах подвесок крепились круглые узорные бляшки, среди которых встречались и серебряные монеты.

Интересны и своеобразны височно-нагрудные украшения (сойко, джель-бюрооч), надевавшиеся в торжественных случаях. Украшение состоит из двух крупных конусов с крючками, обвитых серебряной проволокой и соединенных цепочкой с мелкими листовидными пластинами. На груди цепочки обычно соединяются амулетницей треугольной или прямоугольной формы, украшенной узорами и полудрагоценными камнями.

Серебряные перстни и кольца (шакек) просты по форме, часто имеют овальную или ромбовидную пластинку по центру. Браслеты (билерик) чаще всего несомкнутые - витые или плоские, украшаются графичным узором.

Большим разнообразием форм отличаются пуговицы (топчу), служившие обычно и застежкой, и украшением одежды"[ http://jewelry.kg/hist].

 

Рисунок 7 – Иллюстрация ювелирных украшений киргизских женщин.

Рисунок 8 – Иллюстрация ювелирных украшений и элечека киргизских женщин.

 

Рисунок 9 – Иллюстрация тебетея, элечека и ювелирных украшений киргизских женщин.

Сегодня национальный костюм сохраняется как праздничный, обрядовый или театральный, правда в глубинке еще можно увидеть пожилых людей одетых с использованием элементов национального костюма, в их быту до сих пор широкое применение находят традиционные головные уборы и костюмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: