Критический рационализм

Карл Поппер (1902-1994) - философ и логик. В 1918 г. поступил в Венский университет, где изучал математику, физику, историю музыки, по окончании работал в школе. В 1928 г. получил диплом учителя математики и физики в гимназии. До 1937 работал в Вене, в 1937-1945 годах преподавал в Новой Зеландии, в 1945 г. получил британское подданство, с 1946 г. до ухода на пенсию в конце 1960-х гг. - профессор Лондонской школы экономики и политических наук.

Поппер - представитель критического рационализма, направления реконструкции научного знания, основанного на изучении логики как науки. Основные идеи изложены в трудах: «Открытое общество и его враги» (т. 1-2, 1945), «Логика научного открытия» (1961) и «Предложения и опровержения» (1962). «Объективное знание» (1972).

Рационализм концепции Поппера противопоставляется эмпиризму неопозитивистов. Разногласия затрагивают принципы обоснования научного знания, проблемы региональной «реконструкции» научно-исследовательских процессов в их истории, понимания сущности научного метода. С точки зрения критического рационализма, в научном исследовании преимущественное значение имеют не эмпирические данные, а рационально конструируемые схемы объяснения эмпирических данных.

Поппер считает, что эмпирический базис не может выступать критерием истинности познания, а является продуктом конвенции. Научные гипотезы и теории должны быть открыты самым разнообразным попыткам их опровержения, самой бескомпромиссной критике.

Поппер полагал, что ему удалось выполнить задачу, поставленную его оппонентами из Венского кружка: создать теорию научной рациональности, опирающуюся на эмпиризм и логику, которая позволила бы строго разделить науку и ненаучные формы мыслительной активности.

По мнению Поппера, наше знание представляет собой знание о реальности, а не об идеях в сознании, об ощущениях или языке. Объект научного познания - объективная реальность, через построение теорий и их опровержение, наука движется к постижению реальности. В отличие от представителей Венского кружка, К. Поппер не считал, что все философские проблемы науки сводятся лишь к анализу её языка, выяснению значений её терминов.

Со своих методологических позиций, в отличие от логических позитивистов, Поппер решил проблему разграничения науки и вненаучного знания. На основе решения этой проблемы строилась теория научного роста. Логические позитивисты в качестве критерия демаркации принимали верифицируемость, подтверждаемость научных положений эмпирическими данными.

Представители логического позитивизма видели характерную черту науки в обоснованности и достоверности, а особенность метафизики - в недостоверности и ненадёжности. Полная обоснованность и достоверность в науке, по мнению Поппера, недостижимы. Подтвердить можно всё что угодно - это ещё не свидетельствует о научности. В противовес верификации Поппер выдвинул принцип фальсификации или принципиальной опровержимости.

Универсальный метод науки и философии, способствующий «росту знаний» и тем самым продвижению к истине, является метод рациональной дискуссии с чёткой постановкой вопросов и критическим анализом предлагаемых решений.

Познание начинается с постановки проблемы, учёные выдвигают одну или несколько теорий, предположительных решений проблемы. Если теория выдерживает проверку, то это не значит, что она истинна. Однако, в конечном счёте, в ходе эмпирических проверок обнаруживается расхождение теории с практикой, тем самым происходит опровержение теории, её фальсификация. Фальсифицированная теория отбрасывается как негодная проба и заменяется новой теорией. Никакой связи между старой и новой теорией нет, следовательно, нет никакого накопления знания: в науке есть только изменение, но нет прогресса.

Если теоретические системы способны приходить в столкновение с опытом, если они могут быть подвергнуты испытаниям, которые привели бы их к опровержению и созданию новых систем, то это и есть рост научного знания. В этом состоит исходный тезис Поппера о фальсификации.

Тезис Поппера довольно прост: совпадение опыта и теории есть верификация (логический позитивизм), расхождение опыта и теории, результатом которой является опровержение теории, есть фальсификация. Постепенно выявляя и отбрасывая заблуждения, мы тем самым можем приблизиться к истине. Это оправдывает наше стремление к познанию и ограничивает скептицизм.

В любой научной теории содержатся как истина, так и заблуждение. Эти заблуждения невозможно полностью верифицировать, их можно лишь подвергнуть проверкам, которые рано или поздно выявят ложность данных предположений.

Неопровержимость есть не достоинство теории (как часто думают), а её недостаток. Если теория не может быть опровергнута, это не теория, а догма. Всякая теория гипотетична, утверждал Поппер, всякое знание предположительно, претензия знания на полную абсолютность нерационально, противоречит принципу критицизма.

Приближение к истине происходит через постоянное опровержение заблуждений. Поэтому только та теория научна, которая в принципе может быть опровергнута опытом. Каждая научная теория когда-нибудь действительно опровергается и отбрасывается. К научным теориям относятся такие, которые можно не подтвердить, а опровергнуть, для которых можно найти их потенциальные фальсификаторы, противоречащие им положения. Таким образом, Поппер отверг индуктивизм, отказался от узкого эмпиризма логических позитивистов.

Поппер утверждал гипотетический характер и подверженность ошибкам любой науки. История научного познания - это история смелых предположений и их перманентных опровержений, это процесс уменьшения нашего невежества посредством устранения ошибочных суждений, так как надёжных источников получения истины нет и ни одна теория не может быть безусловно подтверждена.

Поппер полагал, что в процессе развития научного знания старая теория всегда отбрасывается. Однако идея элиминации («убийства», по терминологии К. Поппера) старых теорий не удовлетворяет принципу преемственности в развитии знаний. С появлением новых теорий более глубокие и общие старые теории, если они давали относительно правильное знание, остаются в науке и продолжают использоваться в ней (теория Эйнштейна не привела к гибели законов Ньютона). Как правило, старая теория входит в новую, как частный случай.

Если нет никаких связей между предшествующей и настоящей теорией, то содержание знания может меняться как угодно. Нет закономерной тенденции, направления развития научного знания. По мнению Поппера, в процессе роста происходит лишь усложнение научного знания, в конце концов, оно станет настолько сложным, что человеческая мысль окажется не в состоянии справиться с ним.

Таким образом, Поппер поставил ряд важных проблем развития теории научного познания. Им была сформулирована проблема роста научного знания, раскрыта роль гипотетического знания в развитии науки, показано значение эмпирического опровержения в процессе познания, значение критики, проблема соотношения старых и новых теорий. Естественно, что до конца, согласно методологии Поппера, эти проблемы решить нельзя. Поппер активизировал разработку методологии научного познания, тем самым внёс огромный вклад в развитие философии науки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: