ЦЕЛЬ: Определение качественных характеристик внимания.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: таблицы Э. Шульте в модификации Н. Сысоева, секундомер.
ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ:
Составление таблицы Шульте с изображением 25 черных чисел /от 1 до 25/ и 24 красных чисел /от 1 до 24/. Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальном расстоянии. Каждое число имеет свой символ- букву русского алфавита, написанную рядом с числом, экспериментатор заранее готовит программу правильных ответов. Для регистрации времени выполнения задания необходимо использовать секундомер или часы с центральной секундной стрелкой. Для регистрации результатов опыта каждый испытуемый до начала опыта составляет таблицу протокола по форме:
ПРОТОКОЛ ЗАНЯТИЯ:
Результаты выборов символов:
Программа "стимул" | Кол-во правильных выборов чисел | Время выбора чисел (Т). | Скорость чисел | Услов. показатель перекл. (П). | ||||
общ | черн | крас | черн | крас | черн | крас | ||
Задание выполняется в три этапа.
|
|
ИНСТРУКЦИЯ ИСПЫТУЕМОМУ:
1 этап. Найдите в таблице числа черного цвета /от 1 до 25/ и запишите в протокол их символы, причем в возрастающей последовательности. По окончании работы немедленно сообщите преподавателю, который сообщит Вам время выбора черных чисел.
2 этап. Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности и также запишите их символы в протокол. Запишите время выбора красных чисел.
3 этап. В таблице 25 черных - от 1 до 25 и красных - от 1 до 24 каждое
Число имеет свой буквенный символ. Необходимо вести одновременно счет черных и красных чисел. Попеременно записывая в протоколе символы сначала черного числа, затем красного. Затем вновь черного, пока счет не будет окончен. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные- в убывающей. То есть на этом этапе вы должны выполнять обе процедуры одновременно. По завершению работы немедленно сообщите преподавателю, а он сообщит затраченное вами время.
ФИКСАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ: осуществляется каждым испытуемым в своем протоколе занятия.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ:
1. Проверить записи испытуемого, сравнивая их с контрольными записями экспериментатора.
2. Подсчитать количество правильно найденных чисел на 1,2,3 этапах задания отдельно для черных и красных чисел.
3.Определить время исполнения процедур нахождения черных и красных чисел раздельно на третьем этапе задания. Для этого общее время, затраченное на весь этап, надо разделить пополам.
4.Определить скорость выбора по формуле:
|
|
5.Найти условный показатель переключения внимания по формуле:
Выводы делает каждый испытуемый студент, при этом обращается особое внимание на результаты выполнения совмещенных заданий по 3 этапу. Чем меньше время выбора чисел и больше скорость их выбора, тем выше качественная характеристика переключения внимания.