Основы построения налоговой системы РФ

С укреплением государства, а также развитием рыночных отношений появилась потребность к созданию всевозможных налогов и сборов, что призывало объединить все обязательные платежи в строгую налоговую систему

Современная налоговая система сформировалась еще в январе 1992 г., в то время когда вступили в действие законы о налогах и сборах, которые были приняты в ноябре-декабре 1991 г. Основным законом, обусловившим устройство и функционирование налоговой системы, стал Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» (1991),на законодательном уровне закрепивший установление налога, важнейшие его элементы, основные принципы налогообложения, порядок установления и отмены налогов, порядок их уплаты и др.

Для того чтобы данная система была стабильной в РФ был разработан Налоговый кодекс РФ (НК РФ). В июле 1998 г. была принята первая часть Налогового кодекса РФ, которая была посвящена общим проблемам налогообложения, а с июля 2000 г. по ноябрь 2004 г. систематически вводилась в действие вторая часть НК РФ, в которой изображен аппарат действия всех налогов.

Созданная налоговая система с внедрением отечественного и зарубежного опыта в целом отвечает стандартным требованиям рыночной экономики. Были учреждены прямые и косвенные налоги, налоги с населения и с юридических лиц. Отличительной особенностью налоговой системы России являлась ее структура. В Российской Федерации превалирует косвенное обложение, а в общей сумме налоговых доходов выше величина поступлений с физических лиц. Основная масса налогов и сборов в РФ не привязаны к расходам, тем не менее существуют отдельные виды налогов, обладающие определенным назначением (ЕСН, налог на воду и пр.).

С самого начала существования российской налоговой системы ее отличительной чертой была нестабильность. Не редкостью являлись случаи, когда за год по нескольку раз изменялись состав налогов, величина ставок, льготы, порядок исчисления налоговой базы и сроки уплаты налогов. Данные изменения создавали огромное количество неудобств для налогоплательщиков и государства. Введение Налогового Кодекса РФ отрегулировало налоговую систему, стандартизировало ее, привело в соответствие с изменившимися экономическими условиями.

Современная налоговая система Российской Федерации базируется на основных принципах, в соответствии с которыми и разрабатываются все нормативно-правовые акты в данной сфере. К принципам налоговой системы принадлежат:

- Принцип законности налогообложения. Любое лицо должно уплачивать законно учрежденные налоги и сборы (п. 1 статьи 3 НК РФ;

- Принцип справедливости налогообложения. Налоги должны учреждаться с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате (п.1 ст.3 НК РФ);

- Принцип всеобщности и равенства налогообложения (п.1 ст.3 НК РФ). Он состоит в том, что каждое лицо несет равные обязанности перед обществом;

- Принцип экономической обоснованности налогообложения.(п.3 ст.3 НК РФ) учреждено, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание, и не могут являться произвольными;

- Принцип единства экономического пространства Российской Федерации;

- Принцип установления налогов и сборов в должном порядке. Запрет на установление налогов иначе как федеральным законом прямо закреплен в Конституции РФ;

- Принцип определенности налоговой обязанности. (п.6 ст.3 НК РФ). В соответствии с данной нормой при установлении налогов должны быть обусловлены все элементы налогообложения;

- Принцип презумпции толкования всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей в налоговом законодательстве в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

К участникам отношений, налоговой системы России, общепринято причислять две категории организаций и физических лиц, вынужденных уплачивать налоги и сборы, а также две категории органов государственной власти, уполномоченных осуществлять контроль за данным процессом, а в частности:

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налогоплательщиками или плательщиками сборов;

· организации и физические лица, признаваемые в соответствии с Налоговым кодексом налоговыми агентами;

· налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы);

· таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы Российской Федерации).

Таким образом, налогообложение является атрибутом суверенитета государства, его исключительной прерогативой наряду с печатанием денег и изданием законов. Посредством налогов финансируется многообразная деятельность государства как института политической власти и как одного из основных субъектов, действующих в экономической системе общества.

Ключевым источником доходов федерального бюджета (примерно 70 %) представляют собой налоговые доходы. В федеральный бюджет зачисляются подобные виды налогов, как:

- налог на добавленную стоимость и акцизы, образующие около 19% от общего дохода бюджета;

- налог на прибыль (примерно 11%);

- налог на доходы физических лиц (примерно 11%).

Остальную часть образуют налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, страховые взносы.

Подводя итог вышесказанному можно сделать вывод о том, что из года в год отмечается как рост налоговых доходов консолидированного бюджета в целом, так и основной массы статей его налоговых доходов. Так стабильный рост прослеживался по следующим статьям доходов - налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на добавленную стоимость, налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами, доходы от внешнеэкономической деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: