Проектирование костюма в современном понимании представляет собой совокупность (комплекс) работ по созданию нового образца изделия, включающих исследование, технико-экономические расчеты и построение чертежей изделий и деталей, изготовление и испытание опытных образцов.
Проектирование одежды из трикотажа объединяет такие процессы, как моделирование и конструирование. Следовательно, разработка моделей — это творческая работа художников-модельеров и конструкторов одежды. Кроме того, модельер-трикотажник, разрабатывая определенную модель для ее внедрения в промышленное производство, учитывает сырьевые возможности, исходя из них, определяет характер переплетений, фактуру и рисунок будущего полотна или под форму, намеченную в общих чертах модели, подбирает тип волокна, разрабатывает переплетения и рисунок.
Таким образом, созданная модель, или первичный образец изделия, становится воплощением замысла художника и предназначена для последующего воспроизведения ее в серийном или массовом производстве. Причем создавая модель, художник проектирует не отдельную форму-вещь, а определяет в своей работе нынешние и будущие перспективы развития комплекса вещей, то есть определяет «тип потребления», исходя не из индивидуальных, а из обобщенных, типических черт своих современников. Художник не только проектирует конкретный тип, но и создает систему типов, предусматривая возможность изменений в пространственной структуре, использования для различных фигур. Превращаясь в систему, проектируемая модель приобретает способность к развитию и перестройке. Проектируемые формы достигаются «универсальной» структурой при сохранении цельности вещи и свободного заполнения этой структуры элементами.
Современное промышленное производство одежды значительно усложнило характер деятельности художника-модельера и породило принципиально новый подход к организации самого процесса проектирования. Сегодня в трикотажной промышленности в определенной степени проектируются новые функции и качества одежды, ее новые формы, возникновение которых обусловлено, с одной стороны, меняющимися потребностями общества и модой, а с другой — появлением новых видов сырья и технологий в самой трикотажной промышленности. Поэтому, говоря о проектировании трикотажных изделий, следует отметить прежде всего дизайнерскую деятельность, главной особенностью которой является инновационность.
Процесс художественного проектирования одежды в условиях промышленного производства включает несколько стадий.
Лекция №8