Основная цель этих концепций – объяснить поведение при помощи описания преимущественно познавательных процессов, характерных для человека. Главный акцент в исследованиях делается на процессы познания (cognition - познание), “внутренние” характеристики человеческого поведения.
Основные направления исследований:
а) изучение процессов перцепции, в том числе, социальной(вспомниам гештальт);
б) изучение атрибутивных процессов;
в) изучение процессов памяти;
г) изучение построения когнитивной картины мира;
д) изучение бессознательного познания и восприятия;
е) изучение познания у животных и т.д.
Основным методом для данного научного направления является лабораторный эксперимент(у гештальт наблюдение, почему).
Основные методологические установки исследователей следующие:
1. источник данных – ментальные образования;
2. познание определяет поведение;
3. поведение как молярный (целостный) феномен;
Главная посылка: впечатления индивида о мире организуются в некоторые связные интерпретации, в результате чего образуются определенные связные идеи, верования, ожидания, гипотезы, которые регулируют поведение, в том числе, социальное. Таким образом, это поведение полностью находится в контексте ментальных образований.
|
|
Основная идея направления: когнитивная структура человека не может находиться в несбалансированном, дисгармоничном состоянии, а если это все же имеет место, у человека немедленно возникает стремление изменить это состояние. Человек ведет себя таким образом, чтобы максимизировать внутреннее соответствие его когнитивной структуры. Эта идея связана с концептами “логического человека”, “рационального человека” или “экономического человека”.
Итог: что общего и разного.
Стремление к гармонии, балансу
Объект один, предмет разный, методы разные
Условия, что нехватает в гештальт. Разные предпосылки