В дизайне трикотажных изделий большое внимание уделяется фактуре полотна. Под фактурой в данном случае понимается различное состояние поверхности полотна. Она может быть матовой или блестящей, гладкой или рельефной. Любая фактура несет определенную эстетику и является средством, которое придает выразительность костюму.
Фактура при восприятии формы оттеняет тектонические характеристики и обостряет звучание составляющих формы, иллюзорно изменяя значимость и размер отдельных ее частей и элементов. При поиске фактурных решений поверхности формы прежде всего задаются вопросом о назначении будущего костюма, так как именно масштаб и качество фактуры влияют на восприятие всего костюма в целом. Так, в нарядном ассортименте возможно использование активных, блестящих и рельефных поверхностей, в повседневной — матовых и гладких и т. д.
С одной стороны, фактурный характер поверхности может акцентировать рисунок и усилить его декоративность, с другой — фактура при определенном освещении и на некотором расстоянии может выгодно влиять на визуальное восприятие полотна. В этом случае светотень определяет зрительный вид одежды в зависимости от освещения и рельефа ее поверхности. Так, увеличение степени рельефной поверхности формы одежды увеличивает светотень, следовательно, и объемность ее формы. Изменение светотени зависит от положения формы (человека в одежде) относительно источника и силы света.
|
|
Кривизна фактурной поверхности может ослабить или усилить восприятие цвета. Вогнутые, кривые поверхности собирают цвет и сгущает его на этих участках. Выпуклые формы ослабляют цвет. Это происходит вследствие изменения положения участков относительно направления лучей света, в результате чего изменяется их освещенность. Поэтому один и тот же цвет на разных участках модели выглядит по-разному.
Используя в изделиях ту или иную фактуру поверхности, необходимо учитывать и те конкретные условия, при которых она будет рассматриваться {удаленность от наблюдателя, освещенность и т. д.). Например, при увеличении расстояния мелкие детали предстают как элементы фактуры поверхности, а шероховатая поверхность, которая хороню видна с близкого расстояния, при увеличении угла освещения будет выглядеть относительно гладкой. Точно гак же мелкоузорный орнамент с определенного расстояния может восприниматься как фактура (мнимая фактура).
Использование одного переплетения в вариации с пряжей различного сырьевого состава позволяет создать особые оптические (иллюзорные) эффекты смешения или свечения тона и придает лаконичным формам костюма выразительную пластику.
Задание: Представить эскизы моделей одежды, разработанных на базе разработанных переплетений.
Лабораторная работа №7