Сосредоточенность Нетерпеливость Тревожность Наблюдательность Вдумчивость Веселость | Изменчивость Аффективные проявления Краснение Паясничание Утомляемость |
Анализ признаков аффективной сферы покажет ситуативные реакции, возможные проблемы личности ребенка. Такие аффективные проявления как вспышки гнева, неожиданнее слезы, необоснованная агрессивность и т.п. являются яркими показателями эмоциональных нарушений ребенка.
Естественно-научный констатирующий эксперимент. Данный метод позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.
а) М етод поперечного среза проводится в достаточно больших группах, где с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития. В результате получают данные, характерные для определенной группы детей (например, детей одного возраста или обучающихся по одной учебной программе).
|
|
б) Л онгитюдный метод позволяет проследить развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.
В процессе беседы мы получаем необходимую информацию о человеке, с которым общаемся. Беседу желательно проводить в естественной обстановке; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; быть тактичным.
Проективное интервью. В структуре беседы с ребенком можно использовать методики, способствующие более яркому проявлению проекций.Проекция позволяет выявить основные социальные позиции ребенка, значения, конфликты и пр. Использование проективных элементов в беседе направленно на исследование глубинно-психологических источников динамики личности.
Проективное интервью состоит из тем-ситуаций. В качестве примера приведем три темы-ситуации.
«Твое имя?» Знакомясь, психолог спрашивает ребенка о его имени и фамилии. Затем можно развернуть отношение ребенка к его имени, задав ряд уточняющих вопросов: «Тебе нравится твое имя?», «Как тебя называют дома?», «Представь себе, что ты можешь выбрать другое имя. Какое бы имя ты выбрал? Почему?». Раскрывается понимание самоотношения ребенка, принятие себя. Отношение ребенка к своему имени позволяет обозначить проблемы поиска своей идентичности в целом.
«Золотой возраст». Спрашивая ребенка о его возрасте, можно задать уточняющие вопросы: «Если бы можно было выбрать себе возраст, сколько бы ты хотел, чтобы тебе было лет? Почему?». Каждый возраст несет в себе символическую характеристику и смысловое значение. Выбор, допустим, возраста старше, нежели на самом деле, может свидетельствовать о стремлении к акселерации; выбор возраста младше, нежели в действительности – об инфантилизации ребенка.
|
|
«Пол». В беседе с ребенком можно предложить ситуацию, затрагивающую отношение к полу. Например, обращаясь к мальчику: «Ты бы хотел стать девочкой? Почему? Как бы ее звали? Сколько ей лет?» или «Представь, что один мальчик, проснувшись однажды утром, увидел, что он стал девочкой. Почему это могло с ним случиться? Как он к этому отнесся? А по-настоящему бывает, что люди могут превращаться – мальчик в девочку, девочка в мальчика? Почему?».
Представление о поле, его стабильности выражает базовые переживания в личности ребенка. Психолог может обратиться к проблемам половой идентичности и принятию ребенком своего пола.
Метод игры, спонтанный рисунок. Во время беседы необходимо слушать, наблюдать, ничего не упуская, жесты, выражения, мимику, слова, оговорки, ошибки, спонтанный рисунок. Через рисунок мы входим в воображение ребенка, его аффективности, его внутреннего состояния и символизма[10].
В игре для психолога значим разыгрываемый сюжет, выбор героя ребенком, переживания ребенка[11]. В качестве примера, детские игры дают возможность сделать ряд особых выводов относительно раннего чувства вины; можно наблюдать торможение в игре, исходящее из-за чувства вины. В игре дети символически представляют фантазии, желания, переживания. Здесь они применяют архаический язык, филогенетически приобретенный способ выражения, знакомый нам из сновидений. М. Кляйн отмечает, что в игре детей действие играет огромную роль[12].
Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).
Анализ продуктов деятельности позволяет изучить человека через анализ продуктов его деятельности, таких как рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники и пр. Метод строится на основе количественных и качественных показателей.
Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.
Формирующий эксперимент. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.
Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: 1) постановка цели; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента (сбор данных); 4) анализ полученных экспериментальных данных; 5) выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных.
ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ
Из тетради, где записывали лекции
Линии развития А.Фрейд (1895–1982)
Первая линия развития.
Линия психосексуального развития: от инфантильной зависимости до любовной жизни человека
ü Первая стадия – биологическое единство матери и ребенка. На данной стадии ребенок не отделяет себя от тела матери.
ü Вторая стадия – любовь к опеке. Ребенок не столько любит свою мать, сколько ценит то состояние удовлетворения, которое она ему доставляет (любовь, сухость, сытость). Любовь не объектная.
ü Третья стадия – объектные отношения. Свое либидо ребенок направляет на мать. Он отличает ее от других людей.
ü Четвертая стадия – амбивалентность поведения (2-й год жизни). Важно помочь ребенку справиться с собственной амбивалентностью. Только в детстве ребенок может научиться удерживать два эмоциональных состояния: любовь и ненависть.
ü Пятая стадия – эдипальная стадия. Ребенок становится генитальным.
|
|
ü Шестая стадия – латентная стадия.
ü Седьмая стадия – предпубертат.
ü Восьмая стадия – пубертат.
Вторая линия развития.
От грудного вскармливания до взрослого питания
ü Грудная фаза.
ü Отнятие от груди или бутылки (как следствие переживание депривации).
ü Ребенок сам постепенно научается принимать пищу. Учится владеть вилкой, ложкой.
ü Первые навыки питания.
ü Протест против сложившихся правил.
ü Усвоение поведения за столом.
ü В период латентной стадии развития у ребенка формируется рациональная позиция; самостоятельное питание.
Третья линия развития.
От воспитания опрятности к навыкам опрятности
ü Полная неограниченность выделительных функций
ü В период анальной стадии он самостоятельно контролирует свои выделительные функции.
ü Ребенок усваивает взрослую установку на общую опрятность, общую гигиену.
Четвертая линия развития.
От безответственности к ответственности за свое тело
ü Ребенок себя кусает, царапает. Постепенно его агрессия обращается вовне.
ü Развитие Я и чувства реальности. Появляются первые элементарные представления об опасности.
ü Сознательное принятие всех культурных норм.
Пятая линия развития.
От эгоизма к дружбе, участию и объединению людей
ü Стадия нарциссизма. Ребенок воспринимает себя как центр мира. Другие дети вызывают у него раздражение. Каждый ребенок-сверстник выступает в качестве соперника.
ü Ребенок относится к другим детям как к игрушкам.
ü Другие дети воспринимаются как партнеры по игре.
ü Формируется эмоциональное отношение к тем, кто в этой игре участвует. Ребенок может заявить «С Васей я хочу играть, а с Петей – не буду».
Шестая линия развития.
От аутоэротики до игрушки
ü Игра со своим телом и телом матери.
ü Материнское тело замещается маленькой игрушкой.
ü Интерес к особым игрушкам. Игрушка-зверь.
ü Ребенок играет с материалом: наливает, выливает, разрушает, строит.
ü Ребенок различает игрушки мужского и женского пола.
|
|
ü У ребенка появляется хобби (период латентной стадии развития).
Таким образом, А. Фрейд представила дробность и многоаспектность того, что происходит с ребенком. Она отмечала, что в процессе развития возможны регрессы. И это нормально, если ребенок регрессирует, потом снова набирает динамику в развитии. Регрессия выступает в качестве передышки, набирании сил для дальнейшего развития.