Джон Клементс. Техника средневекового фехтования

(С некоторой редакцией. Исправлен «машинный» перевод, откорректированы изображения. Смысловая составляющая полностью сохранена. Есть дополнения. В. Фёдоров. Личная библиотека).

Замечание: лишь словами и иллюстрациями невозможно описать, с учётом всех подробностей, всего того, что предполагает научить приёмам или правильным движениям. Эти примеры предназначены информировать, а не отражать все возможности. Они являются обобщёнными инструкциями и не являются универсальными или наиболее полными. Здесь будет сделана попытка обратиться к основным концепциям и принципам средневекового боя с мечом и щитом. В целях обобщения инструкций по применению меча и щита, далее будут представлены два типа средневекового щита:
- среднего размера круглый щит, иногда называемый «Саксонским» или «Викингским»;
- большой каплевидный или миндалевидный щит, обычно называемы «Нормандским» щитом.
Эти два типа щитов показаны с центральным кулачным хватом и более знакомым «локтевым» хватом. Для лучшей демонстрации основных принципов и техник в качестве примера будет использоваться круглый щит в левой руке. В качестве оружия нападения выступает меч типа - X.

Хотя это один из архетипичных мечей викингов, тип X можно также рассматривать в качестве переходного типа, находящиеся между эпохой викингов (мечи типов I-IX по Уилеру) и мечами средневековья. Он сохраняет многие черты его предшественников, такие как линзовидные сечение и профиль клинка, но также показывает развитие в направлении новых типов крестовин и наверший. Клинки, как правило, широкие и плоские и уменьшается плавно к почти округлому острию.

Период применения: 900-1200 гг. Общая длина: 90-96 см. Длина клинка: 78-84 см. Дол - почти по всей длине. Хвостовик - плоский и широкий, сужающийся к навершию. Поперечное сечение – линзовидное. Типы наверший - A, B, G, H, I, J, K, M, крестовин – 1, 2, 3 (по Э. Окшотту).

Баланс (в среднем) – 13 см. Вес (в среднем) – 1,15 кг.

На фото предоставлены современные полнофункциональные боевые реплики мечей типа X по

Э. Окшотту, выполненные Albion Swords. Компания занимается изготовлением всех типов мечей, равно как и индивидуальными заказами, являясь бесспорным лидером.

 

Не найдено записей о существовании в раннем Средневековье фехтования мечом (или другого боевого искусства) как отдельного, независимого умения. Скорее это считалось одним из разделов Искусства Войны. Но меч, в отличие от другого оружия, такого как топоры, копья, луки и кинжалы, которые имели применение в быту или на охоте, являлся исключительно оружием войны. Битва была единственной причиной его существования (за исключением "испытания оружием" и турниров). Это было персональное оружие войны. И оно продолжало играть эту роль вплоть до эпохи Ренессанса.

В сущности, в Средние века любое персональное оружие – топор, копьё, древковое оружие, булава или кистень - использовалось, принимая во внимание эффективную комбинацию меча и щита. Однако к щиту и мечу никогда до этого не обращались как к комбинации оружия боевых искусств. Учитывая хорошо знакомые изображения щита и меча в Западной культуре, и ассоциируя их со средневековым воином и рыцарем, можно сказать, что в те времена использование этого оружия было представлено во всех своих смертельных аспектах.

Использовать щит несложно: в действительности для этого необходимо применять лишь несколько простых принципов. Однако из-за стилистических идей или неверных правил спарринга, на практике часто эти принципы не используются. Понимание основ боя средневековым мечом и щитом должно начинаться с положения тела и оружия.

 

Базовые стойки

Мы будем называть эти позиции готовности к нанесению удара и защите - стойками, позами, защитами. Сегодня не сохранилось никаких названий для стоек с мечом и щитом. Существуют несколько немецких и итальянских терминов для стоек с одноручным мечом, которые (хотя они не полностью подходят) полезны в качестве основы. Термин Эпохи Возрождения «ward» (защита) не использовался для описания боевой позы до XVI века, а понятие "защитная стойка" появилось только после XVII века.

 

 

Основные стойки с мечом и щитом позволяют выполнять естественные движения телом. Они исходят из естественной механики поднятия оружия для удара или защиты во время движения. Их назначение – угрожать всему телу противника, одновременно защищая своё собственное. Для меча и щита существуют три основные позиции – высокая, средняя и задняя. Все другие происходят из этих трёх. Из каждой можно легко перейти в другую, и каждая из них имеет свои преимущества в защите и нападении. Каким бы стойкам не отдавалось предпочтение, на самом деле все они лишь вариации одной из трёх базовых.

Чтобы полностью использовать все возможности щита, нужно понимать, что он из себя представляет и что может. Щит – это вооружение, но защитное. Это форма оружия. Или, более точно, щит – это разновидность оружия. Он защищает и оберегает, он буквально укрывает. Щит обеспечивает значительное улучшение защиты воина, особенно небронированного или легко бронированного. В то же время, он почти не уменьшает способность к нападению.

Щит может закрыть почти половину тела и позволяет оружию оставаться скрытым и готовым к удару из непрямой позиции (особенно против ног противника). Воин, используя щит, может фактически безнаказанно шагнуть и нанести страшный и быстрый удар практически из ниоткуда. Щит позволяет бойцу наступать против древкового оружия и устоять под градом стрел и копий. Он может быть оружием сам по себе, и редкий воин применяет его только как пассивную защиту.

Принятие позы готовности со щитом и мечом требует устойчивой и гибкой позиции. Хотя стойка должна иметь энергию и силу, и свободно позволять мгновенное действие, она не должна быть неудобной или скованной. Она не должна быть неестественной или стеснять свободу движения. Позиция должна быть основана на механических требованиях защиты щитом и атаки мечом. Боевые позы или стойки должны давать максимально возможную свободу движения. Они должны обеспечивать подвижность и равновесие, как в атаке, так и в защите. Подвижность важна, так как от неё зависит координация, точность и скорость. Стойка должна также способствовать экономии движений (эффективность действий). Стойка – база, на основе которой мы сражаемся и используем технические приёмы. Приёмы должны быть легко применимы с наименьшим количеством движений, необходимых для нанесения удара, постановки защиты или отвлечения противника.

В идеале, стойка бойца будет отражать расположение его центра тяжести, его ловкость и степень равновесия. Слишком часто бойцы под предлогом медленных ног или слабых коленей, продолжают использовать вошедшую в привычку неправильную работу ног, вместо того чтобы приложить усилия для выработки сильной и правильной стойки. Спину нужно держать прямо, или слегка наклониться вперёд, но она не должна быть скруглённой или сгорбленной. Плечи не должны быть не слишком ссутулены, ни чрезмерно напряжены. Напряжение, неправильная стойка приведут к быстрому утомлению мышц, лишат их скорости и силы.

Колени должны быть слегка согнуты, чтобы позволить внезапное движение. Слишком малый сгиб в коленях даёт негибкое, медленное движение. Слишком большой сгиб также замедляет движение и больше ограничивает досягаемость, чем дает подвижности. Начинающим требуется время, чтобы привыкнуть к передвижению и бою со слегка согнутыми коленями. Для равновесия и подвижности обе ноги должны твёрдо стоять на земле с максимумом веса, приходящимся на пятки. Часто пятка задней ноги может быть слегка поднята, чтобы помочь толчком. Стопа передней ноги должна быть направлена носком на противника, а стопа задней ноги должна располагаться примерно под углом 45˚. Это даёт максимальную подвижность как по направлению к противнику, так и в стороны. Каждый боец должен быть способным быстро перемещаться во всех направлениях. Стопы должны быть расположены на расстоянии ширины плеч для максимального баланса и быстроты. Иногда, это расстояние, при необходимости, может быть ближе или дальше в зависимости от совершаемого действия. В сущности, идея в том, чтобы не располагать их слишком близко или слишком далеко по отношению друг к другу.

Прежде всего, вы должны избегать статичных и жёстких стоек. Они не должны замедлять ваши движения. Хотя существуют небольшие различия в стойках и передвижениях у разных людей, идея в том, чтобы не нарушать основной принцип – формирование подвижности, стабильности и силы из хорошо сбалансированной и подвижной позиции. Рассмотрим значение позиции, основанной на этом принципе.

1.Высокая стойка - наверно, наиболее часто употребляемая позиция, бесспорно, самая естественная и практичная позиция. Высокая стойка – главная наступательная боевая стойка. Это стойка, которая возникает немедленно, как только мы поднимаем оружие, чтобы нанести сильный удар. Боец угрожает готовым к удару оружием, осмотрительно оставаясь защищённым щитом. Стойка представляет собой агрессивную провокацию. Боец с почти одинаковой лёгкостью может нанести мощный удар мечом вертикально, диагонально, или горизонтально. Это наиболее практично и полезно в большинстве ситуаций. Можно доказать многими способами, что Высокая стойка является фундаментальной для боя мечом и щитом. Все другие разновидности – только формы этой простейшей боевой позиции.

 

Оружие удержится в базовом положении "под 45˚” или "позиции готовности". Рука должна быть расположена выше уровня лба так, чтобы навершие было в поле периферического зрения. Лезвие направлено вертикально вверх, эфес “нацелен” на противника. Рука готова ударить, но не напряжена и не расслаблена. Рука с мечом не слишком задрана кверху, чтобы “щёлкнуть”, а готова и достаточно гибка для «срезающего» удара быстрым острым клинком. Плечо не напряжено, рука сжимает рукоять не слишком сильно. То же самое и для руки со щитом.

Когда используете щит, чтобы достигнуть максимальной амплитуды и лучшей скорости, впереди должна быть нога со стороны щита. Эта “ передняя стойка ” располагает тело за щитом и позволяет бёдрам поворачиваться. Из этой позиции манёвр может быть сделан шагом вперёд любой из ног или отступлением с рубящим ударом, что добавит силы удару. Как только удар начат, задней ногой можно шагнуть или подшагнуть вперёд, чтобы добавить силы или досягаемости. Это обычно выполняется в момент поднимания, опускания или толчка щита вперёд. Ноги расположены как у боксёра - устойчиво, но не тяжело, чтобы

обеспечить максимальную быстроту.

 

Отсюда меч можно просто поднять локтём или плечом, чтобы нанести любой рубящий удар, укол или режущий удар. Все защиты и атаки применяются в согласии с надлежащими перемещениями или действиями противника. Боец готов действовать немедленно: атаковать, парировать, броситься вперёд либо отбежать.

Удерживаемый в стандартном “переднем” положении, щит может блокировать сверху и снизу, справа и слева. Он в позиции позволяющей ударить мечом из-под него и полностью использовать его защитные возможности. Удары можно принимать плоскостью щита, останавливать их кромкой, или его можно переместить вперёд, чтобы отразить или сбить удары вверх, вниз, вправо, влево.

 

Прежде всего, назначением стойки с мечом и щитом является атака. Защита вторична, и щит, расположенный впереди берёт большую часть этой роли на себя. Незначительные варианты высокой стойки понятны, так как клинок поднимается вверх, чтобы ударить или возвращается после других действий. Однако не нужно держать меч за головой или горизонтально. В момент накопления силы для удара, или во время возвращения вдоль линии другого удара мечом, можно замахнуться назад, остриём вниз. Однако, когда наносите удар вкруговую влево, клинок должен приходить из-за головы. Рука также должна подниматься выше и прямее, чтобы дальше достать при ударе. Эти позиции очень часто изображены на исторических миниатюрах. Но они не являются позициями готовности Высокой стойки, или самостоятельными боевыми позициями. Только центральное изображение "меч под 45˚" подходит, чтобы свободно и быстро сделать удар влево или вправо без “телеграфирования” этого намерения противнику.

 

 

Ранние средневековые изображения известны стилизованной перспективой и исполнением. Пропорции людей, лошадей, оружия и строений, к сожалению, сильно нарушены. Поэтому точные размеры мечей часто невозможно определить. Они часто показаны слишком короткими или слишком длинными, слишком большими или слишком широкими по сравнению с фигурами и окружением. Детали ранних средневековых рисунков не всегда имеют ценность.

Однако поздние средневековые и ранние рисунки эпохи Возрождения действительно вполне детализованы и реалистичны. В целом рисунки и скульптура периода и подлинные сохранившиеся образцы оружия находятся среди наиболее ценных источников информации. Среди различных украшений, рисунков и вышивки можно увидеть основные атаки мечом, защиты и базовые стойки (высокая, средняя, задняя). Можно убедительно доказать, что в средневековом искусстве больше смысла, чем может показаться людям, несведущим в приёмах и боевых аспектах

исторического фехтования и использования оружия.

 

2. Средняя стойка. Это жизнеспособная позиция с мечом впереди (под углом в 45˚). Данная позиция, хотя и кажется неловкой и непрактичной, является эквивалентом стандартной позиции Средней стойки для длинного меча. В данном же случае, вторая рука держит щит, значительно усиливая защиту. Эта позиция редко понимается или используется современными энтузиастами средневекового боя, однако она часто встречается на средневековых изображениях. Она естественна как для защиты, так и для нападения. Это отчасти “нейтральная” позиция, которая даёт защитную и “выжидательную” позу. Она допускается с расположением оружия высоко, низко или остриём вниз. Средняя стойка позволяет также использовать меч в защите для отражения атаки.

В толчее массового боя Средняя стойка очень полезна для сближения и уколов, или для запутывания противника.

В Средней стойке рука и эфес закрыты щитом. В то же время остриё меча угрожает лицу и горлу противника. Отсюда меч можно быстро поднять в высокую стойку для выполнения ударов, или перенести назад в нижнюю - Заднюю стойку. Также клинок можно поднимать или опускать для защиты. Аналогично Высокой стойке, клинок держится направленным вперёд, лезвие - вверх.

Хотя из этой позиции возможность для совершения рубящих ударов уменьшается, по сравнению с

Высокой стойкой, она позволяет использовать уколы под щит и оружие противника, уколы в лицо, а также неожиданные ловушки и «связывание» оппонента. Также оружие можно вытолкнуть вперёд для режущего удара или пореза руки или лица противника. Это обманчивая и практичная позиция, которая не утомляет руку и хорошо работает, когда вы сближаетесь. Бой из этой позиции требует практики, потому что она не настолько инстинктивна, как другие. Даже из этой позиции оружие можно легко поднять, чтобы придать ему достаточно силы для эффективных ударов. В Средней стойке не составляет труда использовать меч и щит так же, как и в Высокой стойке.

3. Задняя стойка. Это “низкая” стойка с мечом внизу и сзади (примерно под углом в 45˚), с остриём, направленным назад. Получается естественная сильная стойка для ударов снизу и вкруговую. Задняя стойка обманчива и отчасти является контратакующей стойкой с впечатлением приглашения и перехвата. Оружие на первый взгляд убрано далеко и спрятано, но фактически готово немедленно нанести мощный удар. Наготове тело, немного наклонённое вперёд, задняя нога отставлена немного назад. Эта позиция встречается, когда оружие приготовлено для нанесения восходящего удара сзади. Она также позволяет обманчиво широкий “перенос” на противоположную сторону. Из задней стойки клинок может ударить диагонально, горизонтально, или вертикально, или даже внезапно быть развернутым внутрь для укола. Это универсальная и полезная стойка. Почти каждая атака из этой позиции делается с проходящим шагом задней ногой или шагом вперёд со стороны щита.

В столпотворении массового сражения Средняя и Высокаястойки более удобны и легче в использовании, чем Задняя, которая требует большего пространства для широких движений и большого угла удара.

Рука расслаблена, но не сильно, ладонь развёрнута вверх, лезвие направлено вправо (для левосторонней стойки со щитом). Задняя стойка – ещё одна позиция, которая редко понимается и используется современными энтузиастами средневекового боя, но она (как и средняя стойка) имеет глубокий смысл и часто появляется на средневековых изображениях. Это фундаментальная позиция, но она менее знакома тем, кто не практикует использование полной зоны поражения (ноги ниже колен и ступни). Эта стойка эквивалентна стандартной задней защитной стойке при удержании полуторного меча обеими руками.

Каждую из стоек можно быстрым плавным движением заменить на любую другую, если это требуется для угрозы, удара, защиты или возврата. Важно сосредотачиваться не на стойках как физических позициях, а скорее, на динамике их смен и на их потенциале в атаке и защите. Действительно, идея “фиксированных” стоек или набора систематизированных позиций для щита не существовало до Эпохи Ренессанса. Предшествующая информация о стойках свидетельствует, что они рассматривались просто как очевидные и естественные “позы“ для боя.

Высокая стойка может перейти в Среднюю. Средняя может перейти в Заднюю. Задняя может подняться в Высокую, которая может перейти снова в Среднюю. Средняя может подняться в Высокую, а Высокая может перейти в Заднюю. Задняя может перейти в среднюю. Каждый переход может быть плавным и быстрым в подготовке атаки или защиты.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: