Выводы из простых суждений

Теоретические вопросы

1. Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключе­ния: демонстративные и недемонстративные; дедуктивные, индук­тивные и умозаключения по аналогии; непосредственные и опосре­дованные умозаключения.

2. Непосредственные умозаключения: превращение, обраще­ние, противопоставление предикату, умозаключение по логическому
квадрату.

3. Дедуктивные умозаключения. Простой категорический сил­логизм, его структура, аксиома. Фигуры и общие правила простого категорического силлогизма.

4. Особые правила и модусы простого категорического силло­гизма.

Литература

1 Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика М.: Высш. шк., 1982.С. 136-150.

2 Гетманова А.Д. Логика- М.: Высш. шк. 1986. С.125-140

3 Свинцов В.И. Логика.- М.: Высш. шк.,, 1987. С. 1900-214, 225-229.

Задания и упражнения

1. Сделайте вывод путём превращения. Объясните вывод с по­мощью кругов Эйлера

а) Все студенты - учащиеся.

б) Логика- философская наука

в) Некоторые юристы- депутаты.

г) Ни один невиновный не должен быть осужден.

д) Некоторые юристы являются адвокатами.

е) Ничто не возникает из ничего.

ж) Играть с огнем не безопасно.

з) Счастливые часов не наблюдают.

и) Ни одно преступление не может быть не расследовано.

2.Подберите по 2 суждения А, I, E, О, сделайте из них выводы путём превращения, запишите в символической форме.

3. Изменяется ли при превращении количество суждения,
субъект, предикат, качество суждения?

4. Сделайте вывод путем обращения. Проверьте правильность помощью кругов Эйлера. Укажите распределённость терминов в по­сылке и заключении.

а) Все ветераны войны и труда и только они имеют право на эти
льготы.

б) Ни одна версия не подтвердилась.

в) Некоторые студенты учатся и работают.

г) Некоторые преступления совершаются умышленно.

д) Все студенты нашей группы сдали экзамен по логике.

е) Некоторые люди - студенты.

ж) Некоторые люди знают логику.

з) Субъект суждения может быть сделан предикатом.

5. Подобрать по 2 суждения А, I, E. сделать из них вывод путём обращения.

6. Меняется ли при обращении количество суждения, субъект, предикат и качество? Какому правилу подчиняется распределён­ность терминов при обращении?

7. Сделайте вывод путём противопоставления предикату. За­пишите посылку и заключение в символической форме.

Объясните вывод с помощью кругов Эйлера.

а) Некоторые студенты не сдали экзамен на "отлично".

б) Граждане России имеют право на образование.

в) Все студенты нашей группы — успевающие.

г) Ни один матч в этом турнире наша команда не проиграла.

д) Только те, кто имеют уважительные причины, могут не по­сещать лекции.

е) Только невоспитанный человек не уступит место старикам, больным или женщинам.

8. Приведите по два примера противопоставления предикату из суждений А, Е, О.

9. Определите вид непосредственного умозаключения и его
правильность. При необходимости устраните ошибку.

а) Все студенты юридических вузов изучают логику.
Все изучающие логику - студенты юридических вузов.

б) Некоторые предложения выражают суждения.
Некоторые суждения выражаются в предложениях.

в) Все вечнозеленые деревья Забайкалья - хвойные.

Ни одно из не хвойных деревьев не является вечнозеленым де­ревом Забайкалья.

г) Некоторые общие понятия являются конкретными.
Все не конкретные понятия не являются общими.

д) Некоторые общие понятия не являются не конкретными.
Некоторые конкретные понятия являются общими.

10. Сделать вывод путем обращения, превращения и противо­поставления предикату из следующих суждений:

а) Луна - спутник Земли.

б) Некоторые кандидаты избраны в областную Думу.

в) Некоторых нужных книг нет в библиотеке.

г) Все следователи - юристы.

д) При постройке здания ни одно дерево не пострадало.

11. При помощи логического квадрата выведите суждения из
приведенных ниже. Установите истинность или ложность новых
суждений,

а) Некоторые грибы - съедобны.

б) В нашей группе есть студенты, которые живут в общежитии.

в) Все сферы общественной жизни взаимосвязаны друг с дру­гом.

г) Ни одно из оригинальных предложений не должно быть упу­щено.

д) Некоторые студенты не сдали сессию.

12. Сделайте полный разбор простого категорического силло­гизма: укажите заключение и посылки, средний, меньший и боль­ший термины, меньшую и большую посылки. Определите фигуру силлогизма.

а) Все науки имеют большое практическое значение. Физика наука. Следовательно, физика имеет большое практическое значение.

б) Некоторые адвокаты - депутаты. Все адвокаты - юристы. Следовательно, некоторые юристы - депутаты.

в) Вуз - образовательное учреждение.

Все образовательные учреждения нуждаются в поддержке го­сударства.

Следовательно, некоторые образовательные учреждения, нуж­дающиеся в поддержке государства - вузы.

г) Все студенты, сдавшие сессию, получают стипендию.
Студент Петров не получает стипендию. Следовательно, студент Петров не сдал сессию.

д) Ни один факт, имеющий существенное значение для дела, не
может остаться непроверенным.

Данный факт имеет существенное значение для дела. Следовательно, данный факт не может остаться непроверен­ным.

е) Все свидетели предупреждаются об ответственности за дачу
ложных показаний.

Петров - свидетель.

Поэтому Петров должен быть предупрежден об ответственно­сти за дачу ложных показаний.

ж) Некоторые сделки - договоры.

Все договоры - гражданские правоотношения. Значит, некоторые гражданские правоотношения являются сделками.

з) Заведомо незаконный арест наказывается лишением на срок
до одного года.

Заведомо незаконный арест - преступление против правосудия.

Следовательно, некоторые преступления против правосудия наказываются лишением свободы сроком до одного года.

и) Данная статья распространяется на лиц, совершивших должностные преступления.

Подозреваемый К. не совершал должностного преступления.

Следовательно, действие данной статьи не распространяется на подозреваемого К.

13. Сформулируйте общие и особые правила простого катего­рического силлогизма.

14. Проверьте правильность вывода. В случае ошибки укажите,
какое правило нарушено.

а) Истинное суждение правильно отражает объективную ре­альность.

Данная мысль правильно отражает объективную реальность. Следовательно, данная мысль является истинным суждением.

б) Некоторые юристы - депутаты. Некоторые юристы - адвокаты.
Следовательно, некоторые адвокаты - депутаты.

в) Все квадраты - ромбы.

Все квадраты - прямоугольники.

Следовательно, некоторые прямоугольники - ромбы.

г) Все преступники арестованы. Гражданин К. - арестован.
Следовательно, гражданин К. - преступник.

д) Обвиняемый имеет право на защиту. М.- обвиняемый. Следовательно, М. имеет право на защиту.

е) Логика создана Аристотелем.

Логика - необходимое условие познания истины. Следовательно, необходимое условие познания истины создано Аристотелем.

ж) Все журналы - периодические издания. Газета - не журнал. Следовательно, газета - не периодическое издание.

з) Некоторые хвойные деревья - вечнозеленые. Лиственница - хвойное дерево. Следовательно, лиственница - вечнозеленое дерево.

и) Ни один свидетель по делу Н. не знал потерпевшего. Иванов не был свидетелем. Следовательно, Иванов знал потерпевшего.

к) Некоторые свидетели по делу Н. дали ложные показания. Петров свидетель по делу Н. Следовательно, Петров дал ложные показания.

л) Кража — преступление. Присвоение найденного - не кража. Следовательно, присвоение найденного не является преступле­нием.

м) Студенты нашего курса победили в математической олим­пиаде. Сидоров - студент нашего курса. Следовательно, Сидоров - победитель в математической олим­пиаде.

н) Все студенты нашего курса изучают логику. Петров не студент нашего курса. Следовательно, Петров не изучает логику.

о) Все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Комета Галлея - вращается вокруг Солнца. Следовательно, комета Галлея – планета.


Вопросы для подготовки к зачету

1 Предмет и значение логики.

2 Формы мышления

3 Понятие. Понятие как форма мышления.

4 Содержание и объем понятия. Отношения между понятиями.

5 Логические операции над понятиями.

6 Суждение как форма мышления.

7 Простое суждение.

8 Сложные суждения их виды.

9 Умозаключение как форма мышления. Виды умозаключений.

10 Структура умозаключения.

11 Простой категорический силлогизм.

12 Общие правила категорического силогизма.

13 Условный и условно-категорический силлогизм.

14 Разновидность условно-категорического силлогизма.

15 Разделительно-категорический силлогизм, его модусы.

16 Энтимема.

17 Индуктивное умозаключение.

18 Полная индукция.

19 Неполная индукция.

20 Доказательство и его структура.

21 Прямое и косвенное доказательство.

22 Опровержение.

23 Правила и доказательства опровержения.

24 Правила и ошибки по отношению к тезису.

25 Правила и ошибки по отношению к аргументам.

26 Правила и ошибки по отношению к демонстрации.

27 Законы логики.

28 Законы тождества.

29 Законы не противоречия.

30 Закон исключительного третьего.

31 Закон достаточного основания.

32 Значение логики в профессиональной деятельности.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: