Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году составили 2 972 950,5 млн. рублей.
За счет средств федерального бюджета на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 556 426,0 млн. рублей, из них 142 014,0 млн. рублей – на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации, 352 315,0 млн. рублей – на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
За счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 2 224 452,4 млн. рублей.
За счет средств государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на государственную поддержку семьи и детей в 2016 году было направлено 686 401 млн. рублей.
№ п/п | Наименование | Сумма в 2016 году, млн. рублей |
Всего | 2 972 950,5 | |
Расходы федерального бюджета | 556 426,0 | |
из них: | ||
на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации | 142 014,0 | |
на предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | 352 315,0 | |
Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации* | 2 224 452,4 | |
Расходы государственных внебюджетных фондов Российской Федерации | 686 401,0 | |
* по информации Минэкономразвития России на основании сведений, представленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2009 года № 806-р. |
|
|
Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ установлены дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, в целях создания условий, обеспечивающих этим семьям достойную жизнь. В соответствии с указанным федеральным законом функции по предоставлению материнского (семейного) капитала возложены на ПФР.
На реализацию Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ в 2016 году из федерального бюджета бюджету ПФР на предоставление материнского (семейного) капитала перечислено 346 886,4 млн. рублей.
Расходы на государственную поддержку семей и детей в 2016 году из бюджета ФСС составили 321 060,73 млн. рублей, из них за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета ФОМС – 23 438,71 млн. рублей.
На выплату пособий по беременности и родам в 2016 году потрачено
118 106,9 млн. рублей, на выплату пособий при рождении ребенка – 22 153,6 млн. рублей, на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, – 157 361,5 млн. рублей.
|
|
Расходы на единовременные пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, составили 563,72 млн. рублей.
Расходы на оплату медицинским организациям государственной и муниципальной систем здравоохранения, медицинским организациям и иным организациям, осуществляющим медицинскую деятельность, участвующим в реализации программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, услуг по оказанию медицинской помощи женщинам в период беременности, женщинам и новорожденным в период родов и в послеродовой период, а также по проведению профилактических медицинских осмотров ребенка в течение первого года жизни за счет средств бюджета ФОМС составили 17 829,9 млн. рублей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Создание условий для обеспечения благополучия семьи, ответственного родительства, поддержания социальной устойчивости семьи в соответствии с Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2014 г. № 1618-р, является приоритетом современной государственной семейной политики.
В 2016 году была продолжена работа по реализации задач, определенных указанной Концепцией. В частности, законодательно были установлены дополнительные гарантии гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на получение государственных пособий в связи с рождением и воспитанием детей в случаях, когда в отношении страхователя проводятся процедуры банкротства.
В целях повышения уровня социальной защищенности семей с детьми малоимущим семьям оказывается социальная помощь. При этом в субъектах Российской Федерации расширяется практика предоставления государственной социальной помощи в виде социального контракта, цель которого состоит в стимулировании членов малоимущих семей к активным действиям по преодолению трудной жизненной ситуации. Предоставление государственной социальной помощи в виде социального контракта является эффективной формой социальной поддержки малоимущих семей. По окончанию социального контракта среднедушевой доход малообеспеченных семей в целом по Российской Федерации в 2016 году увеличился в 1,4 раза.
Федеральной службой судебных приставов была продолжена работа по повышению эффективности исполнения исполнительных документов о взыскании алиментов за счет применения мер воздействия на должников по алиментным обязательствам: предупреждений о возможности ограничения специального права и вынесения постановления о временном ограничении на пользование специальным правом, возбуждения дел об административных правонарушениях, розыска и привлечения к уголовной ответственности. В результате проведенной работы в территориальных органах ФССП на исполнении по сравнению с 2015 годом находилось на 30,8 тыс. исполнительных производств о взыскании алиментов меньше, на 31,3 тыс. сократилось количество неоконченных исполнительных производств о взыскании алиментов.
В целях материального обеспечения детей также разрабатывались законопроекты, направленные на повышение эффективности взыскания алиментов в отношении несовершеннолетних детей. В частности, проектом федерального закона «О внесении изменений в часть первую статьи 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривается признание должника по алиментным обязательствам безвестно отсутствующим в случае, когда его розыск оказался безрезультатным, в результате чего у несовершеннолетних детей возникает право на получение пенсии по случаю потери кормильца.
|
|
В 2016 году была продолжена работа по обеспечению семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями. В рамках исполнения комплекса мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, семьям указанной категории было предоставлено 92,3 тыс. земельных участков, иными мерами социальной поддержки взамен предоставления земельного участка воспользовались 3,28 тыс. многодетных семей, 2 тыс. семей были предоставлены жилые помещения по договору социального найма. В разной стадии реализации находились 102 проекта по созданию жилищно-строительных кооперативов в 47 субъектах Российской Федерации.
В рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» ан 2015-2020 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2017 г. № 1050, по состоянию на 1 января 2017 года молодым семьям-участникам подпрограммы было выдано 13 348 свидетельств о праве на получение социальной выплаты, из которых было реализовано 12 681 свидетельство.
Не менее важным на современном этапе остается решение задачи по обеспечению 100% доступности дошкольного образования как для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, так и для детей в возрасте от 3 до 7 лет. По состоянию на 1 января 2017 года в целом по Российской Федерации доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет составила 76,59%, для детей в возрасте от 3 до 7 лет - 98,94%.
Ежегодно растет доля негосударственного сектора в сфере дошкольного образования, в том числе благодаря предпринимаемым на федеральном уровне мерам по снятию административных, информационных, финансовых барьеров.
|
|
Воспитание детей является стратегическим общенациональным приоритетом, требующим консолидации усилий различных институтов гражданского общества, органов управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В целях определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания и во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. № 761, распоряжением Правительства Российской Федерации в 2015 году была утверждена Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Указанная Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 марта 2016 г.
№ 423-р утвержден план мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, которым предусмотрено поэтапное выполнение мероприятий по совершенствованию нормативно-правового регулирования в сфере воспитания и развития кадрового потенциала, совершенствования и развития организационно-управленческих, научно-методических, финансово-экономических и информационных механизмов в сфере воспитания. В 2016 году было реализовано 20 мероприятий, предусмотренных указанным планом.
Одной из важнейших задач является сохранение здоровья нации путем реализации мер, направленных на всеобщую раннюю профилактику заболеваемости, а также внедрения здоровьесберегающих технологий во все сферы жизни ребенка. Основой формирования здорового и безопасного образа жизни выступает образовательная среда.
В целях укрепления здоровья детей в Российской Федерации необходимо продолжить работу, направленную на:
- совершенствование системы образования, отдыха и оздоровления детей, в том числе укрепление материально-технической базы дошкольных, образовательных, летних оздоровительных организаций;
- пропаганду здорового образа жизни, профилактику заболеваний среди населения и разработку образовательных программ для школьников, их родителей и педагогов;
- создание условий для укрепления здоровья детского населения;
- совершенствование организации питания детей в образовательных организациях;
- создание современной благоприятной доступной среды для обучения и воспитания, отдыха и оздоровления детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Совершенствование системы отдыха и оздоровления детей является неотъемлемой частью государственной социальной политики и одним из важнейших направлений деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и других заинтересованных структур, поскольку напрямую связано с сохранением здоровья нации и созданием будущего страны.
Особое место в этой работе занимает летний период, как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года, позволяющий охватить системой оздоровительных мероприятий наибольшее количество детей.
Укрепление здоровья детского населения, организация досуга и обеспечение временной занятости детей и подростков, улучшение эффективности оздоровления при условии сохранения достигнутого ранее уровня охвата детей организованными формами отдыха определяет актуальность совершенствования системы отдыха и оздоровления детей.
В рамках реализации Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы будет продолжена работа по основным направлениям государственной политики в интересах детей и семей, имеющих детей.
Приложение 1
к государственному докладу «О положении детей и семей, имеющих детей, в Российской Федерации» |
ПЕРЕЧЕНЬ
ОСНОВНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
ПО ВОПРОСАМ СЕМЬИ И ДЕТСТВА, ПРИНЯТЫХ В 2016 ГОДУ
Федеральные законы:
1. Федеральный закон от 9 марта 2016 г. № 55-ФЗ «О внесении изменений в статьи 48 и 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»;
2. Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»;
3. Федеральный закон от 26 апреля 2016 г. № 113-ФЗ «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
4. Федеральный закон от 1 мая 2016 г. № 138-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»;
5. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 181-ФЗ «О единовременной выплате за счет средств материнского (семейного) капитала в 2016 году»;
6. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. № 199-ФЗ «О внесении изменений в статью 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации в целях противодействия обороту порнографической продукции с использованием несовершеннолетних и (или) среди несовершеннолетних и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»;
7. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 286-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
8. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 302-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
9. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»;
10. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 326-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»;
11. Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
12. Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
13. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 422-ФЗ «О нормативе финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, на 2017 год»;
14. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 442-ФЗ «О внесении изменения в статью 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
15. Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. № 444-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка индексации выплат, пособий и компенсаций, установленных законодательством Российской Федерации, и приостановления действия части 2 статьи 6 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
16. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 465-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного регулирования организации отдыха и оздоровления детей»;
17. Федеральный закон от 28 декабря 2016 г. № 470-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».
Нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 января
2016 г. № 33 «О порядке финансового обеспечения медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки), за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»;
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января
2016 г. № 42 «Об установлении с 1 февраля 2016 года размера индексации выплат, пособий и компенсаций»;
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 апреля
2016 г. № 316 «О внесении изменения в пункт 1 типового договора найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня
2016 г. № 491 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 5 августа 2015 г. № 796»;
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня
2016 г. № 497 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»;
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 1 августа
2016 г. № 735 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1517»;
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 11 августа
2016 г. № 784 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2011 г. № 1155»;
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 ноября
2016 г. № 1160 «О порядке формирования перечня федеральных государственных учреждений, оказывающих высокотехнологичную медицинскую помощь, не включенную в базовую программу обязательного медицинского страхования, гражданам Российской Федерации»;
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 ноября
2016 г. № 1268 «О внесении изменений в перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд»;
10. Постановление Правительства Российской Федерации от 5 декабря
2016 г. № 1302 «Об утверждении Правил финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования, оказываемой гражданам Российской Федерации федеральными государственными учреждениями»;
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2016 г. № 1403 «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1426 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2013 г. № 1011»;
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1427 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294»;
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2016 г. № 1429 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2014 г. № 1331»;
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 г. № 1512 «Об утверждении Положения об организации обеспечения лиц, инфицированных вирусом иммунодефицита человека, в том числе в сочетании с вирусами гепатитов B и C, антивирусными лекарственными препаратами для медицинского применения и Положения об организации обеспечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя, антибактериальными и противотуберкулезными лекарственными препаратами для медицинского применения»;
16. Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2016 г. № 1542 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов, возникающих при оказании гражданам Российской Федерации высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования»;
17. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2016 г. № 1560 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 864»;
18. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. № 1584 «О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при назначении ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»;
19. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 апреля
2016 г. № 423-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»;
20. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля
2016 г. № 669-р «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016-2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».