Ответственность за нарушение лесного законодательства

Леса покрывают свыше 30% суши Земли. В Российской Федерации земли, покрытые лесной растительностью, занимают около 800 млн. га. Вопросами охраны растительного мира занимается не только внутригосударственное законодательство, но и международное. По официальным данным, за последние 50 лет планета Земля уже потеряла половину своего лесного массива. Но одних норм законодательства для сохранения "легких планеты" недостаточно. Следует активно развивать экологическое воспитание и образование населения. А приоритеты хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды должны быть соотнесены без ущерба богатству народного достояния и доведены до сознания каждого, и в первую очередь лиц, осуществляющих эксплуатацию природных ресурсов в любых формах и для любых целей. На сегодня именно "осознанное знание неправомерности собственных действий" без желания их прекращения, сопровождающееся превышением собственных потребностей, является причиной экологического бедствия.

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" установил, что лес и иная растительность являются объектами охраны окружающей среды (ст. 4) Правовой режим и регулирование вопросов леса и иной растительности имеют различия. Но независимо в целом от правового статуса, любые насаждения играют существенную роль в обеспечении климата, среды обитания живых организмов, поддержании правильного кислородного баланса и т.д.

Леса обладают "средообразующими, водоохранными, защитными, санитарно-гигиеническими, оздоровительными и иными полезными природными свойствами. Так, леса создают почву, смягчают климат, предотвращают наводнения, сохраняют влагу, противодействуя засухам, уменьшают эрозионное воздействие дождей, удерживают почву на склонах и предохраняют реки и морские побережья от заиления. Кроме того, особо следует подчеркнуть экономическое значение леса и иной растительности для удовлетворения потребностей человека.

50. Понятие и виды водных объектов.

К землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.

Земли водного фонда могут использоваться для строительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворение потребностей населения в питьевой воде, бытовых, оздоровительных и других потребностей населения, а также для водохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных, рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных или муниципальных нужд при соблюдении установленных требований.

Порядок использования земель водного фонда, режим охраны определяется ЗК РФ, а также Водным кодексом РФ, вступившим в силу с 1 января 2007 г. Приоритетное значение придается использованию и правовому режиму земель, предназначенных для охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

По характеру оно подразделяется на:

1) общее;

2) специальное.

Объектом водных правоотношений является водный объект или его часть, состоящий из поверхностных вод и земель, а также покрытые ими или сопряженные с ними объекты (дно и берега водного объекта). Подземные воды и вмещающие их горные породы аналогично рассматриваются как единый водный объект.

Обособленный водный объект (пруд, отдельное непроточное озеро) относится к недвижимому имуществу и является частью земельного участка. Допускается помимо государственной и муниципальной собственности на обособленные водные объекты частная собственность.

Участники земельных правоотношений могут использовать земли водного фонда свободно, если не причиняют вреда окружающей природной среде. Для ведения предпринимательской деятельности граждане и юридические лица, являющиеся водопользователями, вправе использовать водные объекты после получения лицензии.

В соответствии с ЗК РФ могут устанавливаться ввозные сервитуты. Как правило, они носят публичный характер (право забора воды, право доступа к прибрежной полосе, право использования воды для водопоя скота и т.д.).

Аналогично как при лесопользовании, Водным кодексом РФ устанавливаются определенные обязанности для участников правоотношений и предоставляются определенные права.

Водным кодексом РФ устанавливаются зоны охраны, в пределах которых вводится особый правовой режим использования земель.

Для защиты водных объектов от влияния антропогенных факторов и иной деятельности человека действующим законодательством предусматриваются специальные водоохранные зоны. Их размеры устанавливаются федеральным законодательством или законами субъектов РФ. Например, максимальная ширина водоохранных зон для водохранилищ в Московском регионе устанавливается в размере 500 м. В пределах водоохранных зон на землях водного фонда запрещаются: применение пестицидов, размещение складов ядохимикатов и ГСМ, животноводческих комплексов и ферм, мойка и ремонт автомобилей, размещение стоянок транспортных средств, проведение рубок главного пользования. Еще более жесткий режим водопользования устанавливается в прибрежных защитных полосах. На данных земельных территориях запрещается распашка земель, применение удобрений или химикатов, размещение садово-огородных участков, движение любого автотранспорта.

Такие участки предоставляются для размещения объектов водоснабжения, рекреационных задач, рыбного и охотничьего хозяйства, водозаборных и гидротехнических сооружений при наличии необходимых лицензий.

Для обеспечения необходимого контроля РФ и субъектами РФ устанавливаются контролирующие и специальные водоохранные мероприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: