И. Проявления аффективной сферы

Сосредоточенность Нетерпеливость Тревожность Наблюдательность Вдумчивость Веселость Изменчивость Аффективные проявления Краснение Паясничание Утомляемость

 

Анализ признаков аффективной сферы покажет ситуативные реакции, возможные проблемы личности ребенка. Такие аффективные проявления как вспышки гнева, неожиданнее слезы, необоснованная агрессивность и т.п. являются яркими показателями эмоциональных нарушений ребенка.

Естественно-научный констатирующий эксперимент. Данный метод позволяет установить наличие или отсутствие изучаемого явления при определенных контролируемых условиях, измерить его количественные характеристики, дать качественное описание.

а) М етод поперечного среза проводится в достаточно больших группах, где с помощью конкретных методик изучается определенный аспект развития. В результате получают данные, характерные для определенной группы детей (например, детей одного возраста или обучающихся по одной учебной программе).

б) Л онгитюдный метод позволяет проследить развитие одного и того же ребенка в течение длительного времени.

В процессе беседы мы получаем необходимую информацию о человеке, с которым общаемся. Беседу желательно проводить в естественной обстановке; подготовить вопросы заранее; фиксировать ответы, по возможности не привлекая внимания беседующего; быть тактичным.

Проективное интервью. В структуре беседы с ребенком можно использовать методики, способствующие более яркому проявлению проекций.Проекция позволяет выявить основные социальные позиции ребенка, значения, конфликты и пр. Использование проективных элементов в беседе направленно на исследование глубинно-психологических источников динамики личности.

Проективное интервью состоит из тем-ситуаций. В качестве примера приведем три темы-ситуации.

«Твое имя?» Знакомясь, психолог спрашивает ребенка о его имени и фамилии. Затем можно развернуть отношение ребенка к его имени, задав ряд уточняющих вопросов: «Тебе нравится твое имя?», «Как тебя называют дома?», «Представь себе, что ты можешь выбрать другое имя. Какое бы имя ты выбрал? Почему?». Раскрывается понимание самоотношения ребенка, принятие себя. Отношение ребенка к своему имени позволяет обозначить проблемы поиска своей идентичности в целом.

«Золотой возраст». Спрашивая ребенка о его возрасте, можно задать уточняющие вопросы: «Если бы можно было выбрать себе возраст, сколько бы ты хотел, чтобы тебе было лет? Почему?». Каждый возраст несет в себе символическую характеристику и смысловое значение. Выбор, допустим, возраста старше, нежели на самом деле, может свидетельствовать о стремлении к акселерации; выбор возраста младше, нежели в действительности – об инфантилизации ребенка.

«Пол». В беседе с ребенком можно предложить ситуацию, затрагивающую отношение к полу. Например, обращаясь к мальчику: «Ты бы хотел стать девочкой? Почему? Как бы ее звали? Сколько ей лет?» или «Представь, что один мальчик, проснувшись однажды утром, увидел, что он стал девочкой. Почему это могло с ним случиться? Как он к этому отнесся? А по-настоящему бывает, что люди могут превращаться – мальчик в девочку, девочка в мальчика? Почему?».

Представление о поле, его стабильности выражает базовые переживания в личности ребенка. Психолог может обратиться к проблемам половой идентичности и принятию ребенком своего пола.

 

Метод игры, спонтанный рисунок. Во время беседы необходимо слушать, наблюдать, ничего не упуская, жесты, выражения, мимику, слова, оговорки, ошибки, спонтанный рисунок. Через рисунок мы входим в воображение ребенка, его аффективности, его внутреннего состояния и символизма[10].

В игре для психолога значим разыгрываемый сюжет, выбор героя ребенком, переживания ребенка[11]. В качестве примера, детские игры дают возможность сделать ряд особых выводов относительно раннего чувства вины; можно наблюдать торможение в игре, исходящее из-за чувства вины. В игре дети символически представляют фантазии, желания, переживания. Здесь они применяют архаический язык, филогенетически приобретенный способ выражения, знакомый нам из сновидений. М. Кляйн отмечает, что в игре детей действие играет огромную роль[12].

Анкетирование – метод получения информации о человеке на основании ответов на специально подготовленные вопросы, составляющие анкету (может быть письменным, устным, индивидуальным и групповым).

Анализ продуктов деятельности позволяет изучить человека через анализ продуктов его деятельности, таких как рисунки, чертежи, музыка, сочинения, тетради, дневники и пр. Метод строится на основе количественных и качественных показателей.

Тестирование – метод психологической диагностики, использующий стандартизированные вопросы и задачи (тесты), имеющие определенную шкалу значений.

Формирующий эксперимент. Различают лабораторный и естественный эксперимент. Лабораторный эксперимент проводится в специально созданных условиях; естественный эксперимент проводится в обычных условиях обучения, жизни, труда, но со специальной их организацией, с изучением результатов.

Любой вид эксперимента включает в себя следующие этапы: 1) постановка цели; 2) планирование хода эксперимента; 3) проведение эксперимента (сбор данных); 4) анализ полученных экспериментальных данных; 5) выводы, которые основываются на анализе экспериментальных данных.

 

 


ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ

Из тетради, где записывали лекции

Линии развития А.Фрейд (1895–1982)

Первая линия развития.

Линия психосексуального развития: от инфантильной зависимости до любовной жизни человека

ü Первая стадия – биологическое единство матери и ребенка. На данной стадии ребенок не отделяет себя от тела матери.

ü Вторая стадия – любовь к опеке. Ребенок не столько любит свою мать, сколько ценит то состояние удовлетворения, которое она ему доставляет (любовь, сухость, сытость). Любовь не объектная.

ü Третья стадия – объектные отношения. Свое либидо ребенок направляет на мать. Он отличает ее от других людей.

ü Четвертая стадия – амбивалентность поведения (2-й год жизни). Важно помочь ребенку справиться с собственной амбивалентностью. Только в детстве ребенок может научиться удерживать два эмоциональных состояния: любовь и ненависть.

ü Пятая стадия – эдипальная стадия. Ребенок становится генитальным.

ü Шестая стадия – латентная стадия.

ü Седьмая стадия – предпубертат.

ü Восьмая стадия – пубертат.

Вторая линия развития.

От грудного вскармливания до взрослого питания

ü Грудная фаза.

ü Отнятие от груди или бутылки (как следствие переживание депривации).

ü Ребенок сам постепенно научается принимать пищу. Учится владеть вилкой, ложкой.

ü Первые навыки питания.

ü Протест против сложившихся правил.

ü Усвоение поведения за столом.

ü В период латентной стадии развития у ребенка формируется рациональная позиция; самостоятельное питание.

Третья линия развития.

От воспитания опрятности к навыкам опрятности

ü Полная неограниченность выделительных функций

ü В период анальной стадии он самостоятельно контролирует свои выделительные функции.

ü Ребенок усваивает взрослую установку на общую опрятность, общую гигиену.

Четвертая линия развития.

От безответственности к ответственности за свое тело

ü Ребенок себя кусает, царапает. Постепенно его агрессия обращается вовне.

ü Развитие Я и чувства реальности. Появляются первые элементарные представления об опасности.

ü Сознательное принятие всех культурных норм.

Пятая линия развития.

От эгоизма к дружбе, участию и объединению людей

ü Стадия нарциссизма. Ребенок воспринимает себя как центр мира. Другие дети вызывают у него раздражение. Каждый ребенок-сверстник выступает в качестве соперника.

ü Ребенок относится к другим детям как к игрушкам.

ü Другие дети воспринимаются как партнеры по игре.

ü Формируется эмоциональное отношение к тем, кто в этой игре участвует. Ребенок может заявить «С Васей я хочу играть, а с Петей – не буду».

Шестая линия развития.

От аутоэротики до игрушки

ü Игра со своим телом и телом матери.

ü Материнское тело замещается маленькой игрушкой.

ü Интерес к особым игрушкам. Игрушка-зверь.

ü Ребенок играет с материалом: наливает, выливает, разрушает, строит.

ü Ребенок различает игрушки мужского и женского пола.

ü У ребенка появляется хобби (период латентной стадии развития).

Таким образом, А. Фрейд представила дробность и многоаспектность того, что происходит с ребенком. Она отмечала, что в процессе развития возможны регрессы. И это нормально, если ребенок регрессирует, потом снова набирает динамику в развитии. Регрессия выступает в качестве передышки, набирании сил для дальнейшего развития.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: