Информационная функция

Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной (экономической) деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на трынки. Высокие цены свидетельствуют о недостаточном предложении, низкие цены -- об избытке благ по сравнению с платежеспособным спросом.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации, выдающий обобщенные данные по всему хозяйственному пространству, которое он охватывает. Концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

Ценообразующая функция

В результате взаимодействия производителей и потребителей, предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

В отличие от административно-командной системы в рыночной экономике эта оценка происходит не до обмена, а в ходе его. Рыночная цена представляет собой своего рола итог, баланс сопоставления затрат производителей и полезности (ценности) данного блага для потребителей. Таким образом, в процессе рыночного обмена цена устанавливается путем сопоставления затрат (издержек) и полезности обмениваемых благ.

Посредническая функция

Рынок выступает посредником между производителями и потребителями, позволяя им найти наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку наиболее устраивающим его покупателем.

Санирующая функция

Рыночный механизм -- это достаточно жесткая, в известной мере жестокая система. Он постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективных предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным. В результате селекционной работы рынка, повышается средний уровень эффективности, поднимается устойчивость национального хозяйства в целом.

Преимущества и недостатки рынка:

Важнейшими преимуществами рынка являются:

· функционирование рынка как саморегулирующегося механизма, который через цены создает ориентиры для капиталовложений в производство;

· эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

· высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 1970-е годы на Западе вызвало внедрение ресурсосберегающих технологий, поиск альтернативных источников энергии;

· возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информацию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономических ресурсов для нормального хозяйствования);

· рыночная экономика — бездефицитная экономика. В любых ситуациях рыночный механизм обеспечит равновесие спроса и предложения;

· создание рынком мощной системы стимулов;

· широкое использование достижений НТП. В погоне за прибылью товаропроизводители внедряют в производство новейшие достижения науки и техники, а конкуренция делает этот процесс непрерывным;

· обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

· способность быстро и эффективно удовлетворять разнообразные потребности людей.

К недостаткам рынка относятся:

· автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а методом проб и ошибок, в результате чего общество может нести существенные потери;

· рынок не создает стимулы для производства товаров и услуг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

· неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

· игнорирование рынком возможных негативных для общества последствий принимаемых решений;

· рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономических ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство должно решать социальные проблемы;

· отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

· нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъюнктуры чередуются с ее падением.

13)Благо: понятие и классификация. Товар, как специфическое экономическое благо. Свойства товара.

Блага – все то, что несет в себе определенный положительный смысл, предмет или явление удовлетворяющие потребности.

Классификация благ:

· Кроме этого сущ-ет деление благ еще на две группы:

АА )Свободные (неэкономические). Их кол-во достаточно для полного удовлетворения всех потребностей об-ва(например, солнце, воздух)

ББ )2-ая группа самая многочисленная - Экономические блага – это блага, кол-во которых ограниченно по сравнению с потребностями.

Далее рассмотрим экономические блага.

· Все блага делятся на материальные( их можно осязать. Это вещи которые могут накапливаться и храниться долгое время. Исходя из срока пользования различают материальны блага длительного, текущего и разового пользования) и нематериальные( это услуги, а также такие условия жизни, как здоровье, личные качества человека В отличие от материальных благ, услуги — специфический продукт труда, который в основном не приобретает вещественной формы и стоимость которого заключается в полезном эффекте живого труда.Полезный эффект услуг не существует отдельно от его производства, что и определяет принципиальное отличие услуги от вещественного продукта. Услуги невозможно накопить, а процесс их производства и потребления совпадает во времени. Однако результаты от потребления предоставляемых услуг могут быть и материальными.

Существует множество видов услуг, которые делятся условно на:

Ø Коммуникационные — услуги транспорта, связи.

Ø Распределительные — торговля, сбыт, складское хозяйство.

Ø Деловые — финансовые, страховые услуги, услуги аудита, лизинга, маркетинга.

Ø Социальные — образование, здравоохранение, искусство, культура, социальное обеспечение.

Ø Общественные — услуги органов государственной власти (обеспечение стабильности в обществе) и другие.)

 

· Также их можно разделить на потребительские(предметы потребления) и производственные(средства производства) Потребительские блага предназначены для непосредственного удовлетворения человеческих потребностей. Это те самые конечные товары и услуги, которые необходимы людям. Производственные блага — это используемые в процессе производства ресурсы (станки, механизмы, машины, оборудование, здания, земля, профессиональные навыки (квалификация).

 

· В зависимости от характера потребления экономические блага делятся на частные и общественные.Частное благ о предоставляется потребителю с учетом его индивидуального спроса. Такое благо делимо, оно принадлежит индивиду на правах частной собственности, может наследоваться и обмениваться. Частное благо предоставляется тому, кто за него заплатил. Общественные блага неделимы и принадлежат обществу.(Во-первых, это национальная оборона, охрана окружающей среды, законотворчество, общественный транспорт и порядок, т.е. те блага, которыми пользуются все без исключения граждане страны).

 

· Среди благ выделяют также взаимозаменяемые и взаимодополняемые блага. Взаимозаменяемые блага называются субститутами. Эти блага удовлетворяют одну и ту же потребность и замещают друг друга в процессе потребления (белый и черный хлеб, мясо и рыба и т.д.). Взаимодополняемые блага или комплементы дополняют друг друга в процессе потребления (автомобиль, бензин).

· При всем этом экономические блага делятся на нормальные и низшие.К нормальным благам относятся те блага, потребление которых увеличивается с ростом благосостояния (доходов) потребителей. Низшие блага обладают противоположной закономерностью. При росте доходов их потребление уменьшается, а при уменьшении дохода — увеличивается (картофель и хлеб).

 

Особой формой экономического блага является – ТОВАР. Товар – это продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность, и созданный специально для обмена. Любой товар обладает двумя противоположными свойствами:

1) Потребительская стоимость (полезность) – способность товара удовлетворять потребность.Потребительная стоимость – это способность товара удовлетворять ту или иную человеческую потребность. Это свойство иногда определяется как полезность товара. При этом под полезностью понимается только способность товара удовлетворять человеческие потребности, независимо от его влияния на здоровье человека.

 

2) Меновая стоимость – это способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях.согласно марксистской экономической доктрине возможность товара быть обмененным на другой товар в определенной пропорции, находящая свое выражение в денежной стоимости, в цене товара. Отличается от потребительной стоимости, характеризующей товар как предмет потребления

С одной стороны товары как полезность несопоставимы и несоизмеримы. С другой сороны товары как меновые стоимости наоборот соизмеримы.

 

14)Ценность, стоимость, полезность. Источник стоимости. Цена

Полезность - характеристика товаров и услуг, которая отражает удовольствие, удовлетворение потребностей, исполнение запросов, которое получают люди от потребления товаров и пользования услугами. Полезность представляет субъективную категорию, ибо у каждого человека есть свое восприятие удовольствия, удовлетворения и свой круг потребностей. Однако в оценке степени удовлетворенности разных людей от потребления благ и услуг и зависимости меры удовлетворенности от количества потребляемых благ есть и много общего. В теории полезности вводится понятие об условных единицах полезности - т. н. ютилях, выражающих меру удовольствия, получаемого от потребления единицы блага. Теория полезности опирается на закон убывающей предельной полезности.

ПРЕДЕЛЬНАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ - приращение полезности, дополнительная, добавочная полезность, которую получает потребитель блага при увеличении количества потребляемого блага на одну единицу (в предположении, что все прочие условия потребления, потребление других благ остаются неизменными).

Потребитель приобретает товар ради его полезности. Во-первых, потребности человека насыщаются постепенно, т.е. удовлетворяются по мере того, как используется благо. Общая полезность при этом возрастает. Общая полезность экономического блага - это суммарная полезность всех составных частей потребляемого блага. Во-вторых, интенсивность или напряженность потребности по мере потребления уменьшается. Следовательно, полезность каждой дополнительной части блага для потребителя должна также убывать. Тенденция сокращения предельной полезности по мере увеличения количества потребляемого блага называется законом убывающей предельной полезности.

Ценность (стоимость) — это денежная оценка потребителем полезности блага. Обычно она определяется потребителем так: к цене лучшего из доступных ему альтернативных товаров (цена такого товара называется ценой безразличия) потребитель прибавляет (вычитает) свою денежную оценку положительных и отрицательных отличий данного товара от базового (т.е. берущегося за базу).

Ценность и стоимость: Оба термина взаимозаменяемы. Но в советской политической экономии термин «стоимость» имел другое значение: по мнению советских политэкономов, термин «стоимость» означал, что потребитель определяет ценность товара (как говорят марксисты, потребительную стоимость товара) в конечном счете на основе затраченного на изготовление этого товара труда. Термин же «ценность», по их мнению, не подразумевал привязанность к трудовой теории (концепции) стоимости и означал приверженность к немарксистской экономической теории. В современной России эти термины обычно не противопоставляются.

Источник стоимости:

Теория стоимости «Субстанция» стоимости Источник стоимости
Трудовая Общественно необходимые затраты живого абстрактного труда Живой абстрактный труд
Издержек производства Общественно необходимые затраты всех факторов производства Все факторы производства
Субъективная Ценность товара Способность индивида к субъективной оценке ценности товара

 

Категорию «стоимость» можно рассматривать с двух сторон ― чисто качественной, как некую «субстанцию», и с количественной, поскольку величину содержащейся в продукте «субстанции» можно измерить и выразить в определённых единицах.

Согласно трудовой теории (и классической политэкономии вообще) субстанцию стоимости невозможно непосредственно выделить в товаре. Но она обнаруживает, проявляет себя в процессе обмена во множестве меновых отношений данного товара с другими товарами и, соответственно, в меновых стоимостях: «то общее, что выражается в меновом отношении, или меновой стоимости товаров, и есть их стоимость». Если абстрагироваться от всех качественных характеристик товара, связанных с его потребительной стоимостью, количественная мера продукта в меновом отношении будет определяться только «сгустками (затратами) абстрактного труда». Они и представляют собой ту самую искомую «субстанцию». Величина этих затрат определяет величину стоимости и количественную меру товара во всех его меновых отношениях.

Теория издержек производства (другое её название ― теория факторов производства) основана на реально существующем в капиталистическом обществе распределении дохода между капиталистом, земельным собственником и наёмными работниками. Она постулирует, что создателями стоимости являются принадлежащие этим субъектам факторы производства ― капитал, «земля» и труд.

В субъективной теории стоимость напрямую (но неявно, так как сама категория «стоимость» в субъективной теории не употребляется) отождествляется с ценностью товара. Затраты факторов производства (не в ценностной трактовке, а в понимании объективных теорий) исключаются из числа источников меновой стоимости и стоимости. Таким образом, единственным источником стоимости становится способность индивида формировать количественную оценку ценности товара.

Цена:

Цена - это количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. Цена определяется на рынке в результате взаимодействия покупателей и продавцов, в ходе которого они сравнивают предложение и спрос на товар и устанавливают цену. Так как цена устанавливается на уровне, когда предложение товара равно спросу на него (предложение и спрос находятся в равновесии), то рыночная цена обычно является равновесной ценой.

Классическая экономическая теория полагала, что в основе цены, которая устанавливается в ходе обмена товара на другие ценности (меновая цена), лежат затраты на производство этого товара. Таким образом, цена товара определяется, прежде всего, издержками на его производство, т.е. платой за использованные экономические ресурсы. Как писал Адам Смит, «в целом цена все же сводится непосредственно или в конечном счете — к... трем составным частям: к ренте, заработной плате и прибыли»'.

Трудовая теория стоимости, полагающая, что главный фактор — это труд, была развита другим классиком — Давидом Рикардо (1772—1823).

Маржиналистская концепция полагает, что в основе стоимости (ценности) товара лежит его полезность для потребителя, точнее, предельная полезность. Еще Карл Менгер (1840—1921) выдвинул, а Евгений Бем-Баверк (1851—1914) развил положение, что именно соотношение предельных полезностей обмениваемых товаров и обусловливает пропорции их обмена, т.е. цены.

Неоклассическая теория в лице ее основателя Альфреда Маршалла предложила свой взгляд на цену и ценообразование. Подход Маршалла является синтезом классического и маржиналистского подхода к цене. Маршалл исходил из того, что Рикардо и Бем-Баверк сосредоточили свое внимание на различных сторонах одного и того же процесса — формирования ценности.Согласно выработанному неоклассической теорией подходу цена товара определяется двумя принципами: предельной полезностью и издержками производства. Цена, которую покупатель согласен уплатить за товар, обусловливается степенью полезности товара. Цена, которую назначает продавец, имеет в своей основе издержки производства товара. Цены формируются не посредством их «усреднения», а в ходе своеобразного компромисса между покупателями и продавцами как предельно допустимые со стороны спроса и со стороны предложения. Это два взаимодействующих между собой принципа цены.

15)Рационалистическая и эволюционная концепции появления денег. Причины появления денег

Деньги – это товар особого рода, выполняющий роль всеощегоэквивалента,то есть данный овар измеряет ценность других товаров и способен обмениваться на любой товар. Существует 2 научные концепции, характеризующие происхождение и сущность денег.

1)Рационалистическая. Считается, что деньги это продукт соглашения м/д людьми

2)эволюционная. Считается, что деньги никто специально непридумал. Постепенно из общей тов. Массы стали выделяться предметы, выполнявшие роль эквивалента, которые постепенно превратились в деньги.

В настоящее время существуют две основные концепции происхождения денег — рационалистическая и эволюционная. В них используются принципиально различные подходы к трактовке необходимости появления денег.

Рационалистическая концепция происхождения денег исторически возникла первой. В ней для объяснения появления денег и развития их форм используется субъективистско-психологический подход: утверждается, что деньги были сознательно придуманы и введены людьми для облегчения процесса обмена, более рациональной организации обменных операций. Таким образом, данная теория объясняет возникновение денег внеэкономическими причинами, рассматривая их появление как результат психологического акта, субъективного решения людей, которое либо приняло форму соглашения между людьми, либо выразилось в принятии государством соответствующего закона. Предполагается, что на определенном этапе развития товарного обмена люди поняли неудобство прямых бартерных сделок и изобрели деньги как инструмент, облегчающий обмен и сокращающий его издержки.

Рационалистическая концепция происхождения денег впервые была сформулирована древнегреческим философом и ученым Аристотелем, который считал, что деньги стали деньгами не по своей внутренней природе, а в силу закона, поэтому люди могут изменить этот закон и сделать деньги бесполезными. Она была господствующей в экономической науке вплоть до XIX в. В настоящее время ее придерживается большинство западных экономистов. Так, например, П. Самуэльсон считает деньги искусственной социальной условностью, М. Фридмен — что это экспериментальная теоретическая конструкция.

В отечественной экономической литературе общепризнанной является эволюционная теория происхождения денег.

Эволюционная концепция происхождения денег была впервые разработана К. Марксом. Для объяснения необходимости денег он использовал историко-материалистический подход, согласно которому в процессе производства люди независимо от своей воли вступают в определенные необходимые производственные отношения, развивающиеся по объективным законам. С этих позиций происхождение денег объясняется объективными закономерностями развития воспроизводства.

Эволюционная концепция доказывает, что деньги появились не одномоментно, в силу закона или соглашения, а стихийно, в результате длительного процесса развития обменных отношений. Другими словами, деньги являются объективным результатом развития процесса товарного обмена, который сам по себе, независимо от желания людей, постепенно привел к стихийному выделению из общей массы товаров специфического товара, который начал выполнять денежные функции. В данной концепции появление денег связывается с началом перехода от натурального хозяйства к товарному, с развитием форм стоимости (форм выражения стоимости). Объектом исследования является товар как единство потребительной и меновой стоимостей.

Одной из основных предпосылок появления денег является переход от натурального хозяйства к товарному производству на базе общественного разделения труда. Далее при товарном производстве происходит имущественное обособление производителей товаров, выразившееся в появлении частной собственности и, как следствие, необходимости потребности одного товаропроизводителя в товарах других товаропроизводителей. При этом ставятся условия эквивалентности такого обмена. Соблюдение эквивалентности предполагает измерение стоимости товара, а значит, и возникновение денег.

 

16)Функции денег: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство сохранения стоимости, мировые деньги

1.Мера стоимости. Деньги выступают мерой стоимости товаров и услуг. Общество считает удобным использовать денежную единицу в качестве масштаба для соизмерения относительных стоимостей разнообразных благ и ресурсов. Использование денег в качестве общего знаменателя означает, что цену любого продукта достаточно выразить только через денежную единицу. Такое использование денег позволяет участникам сделки легко сравнивать относительную ценность различных товаров и ресурсов. В настоящее время функцию меры стоимости выполняет бумажные деньги без всякого золотого обеспечения.

2.Деньги как средство обращения. Товарное обращение включает продажу товара, то есть превращение его в деньги, и куплю товара, то есть превращение денег в товар (Т — Д — Т). В этом процессе обмена деньги играют роль посредника. Функционирование денег в качестве средства обращения создает условия для товаропроизводителя преодолеть индивидуальные, временные и пространственные границы, которые характерны при прямом обмене товара на товар.

Возникновение денег как средства обращения усиливает противоречия процесса обмена. К особенностям денег как средства обращения следует отнести, прежде всего, реальное присутствие денег в обращении и мимолетность их участия в обмене. В связи с этим функцию средства обращения могут выполнять неполноценные деньги – бумажные и кредитные.

3.Деньги как средство образования и накопления сбережений. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, то есть, обеспечивая их владельцу, получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей возникает стремление к их накоплению и сбережению. Накопление бывает двух видов: накопление сокровищ и вынужденное накопление.

В нормальных условиях большинство домашних хозяйств не расходует весь свой доход на покупку потребительских товаров и услуг. Известная часть дохода сберегается. Сбережения осуществляются в денежной форме, т.е. деньги выступают в этом случае в роли средства образования сбережений. Так как сбережения делаются, как правило, регулярно, то домашние хозяйства накапливают их, и, следовательно, деньги выступают как средство накопления сбережений.

Деньги как средство накопления сбережений должны обладать способностью сохранять стоимость хотя бы на определенный период и обязательно быть реальными.

Развитие товарных отношений привело к тому, что деньги стали накапливаться для того, чтобы их вложить в дело или в приобретение какого-либо товара, который сразу купить невозможно. Стремление к получению прибыли заставляет предпринимателей не хранить деньги как мертвые сокровища, а пускать их в оборот.

Без накопления и сбережений становится невозможным осуществлять воспроизводство. Создание денежных резервов на предприятии обеспечивает сглаживание возникающих нарушений у отдельного хозяйствующего субъекта, а резервы в масштабе страны – диспропорций в народном хозяйстве.

4.Деньги как средство платежа. Благодаря разделению продажи и платежа деньги стали выступать в новой функции – функции средства платежа. Деньги, выполняющие функцию средств платежа, предстают в качественном новом единстве. Они функционируют, во-первых, как мера стоимости при определении цены товара; во-вторых, как идеальное покупательское средство.

Деньги в качестве средства платежа имеют специфическую форму движения: Т-О, а через заранее установленный срок: О-Д (где О – долговое обязательство). Роль средства платежа деньги играют при уплате налогов, при выплате государственных пенсий и пособий и т.д. Во всех этих случаях потоку денег не противостоит поток товаров, услуг и других объектов купли-продажи.

В условиях развитого товарного хозяйства деньги в качестве средства платежа связывают между собой множество товаровладельцев, каждый из которых покупает товары в кредит.

5.Функция мировых денег.Внешнеторговые связи, международные займы, оказание услуг внешнему партнеру вызвали появление мировых денег.

При этом деньги являются:
- всеобщим покупательским средством при оплате товаров, ввозимых в одну страну из другой;
- всеобщим платежным средством при погашении международник долговых обязательств, при уплате процентов по внешним займам и другим обязательствам;
- всеобщим воплощением общественного богатства при перенесении денег из одной страны в другую для помещения их в иностранных банках, предоставления займов, при наложении контрибуции победившей страной на побежденную и др. Перемещение богатства происходит также тогда, когда золото в бегстве от социально – экономических конфликтов, инфляции, от угрозы поражения в войне устремляется в банки других стран.

В качестве мировых денег может выступать:
- свободно конвертируемая валюта (СКВ). При этом имеется в виду полная конвертируемость (внутренняя и внешняя), которая зависит от экономического потенциала страны и от устойчивости денежного обращения. Полностью конвертируемыми валютами могут быть не более десяти валют мира. Из них наиболее популярными считаются доллар США, английский фунт стерлинг, германская марка, японская йена, французский франк;
- СДР (speciadrawingrights) – специальные права заимствования. СДР - международные платежные и резервные средства, выпускаемые МВФ. Используется для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах и в качестве расчетной единицы МВФ. СДР выполняют ряд функций мировых денег по регулированию платежных балансов, пополнению официальных валютных резервов, соизмерению стоимости национальной валюты, но они не имеют собственной стоимости и реального обеспечения;
- ЭКЮ (Europeancurrencyunit) – Европейская валютная единица. Европейская расчетная единица, являвшаяся основой европейской валютной системы. Ее стоимость определялась на базе «корзины валют» стран, входящих в Европейский экономическое сообщество (ЕЭС). При определении удельного веса одной из этих валют за основу бралась доля промышленного производства страны в общем объеме промышленного производства стран – членов ЕЭС. С 1999 г. заменена евро;
- Евро – недавно принятая международная единица для стран, вошедших в число членов европейской валютной системы (ЕВС). Причиной возникновения была потребность в создании нового инструмента, который бы пользовался таким же доверием как золото и должен был его заменить, как возможно и доллары, хотя бы частично в резервах центральных банков и в международных расчетах.

17)Спрос. Закон спроса. Кривая спроса. Неценовые детерминанты спроса

Основнымиэлементами рыночного механизма являются спрос-предложение, цена. Самый важный – спрос.

Спрос – это желаение и возможность чел-ка приобрести определенное кол-во товаров при различном уровне цен. Под величиной спроса (Qd) следует понимать количество товара, которое покупатель желает и способен приобрести по данной цене в данный период времени. Различают индивидуальный и совокупный спрос. Индивидуальный спрос – спрос на данном рынке конкретного покупателя на конкретный товар. Совокупный спрос – это общий объем спроса на товары и услуги. Зависимость м/д ценой и спросом называется законом спроса: при прочих равных условиях чем выше цена, тем меньше спрос и наоборот. Данный закон графически отражает линия спроса:

Р -цена
Q -

 

 

 


Цена -важный, но не единственный фактор, определяющий спрос на конкретный товар. В связи с этим в экономике принято различать два понятия - “величина” спроса и “объем” спроса.

Величина спроса есть фиксированный определенной ценой размер покупок, графически это выглядит как движение по самой кривой спроса - с уениемменьш цен потребитель увеличивает количество покупаемого товара.

Но также существует ряд неценовых детерминант (детерминант это же самое что и фактор), вызывающих изменения в объеме спроса и приводящих к сдвигу положения кривой на графике в сторону увеличения или уменьшения.

К ним относятся следующие:

1. Изменение потребительских вкусов и предпочтений. На вкусы и предпочтения покупателей влияют различные факторы: сложившиеся в обществе традиции, уровень образования и культуры покупателей, усилия производителя в области рекламы, изменение моды, стремление покупателей не отстать от других или, наоборот, желание обособиться, выделиться, проявление различного рода демонстративного потребления. Например, с исчезновением моды на кримплен спрос на него упал почти до нуля.

2. Изменение доходов покупателей. Этот фактор проявляет себя неодинаково по отношению к различным товарам. В случае роста дохода потребителей спрос на одни виды товаров растет, а на другие, наоборот, снижается, т.е. зависит от природы самого товара. К товарам, спрос на которые по мере роста дохода увеличивается, относят так называемые нормальные товары или товары высшей категории; вторая группа товаров образует товары низшей категории, спрос на которые изменяется при изменении доходов в противоположном направлении. Примером товаров низшей категории являются хлеб, картофель, крупы, дешевая одежда низкого качества, поездки на общественном транспорте. Товары высшей категории - мясо, животное масло, модные предметы одежды, автомобили и т.п.(допустим, ага, доход у меня повысился, я перестану ездить на общ-ом трансопрте, подкполю чутка и куплю себе автомобиль; например соевое масло или мясо заменятеся натуральным маслом и животным мясом)

3. Изменение цен на товары-заменители (субституты) и сопряженные товары. Учитывая возможность замещения одних товаров другими, увеличение (уменьшение) цены товара может вызвать рост (снижение) спроса на заменяющий его товар, если даже цена последнего останется прежней. Например, говядина и свинина - это товары заменители. Если цены на свинину возрастут, а на говядину останутся неизменными, покупатели снизят потребление свинины за счет увеличения потребления говядины. Ракетки и теннисные мячи - это сопряженные товары, при снижении цены ракеток их потребление возрастет, но для игры понадобятся мячи, которых станут покупать больше даже по прежней цене.

4. Изменение числа покупателей, а также состава и структуры населения. Количественное увеличение покупателей влечет за собой и рост покупаемых ими для своего потребления товаров, кроме того, если происходят структурные изменения, например, в результате роста рождаемости увеличивается количество детей, произойдет рост спроса на товары детского ассортимента, не связанный с изменением цен. Увеличение же доли пенсионеров в населении повышает спрос на лекарства и услуги помощников по хозяйству.

5. Экономические ожидания в отношении будущего уровня цен и размера своего дохода могут побудить покупателей в настоящий момент увеличить или уменьшить количество покупаемого товара.

 

18)Предложение. Закон предложения. Кривая предложения. Неценовые детерминанты предложения

ПРЕДЛОЖЕНИЕ количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный момент или период. В стоимостном выражении предложение представляет сумму рыночных цен этих благ.

Основными факторами предложения являются цена блага и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага.

Связь между ценой блага и объемом его предложения находит отражение в законе предложения.

ЗАКОН ПРЕДЛОЖЕНИЯ выражает прямую зависимость между ценой и величиной предложения блага в течение определенного периода.

Закон предложения гласит: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; со снижением цен сокращается также и предложение. На величину предложения оказывают влияние как ценовые, так и неценовые факторы.

Зависимость между ценами и количеством благ, которое производители готовы выпустить и продать, называется графиком, или кривой предложения. Чем выше цена, тем при прочих равных условиях больше предложения благ, ибо производитель стремится увеличить свой доход. Однако при очень высокой цене достаточно большой доход можно получить и без увеличения производства. В этом случае предложение может сократиться.

КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ отражает взаимосвязь между количеством предложенного блага и его ценой. Она иллюстрирует, какую цену надо заплатить за единицу предложенного блага для каждого количества блага, чтобы это количество блага было выпущено, т. е. предложено на рынок. Для большинства благ кривая предложения имеет «восходящее» и «вогнутое» очертание (рис. 3.1).

Q- кол-во продукции, которое готов предложить производитель.

S- предложение.

Восходящая кривая предложения выражает сущность закона предложения, который заключается в том, что для значительного объема благ, чем выше цена на них, тем больший объем этих благ предлагается производителями на рынке.

«Вогнутость» кривой предложения объясняется следующим образом: с повышением цены блага в его выпуске участвует все большее количество фирм, вызывая тем самым значительный прирост объема предложенного блага. По мере роста цены блага на определенном этапе рынок окажется перенасыщен им и расширение выпуска блага прекратится, в результате объем выпуска благ стабилизируется независимо от уровня цен. Если же цена будет продолжать расти, кривая предложения станет вертикальной.

Основными компонентами, лежащими в основе кривой предложения, являются:

· издержки производства, или производственные затраты, которые прежде всего определяются ценами на ресурсы и техническим прогрессом;

· технология производства. Использование более совершенной технологии понижает издержки производства, выпускается больше благ, что увеличивает объем предложения продукции;

· цены на ресурсы. Например, снижение заработной платы рабочих фирмы сокращает издержки производства и увеличивает предложение благ;

· цены сопутствующих благ, особенно тех благ, которые могут быстро заменить друг друга как продукты одного производственного процесса. Если цена одного сопутствующего блага повысится, то увеличится цена и второго;

· количество товаропроизводителей. Чем больше их, тем больше предлагаемого блага;

· количество покупателей данного блага. Чем больше их, тем больше могут купить этого блага;

· налоги и субсидии. Увеличение налогов уменьшает объем выпуска. Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства;

· государственная политика. Например, отказ от квот и таможенных тарифов на импорт благ ведет к увеличению их предложения;

· особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство.

ИЗМЕНЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Фирмы постоянно меняют набор предлагаемых ими благ. Что побуждает вносить эти изменения?

Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. По отношению к кривой предложения при каждой рыночной цене предложение увеличивается (или уменьшается), когда увеличивается (или уменьшается) объем предложения.

Не следует путать понятия «движение вдоль кривой предложения» и «сдвиг кривой предложения».

ДВИЖЕНИЕ ВДОЛЬ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение цены блага при прочих равных условиях; отражает изменение объема блага, которое производители желают и могут продать. Изменение объема предложения изображается движением вдоль кривой предложения (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Движение вдоль кривой предложения

Из рис. 3.2 видно, что происходит перемещение от одной точки (А) кривой предложения к другой точке этой кривой (В).

Движение вдоль кривой предложения означает, что происходит изменение величины (объема) предложения благ, когда ни один из факторов, влияющих на предложение, не меняется, а цена данного блага изменяется.

СДВИГ КРИВОЙ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – реакция продавцов на изменение неценовых факторов; отражает изменение предложения (характера предложения). Изменение предложения – это изменение того объема благ, которое производители желают и могут продать; изображается сдвигом всей кривой предложения (рис. 3.3).

Сдвиг кривой предложения вправо означает расширение предложения блага, смещение кривой предложения влево означает сокращение предложения блага.

Рис. 3.3. Сдвиг кривой предложения

Итак, когда изменяются цены на неценовые факторы – это сдвиг кривой предложения, изменение предложения. Когда происходит изменение объема предложения в ответ на изменение цены данного блага – это движение вдоль кривой предложения.

Неценовые детерминанты предложения:

 

· изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, изменения связанные с налоговой политикой, а также характеристики, которые влияют на формирование стоимости факторов производства.

· Выход на рынок новых фирм.

· Изменения цен на другие товары приводящих к уходу фирмы из отрасли.

· Природные катастрофы

· Политические действия и войны

· Перспективные экономические ожидания

· Фирмы занятые в отрасли при увеличении цены задействуют резервные или быстровводимые новые мощности, что автоматически приводит к увеличению предложения.

· В случае продолжительного увеличения цены в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и как факт возможно увеличение предложения.

 

(20) Эффект Гиффина

Закон спроса является универсальным, однако на практике выделяют несколько случаев, связнных с психологией человека, когда в ответ на повышение цены потребитель увеличивает спрос, или наоборот.Эти случаи называются исключением из закона спроса.

Эффект Гиффена. Он характеризует спрос на товары, которые с очки зрения потребителя явл-сянекачествеными. Если цена таких товаров снижается, то потребители получают возможность переключисть свой спрос на более качеств товары и наоборот. Эти товары получили название - неполноценные - товары низшей категории или товары Гиффена

Величина, характеризующая ситуацию, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Низкокачественные товары, которые занимают значительное место в структуре потребления, на них приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов, называются товаром Гиффена. Английский экономист Р.Гиффен (1837-1910) описал этот эффект, когда наблюдал, как бедные рабочие семьи расширяют потребление картофеля, несмотря на его подорожание. Объяснение сводится к тому, что картофель занимает большую долю расходов на еду в бедных семьях. Другую пищу такие семьи могут позволить себе нечасто.

 

Товар Гиффена — товар, потребление которого (при прочих равных условиях) увеличивается при повышении цены (то есть, эффект замещения от изменения цены перевешивается действием эффекта дохода). При соблюдении прочих равных условий (особенно, стабильного уровня дохода) потребление товаров Гиффена отражает положительный наклон кривой спроса.

Для большинства товаров при повышении цены снижается потребление: при повышении цен на мясо население покупает меньше мяса, заменяя его, например, рыбой, грибами и т. д. У товара Гиффенавсё наоборот — при повышении цен на картофель люди начинают покупать больше картофеля, но меньше, например, макарон.

Все товары Гиффена — малоценные товары, которые занимают в потребительском бюджете значительное место и для которых отсутствует равнозначный товар-заменитель. Ценных товаров Гиффена не бывает. Так, например, товарами Гиффена в России являются соль, чай, табак и другие

 

 

21.Исключения из закона спроса: эффект «цена–качество», эффект сноба, эффект Веблена, спекулятивный спрос.

 

1. Эффект «цена – показатель качества».

Качество – степень соответствия товара его функциональному назначению: насколько лучше (или дольше) удовлетворяется им потребность. При росте цены люди рассчитывают получить больше полезности (эффекта) на единицу затрат (денег), чем при покупке дешевого товара. Цена становится видом рекламы, сдвигающей график спроса «вправо», пока покупатели не оценят ее реальную достоверность.

2. Эффект сноба.

термин предложен американским экономистом Харви Лейбенстайном (HarveyLeibenstein) в его статье «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса» (1950), русский перевод – 1999 г.Эффект сноба представляет собой случай обратный по отношению к эффекту присоединения к большинству. Будучи подверженным эффекту сноба потребитель стремится отличиться от большинства, быть особенным, оригинальным, выделиться из толпы.Покупатель-сноб никогда не купит то, что покупают все. Для эффекта сноба характерно, что выбор отдельного потребителя зависит от выбора остальных потребителей. Только зависимость эта обратная: чем больше масштабы потребления какого-либо товара, тем меньше на него спрос у потребителя-сноба. Иными словами, спрос отдельного потребителя отрицательно соотносится с общим объемом спроса.

3. Эффект Веблена.

Термин предложен американским экономистом Харви Лейбенстайном (HarveyLeibenstein) в его статье «Эффект присоединения к большинству, эффект сноба и эффект Веблена в теории покупательского спроса» (1950), русский перевод – 1999 г.

Этот эффект назван по имени Веблена, в честь автора концепции демонстративного потребления. Эффект Веблена, по мнению Лейбенстайна, возникает, когда товары приобретаются для того, чтобы произвести неизгладимое впечатление на других. Цена товара в этом случае складывается из двух составных частей: его реальной стоимости и престижной. Поэтому под эффектом Веблена понимается эффект увеличения потребительского спроса, связанный с тем, что товар имеет более высокую, по сравнению с товарами-заместителями, а не более низкую цену.

Эффект Веблена похож на эффект сноба. Однако принципиальное различие заключается в том, что эффект сноба зависит от размеров потребления остальных, тогда как эффект Веблена зависит прежде всего от цены на аналогичные товары, когда потребитель выбирает самую высокую цену из возможных. Покупатель, испытывающий эффект Веблена, ориентируется на приобретение таких товаров, которые свидетельствовали бы о его высоком социальном статусе.

 

 

4.Спекулятивный спрос.

Спекулятивный спрос возникает в обществе с высокими инфляционными ожиданиями, когда опасность повышения цен в будущем стимулирует дополнительное потребление (покупку) товаров в настоящем. Проще говоря основывается спекулятивный спрос на идее, что лучше купить сегодня – а вдруг завтра подорожает? Если кто-то помнит, как в эпоху перестройки с полок магазинов сметали все подряд – в том числе то, что было совершенно не нужно – то это был пример как раз такого спроса.
Нерациональный спрос - это незапланированный спрос, возникающий под влиянием сиюминутного желания, внезапного изменения настроения, прихоти или каприза, спрос, который нарушает предпосылку о рациональном поведении потребителя. Многие люди в большей или меньшей степени подвержены вспышкам нерационального спроса и часто совершают покупки, о которых нередко жалеют в дальнейшем.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: