История развития экологии

Цель и содержание курса «Экология и устойчивое развитие».

Экология – это наука, изучающая закономерность существования, формирование и функционирование биологических систем всех уровней, их взаимодействия с внешними условиями.

Цель курса – подготовить бакалавров, обладающих не только специальными знаниями, но и определенным уровнем экологическим мировоззрения и мышления.

Задачами курса экологии является: изучение закономерностей, определяющих взаимодействия живых организмов со средой обитания; постижение особенностей функционирования и развития биосферы как целостной системы; ознакомление с соц-экологическими последствиями антропогенной деятельности; изучение основных принципов охраны природы рау. природопользования.

Предметом изучения экологии является экосистемы: состав, структура, свойства, функции, развитие, закономерности, методы изучения экосистем, проблемы нормирования, экологические принципы охраны экосистем, управление и стратегия взаимодействия общества и природы.

Уст.развитие было определено как развитие отвечающее потребностям настоящего, но будущее поколение удовлетворять свои потребности. 1ым из основных ориентиров уст.развития должна быть качество жизни, которое определяется ростом до определенного предела, затем стабильное благосостояние человека.

 

Актуальность проблем экологии.

Вторая половина ХХ века ознаменовалась бурным развитием техники, что было в начале воспринято с оптимизмом как свидетельство торжества человеческого разума, как предпосылка к будущему благоденствию на основе покорения природы. Однако очень скоро пришло горькое разочарование: загрязнение окружающей среды, истощение природных ресурсов, неконтролирующей глобальный экологический кризис. В настоящее время в мировой практике около 80% всех видов загрязнений биосферы обусловлено процессами, выработки электрической и тепловой энергии в топливно-энергетическом комплексе, охватывающем процессы от добычи, переработки и транспорта всех видов органического (уголь, газ, нефть) и ядерного (урон и др. делягущие материалы) топлива до использования их на электростанциях Казахстан – уникальны природный регион, где расположены различные климатические зоны, богатый животный и растительный мир. Теперь если учесть еще тепловое загрязнение электростанциями атмосферы, почвы и водных источников, изменение естественного ландшафта при сооружении электрических объектов и ЛЭП, загрязнение, то становится очевидной актуальность решения экологических проблем энергетики республики, тем более, что Республика Казахстан обладает крупномасштабными возможностями внедрения нетрадиционных источников энергии, в том числе ветра, солнца, термальных вод, малых рек, биомассы и т.д.

 

История развития экологии.

В общем виде развитие экологии можно представить в 3 этапа:

1 этап: зарождение и становление экологии как науки (до 60-х годов 19 века), в котором на основании накопленных данных о взаимосвязи живых организмов со средой обитания делались первые научные заключения. Так, Гиппократ (460-377 гг. до н.э.) выдвинул идеи о влиянии факторов среды на здоровье людей, Аристотель классифицировал более 500 животных по способу питания.

2 этап: экология формируется как самостоятельная наука (после 60-х годов XIX века). На основании учения Дарвина об эволюции видов, описанного в книге «происхождение видов путем естественного отбора» (1859г), немецкий биолог Эрнст Геккель выделил как самостоятельную науку из состава биологии – экологию. В 1866г ввел в науку термин экология (от греческого ойкос – дом, жилище, родина и логос – наука). Геккель назвал словом экология новый раздел биологии – науки о взаимоотношениях живых, организмов с окружающей средой т.е. изучающий условия существования новых организмов, и взаимосвязей между собой и средой, в которой они обитают.

Экология окончательно сформировалась как самостоятельная в начале 20-го столетия.

3 этап: начинается в 50е годы ХХ века и продолжается до настоящего времени. Экология превращается в комплексную науку - науку об окружающей природной среде и ее охране, вкл-щий знание разделов географии, геологии, химии, физики, экономики, социологии, культуры, технологии и др.

Основой современной экологии является экосистемная концепция: главным объектом мучения является экосистемы. Современная экология перестала быть составной частью биологии, а охватывает широкий круг вопросов и тесно переплетается с рядом смежных наук, прежде всего биологией, географией, геологией, физикой химией, математикой (математическим моделированием), медициной, агрономией, архитектурой и др


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: