Актуальность введения данной дисциплины состоит в том, что в настоящее время существует дефицит специалистов, ориентированных на работу в регионе. В Республике Хакасия и на сопредельных территориях существует много природоохранных учреждений, особо охраняемых природных территорий, есть возможность проводить научные исследования фауны и животного населения. В то же время изучение дисциплин общепрофессионального блока обеспечивает лишь широкую подготовку выпускников. В случае, если эти специалисты начинают работать в регионе и заниматься полевыми исследованиями животных, требуется дополнительная подготовка. Дисциплины специализации, обеспечивают эту подготовку.
Дисциплина «Экология птиц» является дисциплиной специализации, поэтому она, на примере региональных особенностей, дополняет и углубляет знания и умения, которые студент получает при изучении дисциплин общепрофессионального и естественно-научного блоков: общей биологии, зоологии, ландшафтоведения и других.
|
|
Экология птиц изучается в 8 семестре. При этом наибольшая опора делается на знания, полученные студентами при изучении зоологии позвоночных в 3 семестре. Так, вопросы анатомического строения птиц на аудиторных занятиях по экологии птиц не рассматриваются вообще. Адаптации птиц к полёту в строении скелета и систем внутренних органов вынесены на самостоятельное изучение. Вопросы физиологии птиц (движение, питание, газообмен, терморегуляция, водно-солевой обмен) и происхождение и эволюция птиц рассматриваются как продолжение и расширение этих вопросов из курса зоологии позвоночных. Рассмотрение методик учёта птиц также проводится с опорой на знания и умения, полученные при прохождении студентами полевой практики по зоологии позвоночных. Вопросы популяционной динамики птиц и влияние на птиц абиотических факторов рассматриваются как частые случаи общеэкологических закономерностей, изученных студентами в курсе «Общая экология» в 6 семестре.
Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины следующие:
1. Отбор содержания курса проводился таким образом, чтобы максимально полно познакомить студентов с разнообразием авифауны Хакасии и её региональными особенностями.
2. Наибольшее внимание уделено видам и другим систематическим группам, которые имеют практическую значимость, занесены в Красные книги РФ и РХ
3. Большое внимание уделяется истории изучения фауны птиц республики, знакомству с современными исследованиями и проблемам недостаточной изученности фауны республики.
4. Содержание лабораторных занятий не дублирует, а дополняет содержание лекций.
|
|
5. На лабораторных занятиях предусматривается работа только с натуральными объектами.
Организационно-методический план
Вид учебной работы | Всего часов | № семестров (по учебному плану) | |||||||
I. Аудиторная: | |||||||||
лекции | |||||||||
семинары | |||||||||
практические занятия | |||||||||
лабораторные работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
II. Внеаудиторная: | |||||||||
курсовые работы | + | + | |||||||
контрольные работы | |||||||||
самоподготовка: | |||||||||
самостоятельное изучение разделов | |||||||||
подготовка к экзамену | |||||||||
другие виды внеаудиторной работы | |||||||||
ИТОГО: | |||||||||
III. Промежуточный и (или) итоговый контроль по дисциплине (экзамен, зачет) | Экз. | Экз. | |||||||
Общая трудоемкость дисциплины: |
Структура и содержание дисциплины