Метод административного права

Метод административного права – представляет собой совокупность приёмов и способов, с помощью которых регулируются управленческие отношения.

Любая отрасль российского права использует в качестве средств правового регулирования следующие три универсальные возможности: предписания, запрещения, дозволения.

Предписания – это возложение прямой юридической обязанности совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Запрещения – возложение прямой юридической обязанности не совершать те или иные действия в условиях, предусмотренных правовой нормой.

Дозволения – юридическое разрешение совершать в условиях, предусмотренных правовой нормой, те или иные действия либо воздержаться от их совершения по своему усмотрении.

Для административного права характерны следующие методы правового регулирования:

Метод власти-подчинения, или метод прямого распорядительства.

Метод рекомендаций.

Метод согласования.

Метод равенства.

Таким образом, суть методов административно-правового регулирования управленческих отношений заключается в следующем:

- установление определённого порядка действий;

- запрещение совершения определённых действий;

- предоставление возможности выбора одного из вариантов должного поведения;

- предоставление возможности совершать либо не совершать в условиях, предусмотренных административно-правовой нормой;

- допуск в определённых условиях паритетного юридического положения сторон в регулируемом отношении (процессуальное равенство).

Механизм административно-правового регулирования в большей мере использует императивные методы в виде предписаний и запрещений, а дозволение используется при возможности выбора действий, либо возможности действовать по своему усмотрению.

 

Функции и принципы административного права.

Функции, т.е. назначение, роль, основные направления деятельности – категория, непосредственно относящаяся к общей характеристике административного права как отрасли российского права, дающая возможность определить его внешние свойства в данной правовой системе.

Ведущим направлениям государственно-управленческой деятельности проявляются основные функции административного права. Особо следует обратить внимание на регулятивную функцию. Поэтому функциональное содержание административного права становится понятным через детализацию форм проявления ведущей, регулятивной функции.

Выделяются обобщённые формы в которых обнаруживается содержание регулятивной функции административного права:

1. Правоисполнительная функция, предопределяемая тем, что административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти.

2. Правотворческая функция – субъекты исполнительной власти наделены административным нормотворчеством.

3. Организационная функция – вытекает из организационного характера государственно-управленческой деятельности.

4. Координационная функция – взаимодействие всех элементов сферы государственного управления.

5. Правоохранительная функция – обеспечивает соблюдение и защиту правового режима в сфере государственного управления.

Административное право, выполняя свои функции, руководствуется следующими основными принципами:

Принцип приоритета личности и её интересов в жизни общества.

Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.

Принцип федерализма.

Принцип законности.

Принцип гласности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: