Разновидности сочинений на «свободную» тему | Примеры формулировок тем |
1. Сочинения на «свободную» тему литературоведческого характера | o Люди чести и долга в русской литературе (по произведениям русской литературы); o Почему русскую литературу XIX века можно назвать литературой вопросов? ° Всё начинается с детства (по произведениям русской литературы). |
2. Сочинения на «свободную» тему, формулируемые посредством цитаты | o «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни» (А. Эйнштейн); o «И любовь не есть только слово,... но есть деятельность, направленная на благо других» (Л. Толстой); ° «Патриотизм состоит не в пышных лозунгах» (В. Белинский). |
Сочинения на «свободную» тему литературоведческого характера требуют понимания закономерностей развития литературы XIX и XX веков, эволюции образов, мотивов, типов героев в творчестве разных писателей и поэтов, то есть обращение к широкому литературному контексту.
Если «свободная» тема сформулирована как цитата, то ученику необходимо раскрыть смысл предложенного его вниманию высказывания и доказать справедливость слов известного человека на литературном материале, выбор которого автор сочинения оставляет за собой. Во вступлении к сочинению необходимо очертить круг привлекаемых литературных произведений, объяснить, чем обусловлен их выбор.
|
|
5. Понятийный анализ темы и формулировка тезиса, положенного в основу сочинения
После того как выбрана тема сочинения, первое, что нужно сделать, — это произвести её понятийный анализ.
Анализировать тему сочинения можно двумя способами:
1) выделить «ключевые» слова в формулировке темы сочинения (обычно их не более одного-трёх; раскрытию выделенных понятий и будет посвящено сочинение);
2) переформулировать тему сочинения в ряд вопросов и доказательно ответить на каждый из них в основной части работы.
Произведём понятийный анализ представленных ниже тем сочинений, используя метод выделения «ключевых» слов в их формулировке.
Ключевыми словами темы сочинения - «Чацкий как выразитель декабристских идей» - будут ДЕКАБРИСТСКИЕ ИДЕИ. Следовательно, в сочинении нужно будет доказать, что Чацкий выражает именно идеи декабристов, то есть сопоставить его взгляды с декабристскими.
Выделим ключевое слово, в котором заключено идейное «зерно» темы «Моё отношение к Раскольникову». Это слово МОЕ. Оно помогает определить, о чём следует писать в сочинении. В основной части работы надо рассуждать о тех чертах характера Раскольникова, которые вызывают у читателя симпатию или антипатию к нему.
|
|
Например, дана тема «Образ Наполеона в восприятии героев и автора романа “Война и мир”». Опорными (ключевыми) здесь являются три слова. Во-первых, ВОСПРИЯТИЕ, во-вторых, ГЕРОИ, а в-третьих, АВТОР. То есть в сочинении нужно будет не просто сопоставить, как автор и герои относятся к Наполеону, но и выявить причины такого отношения.
Практический совет: ключевые слова, входящие в формулировку темы сочинения или однокоренные с ними, следует почаще повторять в тексте своей работы, чтобы постоянно придерживаться темы.
Анализировать тему сочинения можно, не только обратившись к выявлению ключевых слов в её формулировке, но и ещё одним способом. Его суть заключается в том, чтобы переформулировать тему сочинения в ряд вопросов.
Например, вашему вниманию предложена тема «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”». Переформулируем её в следующие вопросы:
• что значит «барская» Москва?
• кто из героев комедии является представителем барской Москвы, то есть принадлежит к фамусовскому обществу?
• что характерно для всех этих героев?
• что больше всего ими ценится в людях и почему?
• как Грибоедов относится к представителям барской Москвы?
• совпадает ли отношение Грибоедова и Чацкого к московской знати?
• как драматург изображает представителей высших кругов Москвы?
Таким образом, в сочинении «Барская Москва в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”» необходимо будет доказательно ответить на каждый из этих вопросов. Общий же ответ на эти вопросы примерно такой: «А.С. Грибоедов стремится разоблачить (отношение автора) пустоту, паразитизм жизни (то. что характерно его героям) московского дворянства (представителей барской Москвы). Драматург положил начало традиции сатирического изображения высших кругов Москвы, создав, по словам ИА. Гончарова, «картину нравов, галерею живых типов, и вечно острую и жгучую сатиру» (как изображает). Это тезис, в русле которого будет раскрываться тема сочинения.
Переформулируем в ряд вопросов ещё одну тему - «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова»:
• в каких стихотворениях поэта звучит эта тема?
• чем объясняется столь частое обращение поэта к этой теме в своём творчестве: особенностями мироощущения? фактами биографии? творческим методом?
• каким обычно изображается герой в произведениях романтизма?
• почему лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова гордится своим одиночеством?
Приведём возможное вступление к сочинению «Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова», в котором в сжатом виде содержатся ответы на поставленные выше вопросы:
Тема одиночества, невозможности быть понятым другими людьми является одной из главных в поэзии М.Ю. Лермонтова. Она звучит уже в ранних стихотворениях «Стансы» (1830), «Парус» (1832), «Нет, я не Байрон, я другой...» (1832) и в более поздних - «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840), «И скучно и грустно» (1840), «Листок» (1841), «Выхожу один я на дорогу...» (1841). Это во многом объясняется не только особенностями мироощущения поэта, фактами из его биографии, но и творческим методом, которым написаны его стихи. Лермонтов - поэт-романтик, а, как известно, для романтизма характерен особый герой - одинокая, гордая личность, противостоящая обществу, с которым она находится в неразрешимом конфликте. У лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова нет друга, способного поддержать его «в минуту душевной невзгоды», нет возлюбленной. Он одинок в светской толпе, а временами его одиночество достигает вселенского масштаба. Однако одиночество лирического героя поэзии М.Ю. Лермонтова не навязано ему миром, а избрано им добровольно: это единственно возможное состояние его души, которым он гордится.
|
|
Невозможно написать сочинение, не зная, что ты хочешь в нём доказывать. Ведь как говорил римский философ Сенека, «кто не знает, куда плывёт, тому нет попутного ветра».
Разбивка темы сочинения на вопросы или выделение в её Формулировке ключевых слов помогает обозначить основную мысль сочинения, которая излагается во введении в виде тезиса - чётко и ясно.
Записать тезис нужно в 2-3 предложениях. В формулировке главной мысли должно быть сказано:
• что автор сочинения собирается доказывать в своей работе?
• на каком материале автор сочинения будет выстраивать доказательную базу?
• как сочинение поможет понять замысел автора литературного произведения?
Рассмотрим, как можно сформулировать тезис, который будет доказываться в
сочинении по следующей теме - «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”».
Для этого сначала выделим ключевые слова в её формулировке - ФИЛОСОФСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА.
Чтобы уточнить для себя то, о чём именно следует писать в основной части сочинения, переформулируем предложенную тему - «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» - в ряд вопросов и кратко ответим на них:
• что такое философская проблематика? (Это постановка и обсуждение важных вопросов человеческого бытия);
• какие философские проблемы существуют? (Философские проблемы - это проблема смысла жизни, познания и самопознания, предопределения человеческой судьбы, свободы, веры и безверия и т.д.);
• какие из этих философских проблем затрагиваются в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»? (Философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения);
• кто из героев задумывается над этими философскими проблемами? (Над актуальными вопросами человеческого бытия, волновавшими М.Ю. Лермонтова и его современников, мучительно размышляет главный герой романа - Печорин);
|
|
• как анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает понять характер Печорина? (Анализ философской проблематики романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» помогает лучше понять дух изображённой в произведении исторической эпохи, получить более детальное представление о противоречивой личности Печорина).
Если обобщить ответы на поставленные вопросы, то можно сформулировать тезис, который следует обозначить в последнем предложении вступления и доказать в основной части сочинения.
Вступление к сочинению «Философская проблематика романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”» может выглядеть примерно так:
«Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы реалистический роман с глубоким философским содержанием. В этом произведении М.Ю. Лермонтова затронуты важные проблемы человеческого бытия, волновавшие как автора, так и его современников. Их спектр довольно широк. Это и философская проблема смысла жизни, а также вопросы предопределения человеческой судьбы, свободы выбора, веры и безверия, индивидуализма, понимания сущности счастья, памяти как источника разочарований, потерянного поколения. Над этими актуальными вопросами человеческого бытия мучительно размышляет главный герой романа - Печорин, поэтому анализ философской проблематики лермонтовского произведения помогает читателю получить более детальное представление о личности этого персонажа.
Примечание:
Иногда главная мысль заключена уже в формулировке. Например, «Чацкий и Репетилов — герой и пародия». Это тема - тезис, здесь не надо искать идею, она выражена, её нужно лишь доказать.
6. Составление плана сочинения. Обдумывание формулировок пунктов и подпунктов. Подбор текстового материала к каждому пункту основной части плана.
Когда суть дела обдумана заранее,
Слова приходят сами собой.
Гораций
После того как тема выбрана и осмыслена, осуществлён понятийный анализ её формулировки, необходимо приступить к составлению плана сочинения.
План - это своеобразный конспект будущего сочинения.
Лучше составлять подробный план сочинения, в котором четко обозначены вступительная, основная и заключительная части, а основная, соответственно, делится на несколько пунктов и подпунктов:
Вступление.
Основная часть.
1.
а)
б)
в)
2.
а)
б)
в)
3.
а)
б)
в)
Заключение.
К каждому пункту плана надо подобрать необходимые примеры и цитаты и зафиксировать их в плане, чтобы не забыть. При этом назначение цитаты - подтвердить сказанное вами, но не повторять его.
В качестве примера приведём план раскрытия следующей темы, связанной с анализом идейно-художественного своеобразия лирики М.Ю. Лермонтова.