Вопросы к занятию
1. Влияние литературного образования на личностное развитие ребенка.
2. Индивидуально-личностная ориентация дошкольника Вариативность и свобода выбора образовательных маршрутов и путей.
3. Сфера читательских эмоций, читательского воображения, осмысления произведения.
4. Постановка вопросов, активизирующих работу всех сфер читательского восприятия.
5. Анкета и роль вопросов в выявлении качества восприятия.
Литература
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
2. Гриценко, З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
|
|
5. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.
6. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.
7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.
Практическое занятие № 5
Методика ознакомления детей с художественным произведением
Вопросы к занятию
1. Приемы анализа художественного произведения с детьми разновозрастных групп.
2. Беседы в связи с чтением литературных произведений, требования к вопросам беседы.
3. Творческие пересказы литературных произведений.
Задания к занятию
1. Произведите запись двух занятий по ознакомлению детей с литературными произведениями в старших группах. Проанализируйте их по следующему плану:
· программное содержание занятия;
· структурные части занятия, оценка правильности их соотношения, определение педагогической цели каждой части;
· специфика вопросов в предварительной беседе и беседе после чтения;
· оценка глубины понимания детьми литературного произведения.
Данные, полученные в результате анализа, отразите в таблице 1.
Таблица 1.
Характер вопросов воспитателя и ответов детей в процессе ознакомления с литературными произведениями
|
|
№ п/п Характер вопросов | Количество вопросов | Характер ответов детей | |||
Непонимание | Поверхностное понимание | Правильное понимание | |||
11. | Воспроизводящие содержание. | ||||
22. | Требующие установления внутренних связей в произведении. | ||||
33. | Выявляющие эмоциональное отношение к прочитанному. | ||||
44. | Обращающие внимание на языковую форму произведения. | ||||
Всего: |
2. Составьте самостоятельно конспект занятия по ознакомлению детей с художественным произведением в старшей группе с использованием эффективных приемов.
3. Законспектируйте статью Т.А. Репиной о роли иллюстраций в понимании художественного произведения (см. Хрестоматию по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. и сред.пед.учеб.заведений /Сост. М.М.Алексеева, В.И. Яшина.- М.: Академия, 2000. – С. 531-538.).
4. Подготовьте с детьми беседу по иллюстрации к художественному произведению.
Литература
1. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе: программа и методические рекомендации / В.В. Гербова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 72 с.
2. Гриценко З.А. Положи твое сердце у чтения: пособие для родителей по организации чтения дошкольникам / З.А. Гриценко. – М.: Просвещение, 2003. – 80 с.
3. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи…: методика приобщения детей к чтению / З.А. Гриценко. – М.: Линка-Пресс, 2003. – 176 с.
4. Гурович Л.М. Ребенок и книга: пособие для воспитателей детского сада / Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая, В.И. Логинова, В.И. Пирадова; Под ред. В.И. Логиновой. – СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. – 64 с.
5. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 80 с.
6. Иванова О.А. Учимся читать художественную литературу: программа, тематическое планирование, конспекты занятий. Для работы с детьми старшего дошкольного возраста / О.А. Иванова. – М.: Школьная Пресса, 2005. – 80 с.
7. Ушакова О.С. Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий. /О.С. Ушакова, Н.В. Гавриш. - М.: Сфера, 2004. – 224 с.