Штриховое кодирование

Классификация по фасетному методу.

Фасетный метод классификации предусматривает параллельное разделение множества объектов по одному признаку на отдельные, независимые друг от друга подразделения (группировки) – фасеты.

Фасетная классификация — это совокупность нескольких независимых классификаций, осуществляемых одновременно по различным основаниям.

Отдельные фасеты не зависят и не подчиняются друг другу, как в иерархической системе, но они связаны тем, что относятся к одному и тому же множеству, и каждый характеризует одну из сторон распределяемого множества. Таким образом, фасетный метод классификации позволяет получить систему отдельных (не подчинённых друг другу) группировок. Фасетный метод классификации отличается большой гибкостью и удобством использования, позволяет в каждом отдельном случае ограничивать подразделение множества товаров несколькими фасетами, представляющими интерес в данном случае.

 

Каждый метод классификации наряду с достоинствами имеет недостатки. Так, к недостаткам иерархического метода можно отнести его чрезмерную громоздкость, высокие затраты, иногда не обоснованные, трудность применения. Недостатком фасетного метода является невозможность выделения общности и различия между объектами в разных классификационных группировках.

Иерархический и фасетный методы классификации могут применяться как независимо друг от друга, так и совместно.

Кодирование

Штриховое кодирование

Основным объектом штрихового кодирования является товар, который характеризуется определенными ценой, размером, массой, цветом, качеством. Штриховой код наносится на транспортную или потребительскую упаковку многих импортных и отечественных товаров типографским способом или путем приклеивания этикетки или ярлыка. Согласно требованиям проведения внешнеторговых сделок наличие штрихового кода на упаковке товара является обязательным условием его экспорта. Отсутствие штрихового кодирования отрицательно влияет на конкурентоспособность товаров.

Штриховой код состоит из чередующихся темных (штрихов) и светлых (пробелов) полос разной ширины. Размеры полос стандартизированы. Штриховые коды предназначены для считывания специальными оптическими устройствами – сканерами. Сканеры декорируют штрихи в цифры через микропроцессоры и вводят информацию о товаре в компьютер.

Штриховые коды делятся на виды: еврейский – EAN и американский - *PC. Среди нескольких десятков схем кодирования, принятых употреблению международными организациями и имеющих собственное наименование, коды EAN/*PC являются наиболее распространенными.

Коды EAN подразделяют на три типа EAN-8; EAN-13 и ITF-14 (только для транспортной тары). Структура штриховых кодов различных типов представлена в табл. 1.

Таблица 1.

Структура штриховых кодов EAN

Структура кодов Порядковые номера знаков
Типы штриховых кодов
EAN-8 EAN-13 ITF-14
  Страна, где находится банк данных о штриховых кодах 1,2 (3*) 1,2 (3*) 1,2 (3*)
  Организация – изготовитель или продавец 3-5 (4-5)** 3-7 (4-7)** 3-7 (4-7)**
  Информация о товаре 6-7 8-12  
  Код упаковки товара - - 9-13
*  
5

Контрольная цифра      

**
Страны, которым можно детализировать код страны на третьем разряде (страны СНГ 460-469).

В указанном случае изготовитель может использовать только четыре разряда.

 

Как видно из данных таблицы, первые две цифры обозначают код страны, где находится организация, зарегистрировавшая изготовителя, его товар и присвоившая им порядковый номер.

Код страны на штриховом коде может не совпадать со страной происхождения товара, так как изготовитель или продавец имеют право зарегистрироваться не в отечественном банке данных, а за рубежом.

Каждой стране ассоциация EAN выдает коды централизованно. Чаще всего коды бывают двузначные: например, СШЕ и Канада – 00-99; Япония – 45-49; Австралия – 90-91 и другие, но иногда могут быть трехзначными (СНГ – 460-469; Турция, Польша – 590) за счет уменьшения кода изготовителя на один знак. Коды стран, в которых находится банк данных о штриховых кодах приведены в табл. 2.

Таблица 2.

Коды стран местонахождения банка данных о штриховых кодах.

 

Страна Код Страна Код
США и Канада 00-90 Норвегия  
Франция 30-37 Израиль  
Болгария   Швеция  
Германия 400-440 Мексика  
СНГ 460-469 Венесуэла  
Гонконг   Швейцария  
Япония 45-49 Аргентина  
Великобритания   Чили  
Греция   Бразилия  
Кипр   Италия 80-83
Ирландия   Испания  
Бельгия   Куба  
Португалия   Чехословакия  
Исландия   Югославия  
Дания   Турция  
Польша   Нидерланды  
Венгрия   Южная Корея  
Финляндия   Сингапур  
Китай   Австрия 90-91
Новая Зеландия   Австралия  

 

Код изготовителю, т.е. следующие 3-5 цифр присваивает централизованно-национальный орган страны. В России, а так же других странах СНГ штриховым кодированием товаров занимаются Внешнеэкономическая ассоциация автоматической идентификации ЮНИСКАН, представляющая интересы своих членов в международной ассоциации EAN.

ЮНИСКАН выдает предприятиям России коды, а также ведет соответствующий банк данных. Кроме этого, она разрабатывает методику по использования кодов EAN.

На рис. 1 – 2 представлена структура кодов EAN-8 и EAN-13

 

 
 

 

 


Широкое распространение штрихового кодирования привело к кодированию всех товаров, независимо от их качества и престижности фирм – изготовителей. Кроме того, сами штриховые коды стали объектом фальсификации.

Признаки позволяющие отличить подлинные штриховые коды от фальсифицированных:

· размеры штрихового кода;

· цветовое исполнение отдельных элементов штрихового кода: цвет штрихов должен быть черным, синим, темно-зеленым или темно-коричневым; цвет пробелов совпадающий по цвету с фоном, белый допускается желтый, оранжевый, светло-коричневый; не допускается применение любых оттенков красного и желтого цвета для штрихов, так как они не считываются сканером;

· место нанесения штрихового кода: на заднюю стенку упаковки в правом нижнем углу на расстоянии не менее 20 мм. от краев; допускается нанесение на боковую стенку упаковки;

· штриховой код не должен размещаться на месте, где уже есть другие элементы маркировки;

· нанесение на упаковку только одного штрихового кода EAN или UPC; нанесение двух кодов допускается в случае, если товаропроизводитель произвел регистрацию в двух ассоциациях и в этом случае коды наносятся в противоположных концах упаковки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: