Сущность, виды протекания конфликтов

ЛЕКЦИЯ № 7

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА КОНФЛИКТОВ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ

Основные вопросы:

1. Сущность, виды протекания конфликтов. Функции и структура конфликтов.

2. Предпосылки и причины возникновения конфликтов в деловом общении.

3. Типы конфликтных личностей.

4. Конфликты больших социальных групп.

 

Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними.

Евангелие от Матфея

Гл. 7, ст. 12.

 

Сущность, виды протекания конфликтов

Конфликт (от лат. conflictus - столкновение) – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или субъектов взаимодействия.

Конфликты - одна из распространенных форм социальных действий. В основе конфликтов лежит отсутствие согласия людей, наличие противоречий, наличие противоборствующих сторон со своими взаимонесовместимыми потребностями, интересами, целями, когда достижение целей одного препятствует достижению целей другого, т.е. конкуренция, соперничество выступают как объективная ситуация конфликта.

 

Конфликт – осознанное столкновение, противоборство двух людей или групп, их взаимно противоположных, несовместимых, исключающих друг друга потребностей, интересов, целей, отношений, установок, ценностей, значимых для личностей или групп.

Достаточно часто в основе конфликтной ситуации лежат объективные противоречия, но иногда бывает достаточно какой-либо мелочи: неудачно сказанного слова, мнения, т.е. инцидента, и конфликт может начаться.

 

Инцидент (повод) – активизация деятельности одной из сторон, которая ущемляет (пусть даже неумышленно) интересы другой стороны.

 

Субъектами конфликта, в зависимости от его уровня, выступают индивиды, группы, классы, национально-этнические общности, организации, социальные институты.

Поведение и действия субъектов направляются конфликтным сознанием. Его образует особое состояние сознания, специфика которого заключается в осознании противоборствующими сторонами противоположности своих интересов, ценностей, целей и превращении их в мотивацию активности.

 

Восемьдесят процентов конфликтов возникает помимо желания их участников.

 

Главную роль в возникновении конфликтов играют так называемые конфликтогены – слова, действия (бездействие), которые могут привести к конфликту.

Большинство конфликтогенов можно отнести к одному из трех типов:

· стремление к превосходству (прямые проявления превосходства, приказы, угроза, критика, обвинение, издевка, насмешка, снисходительный тон общения, хвастовство, категоричность суждений: «Я уверен…», навязывание своих советов, перебивание собеседника, утаивание информации, нарушение этики поведения, попытка обмана и т.д.);

· проявления агрессивности (природная агрессивность или ситуативная агрессивность от неприятелей, плохого настроения, фрустраций);

· проявления эгоизма.

 

Можно выделить следующие основные типы конфликтов:

В связи с тем, что возникновение конфликтов неразрывно связано с различными сторонами деятельности человека, их количество и разнообразие достаточно велики.

1. По отношению к личности и к группе конфликты могут подразделяться на личностные и групповые, поскольку в качестве противоборствующих сторон могут выступать и отдельные личности, и группы (религиозные, этнические, профессиональные и т.д.). Разновидностями таких конфликтов являются:

· внутриличностный конфликт, который вызывается различными психологическими факторами внутреннего состояния личности (нереализованными потребностями, интересами, желаниями и т.д.);

· межличностный конфликт – самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Чаще всего это борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал или рабочую силу, время использования оборудования или одобрение проекта;

· конфликт между личностью и группой – возникает тогда, когда личность не соблюдает принятые в группе нормы и игнорирует ее ценности. Например, кто-то захочет заработать по больше, то ли делая сверхурочную работу, то ли перевыполняя нормы, а группа рассматривает такое «чрезмерное» усердие как негативное поведение;

· межгрупповой конфликт - это очень часто конфликт между формальными и неформальными группами. Организации состоят из множества групп, как формальных, так и неформальных. Неформальные организации, которые считают, что руководитель относится к несправедливо, могут крепче сплотиться и попытаться «рассчитаться» с ним снижением производительности труда.

2. По уровню и направлению охвата конфликты подразделяются на три типа:

· горизонтальные конфликты, которые охватывают рядовых сотрудников, не находящихся в подчинении друг друга;

· вертикальные конфликты, охватывающие работников, подчиняющихся друг другу. Эти конфликты имеют свои особенности, они могут распространяться как сверху вниз, так и снизу вверх, что выражается в неравенстве сил конфликтующих сторон, которые зависят от статуса, положения в обществе, влияния и т.д.;

· смешанные конфликты, в которых представлены различные группы работников.

3. По характеру причин, вызывавших конфликт, можно выделить три основные группы:

· конфликт вызван трудовым процессом;

· конфликт вызван психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, т.е. их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действия руководителя, плохой психологической коммуникацией и т.д.;

· конфликт вызван личностным своеобразием членов трудового коллектива, например, неумение контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, бестактностью, некоммуникабельностью и т.д.

4. По значению конфликта для организации различают:

· конструктивные конфликты – это разногласия, которые затрагивают принципиальные проблемы жизнедеятельности организации и ее сотрудников. Их разрешение выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития, появляются условия для сотрудничества и взаимопонимания;

· деструктивные конфликты – это разногласия, приводящие к негативным, часто разрушительным действиям, которые могут перерасти в склоку и другие негативные явления. Возникновение таких конфликтов резко снижает эффективность работы группы или организации.

5. По формам и степени столкновения конфликты делятся на следующие группы:

· открытые конфликты, к которым относятся ссоры, споры и т.д.

· скрытые конфликты, выражающиеся в действиях исподтишка, маскировке истинных намерений;

· стихийные конфликты, возникающие спонтанно без предварительной подготовки;

· преднамеренные конфликты, заранее спланированные или спровоцированные;

· вынужденные конфликты, на них необходимо пойти для регулирования отношений в учреждении.

6. По способу урегулирования можно выделить следующие группы разрешения конфликтов:

· антагонистические, сопровождающиеся неуступчивостью и непримиримостью конфликтующих сторон;

· компромиссные, допускающие преодоление разногласий, договоренности между конфликтующими сторонами.

7. По масштабам и продолжительности конфликты подразделяются на две основные группы:

· локальные конфликты, охватывающие отдельное подразделение организации или учреждения;

· общие конфликты, охватываю большинство работников одного учреждения, отрасли, региона и т.д. Такие конфликты приобретают, как правило, затяжной характер и достаточно трудно разрешаются в процессе договоренности конфликтующих сторон.

8. По источникам и причинам возникновения выделяются следующие группы конфликтов:

· объективные, складывающиеся в силу внешних обстоятельств независимо от желания участников конфликта;

· субъективные, возникающие из-за мотивации, поведения, целей участников конфликта или из-за конкретных материальных ценностей и т.д.

9. Конфликты коммуникации – возникают, когда никто не решается на установление «обратных связей» с руководителем, т. е. никто не обращает внимание шефа на его промахи. Аналогичная ситуация возникает и тогда, когда сотруднику не сигнализируют о том, что его признают и уважают.

10. Конфликты власти и безвластия – возникают в случае, если рабочей группой руководит слабый начальник, который, имея цели, не справляется с препятствиями на пути к их достижению. Постоянное стремление к новому и невозможность реализовать свои цели постепенно ломают человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: