Работа в уголке природы

Уголок природы в подготовительной к школе группе — место интересных наблюдений за его обитателями, труда детей, подготовки к занятиям по ознакомлению с природой. В сентябре уголок природы следует обновить. Подбирая для него растения, животных, воспитатель определяет, какое содержание знаний, практических умений и навыков будет формироваться у детей. Так, лучшему усвоению знаний о дифференцированных потребностях растений будут способствовать наблюдения за влаголюбивыми и засухоустойчивыми растениями. Поэтому хорошо поместить в уголок природы папирус, примулу, традесканцию, кактус, узамбарскую фиалку.

Привлекая детей к сравнению особенностей внешнего вида растений, можно научить их определять степень потребности во влаге. Так, например, растения, приспособившиеся жить в засушливых условиях, не требующие обильного полива, имеют на листьях толстую кожицу или восковой налет, мелкие пластинки листьев, уменьшающие расход воды (испарение), накапливают в тканях большое количество влаги.

Светолюбивые и теневыносливые растения можно научиться узнавать по насыщенности цвета листовой пластинки, густоте расположения листьев. Кроме того, удовлетворение потребности в свете, воздухе зависит и от чистоты листьев. Надо научить дошкольников понимать, что пыль, лежащая на поверхности листа, затрудняет нормальное развитие растения, поэтому ее необходимо удалять.

Умение определять степень потребности растения во влаге, свете должно лечь в основу правильного ухода за комнатными растениями при дежурстве в уголке природы. Важно научить старших дошкольников дифференцировать уход с учетом конкретного растения, оценивать свою деятельность как создание условий для нормальной жизни живого существа.

Богатый материал для наблюдений и труда в уголке природы предоставляют его обитатели. Воспитатель путем постановки вопросов к самостоятельным наблюдениям детей, заданий по уходу за животными помогает ребятам увидеть осенние изменения во внешнем виде и особенностях поведения зверьков. Это снижение активности черепахи, ежа, уменьшение их потребности в пище, впадающие в спячку. Совместно с воспитателем дети могут установить причины наблюдаемых перемен, выявить важнейшую особенность животных — способность приспосабливаться к изменяющимся условиям среды.

Выполняя трудовые поручения, осуществляя дежурство по уголку природы, старшие дошкольники создают для животных условия, соответствующие их потребностям в осенний период: готовят возле клетки ежа сухие листья, сено, выносят клетку с ежом для спячки в прохладное место; насыпают толстый слой песка в террариум для черепахи. Детей необходимо научить не тревожить спящих животных и не забывать ухаживать за другими питомцами, не впадающими в спячку: кормить их, чистить клетку и т. д.

Подметив те или иные индивидуальные особенности зверьков, птиц (например, веселый нрав, чистоплотность, медлительность или подвижность), своеобразие внешнего вида, дети могут дать животному кличку, приучить отзываться на нее. Это делает отношение к ним теплее, добрее, забота приобретает осознанный характер.

 
Наблюдения и труд на участке детского сада

Воспитанники подготовительной к школе группы — самые старшие в детском саду. Они многое знают и умеют. Это позволяет воспитателю использовать для ознакомления с природой вне дошкольного учреждения самые разнообразные формы и методы работы.

Наблюдения за изменениями погоды уже многократно проводились с дошкольниками в старшей группе. Поэтому воспитателю необходимо подыскать для 6—7-летних детей более интересное содержание.

Осенние явления в природе разнообразны: туманы, затяжные холодные дожди, заморозки, иней. Можно организовать наблюдение за ними. Учитывая любознательность детей этого возраста, необходимо в интересной форме, просто и доступно объяснить ребятам то, что они видят, сообщить о некоторых причинах явления. Можно предложить придумать маленький рассказ о превращениях воды осенью, используя результаты своих наблюдений, зарисовать явление, поместить рисунки в календарь природы.

Представление дошкольников 6—7 лет о воздухе можно расширить. Отмечая на прогулке его осеннюю свежесть, воспитатель сообщает детям о том, что воздух окружает всю землю, он есть М 1Де. Им дышат люди, животные и растения. Он учит детей способам обнаружения воздуха: предлагает послушать шум ветра (ветер это движение воздуха); рассмотреть пузырьки воздуха на камешке, опущенном в воду. Такие наблюдения привлекают детей, развивают любознательность.

Восприятие дошкольников к 6—7 годам становится более дифференцированным. Ребята способны замечать в явлении не только яркие признаки объектов, но и видеть оттенки, выявлять меру какого-либо качества или свойства, давать их характеристику. Эти умения следует развивать, давая детям разнообразные задания: определить силу ветра (сильный, порывистый, слабый), установить характер дождя (сильный, моросящий, затяжной, мелкий или крупный) и т. д.

В подготовительной к школе группе продолжаются наблюдения за долготой дня и высотой стояния солнца, за его движением по небосводу. Детям можно давать задания к самостоятельным наблюдениям на прогулке: например, заметить, где находилось солнце, когда дети вышли на улицу, где — когда вернулись в группу; определить, по каким признакам можно узнать о силе ветра, его направлении и т. д.

Поддержать интерес к наблюдениям у старших дошкольников можно при помощи приборов (флюгер, термометр, условные мерки).

Наблюдения за солнцем, долготой дня и температурой воздуха, состоянием почвы и воды должны быть взаимосвязаны. Накопив конкретные представления, дети могут устанавливать связи между наблюдаемыми явлениями: понижение температуры воздуха приводит к замерзанию почвы, появлению льда; с уменьшением долготы дня становится холоднее. Можно соотнести высоту стояния солнца с температурой воздуха. Выявленные закономерности необходимо проверять с детьми неоднократно. Это убеждает ребят в правильности сделанных выводов.

Одновременно с наблюдениями за неживой природой проводится работа по накоплению представлений детей об изменениях в жизни растений и животных осенью. Эффективным средством для этого являются целевые прогулки. Так, в течение осени с дошкольниками можно провести 2—3 осмотра участка детского сада, которые имеют целью наблюдение за состоянием растений участка. Рассматривая их, дети находят признаки осени: поспевают плоды и семена, прекращается рост (нет молодых побегов, свежей нежной зелени и т. д.), начинаются расцвечивание листьев, листопад.

Педагог предлагает воспитанникам сравнить состояние растений летом и осенью, помогает выявить причины наступивших изменений: день стал короче, солнечного света и тепла меньше, чем летом, дождей много, но вода холодная, земля остывает, бывают заморозки, на лужах появляется лед, на растениях — иней. Воспитатель подводит детей к выводу о том, что наблюдаемые проявления в жизни растений говорят об их приспособлении к изменившимся условиям.

На прогулках и экскурсиях можно провести с детьми наблюдение за расцвечиванием листьев растений — ярким явлением осени. Если дети научатся видеть многообразие красок осенней листвы, их эстетическое восприятие существенно обогатится. Это положительно скажется на развитии речи, изобразительном творчестве.

С воспитанниками подготовительной к школе группы можно составить календарь расцвечивания растений участка детского сада, ближайшего парка, сквера, используя результаты проведенных наблюдений. Для этого неоднократно в течение осени воспитатель обращает внимание детей на последовательность появления желтых листьев на деревьях и кустарниках (обычно в числе первых желтеют береза, вяз, затем — липа, черемуха, клен). Каждое наблюдение заканчивается сбором листьев для букета, который устанавливается в уголке природы. Таким образом может быть обнаружена наглядно представлена последовательность изменения окраски листьев деревьев и кустарников.

 
В качестве индивидуальных заданий детям можно предложить оставить букеты из листьев одинаковой или похожей окраски — желтых, красных, бурых, зеленых. Затем собранные листья могут быть использованы в дидактических играх (например, «От какого дерева лист?» и т. д.). Это помогает детям научиться узнавать, различать растения по листьям, изменившим окраску.

Интересно наблюдать листопад. Воспитатель может организовать наблюдение за тем, как падают листья разных растений: у клена, например, кружатся в воздухе; у осины падают прямо вниз; у ясеня планируют, опускаясь. Надо познакомить детей с одним из приспособительных значений листопада: опадание листьев предупреждает повреждение веток при обильном снегопаде.

Воспитатель с детьми рассматривает почки, сохраняющиеся после опадания листьев у растений, рассказывает о их назначении и приспособлении к зиме. Надо научить дошкольников различать деревья и кусты по форме, цвету и расположению почек на ветвях, по коре, плодам и семенам.

Наблюдая подготовку к зиме травянистых растений, воспитатель объясняет ребятам, что у однолетних растений отмирают стебли и корни, но сохраняются семена. Следует рассмотреть с детьми семена, обратить их внимание на плотную кожуру, выяснить ее назначение (защищает от холода). У многолетних растений отмирают надземные части; живыми остаются клубни и луковицы, корневища, которые сохраняются до весны.

Интересно и полезно для старших дошкольников наблюдение за распространением семян и плодов растений. Такое наблюдение помогает детям лучше осмыслить направленность процесса роста и развития растений на размножение, увидеть приспособления к нему. Во время наблюдений воспитатель сообщает детям, что большинство плодов и семян распространяет ветер. Предлагает ребятам рассмотреть семена и плоды, найти ту часть, которая помогает им при этом. Дошкольники находят приспособления — крылатки у плодов клена, пушистые зонтики («парашютики») у плодов травянистых растений — одуванчика, ястребинки и т. д. У плодов репейника, лопуха есть крючочки, которые прицепляются к одежде человека, шерсти животных и так распространяются на далекие расстояния. Воспитатель учит детей устанавливать связь между строением семени, плода и способом его распространения.

Семена и плоды (рябина, калина, бузина, сирень, береза, вяз, ясень, ольха) можно собрать для подкормки птиц. Их можно использовать и в качестве материала к игровым заданиям (например, предложить детям разложить желуди к дубовому листу, крылатки — к кленовому и т. д.).

Одновременно с наблюдением за растениями необходимо проводить наблюдение за животными. Наиболее доступны непосредственному восприятию старших дошкольников птицы и насекомые. Воспитатель обращает внимание детей на уменьшение их количества, а затем и на полное исчезновение бабочек, пчел, стрекоз, мух. Отвечая на его вопросы, дети учатся самостоятельно определять причины этого явления, устанавливать связь между изменением состояния растений осенью и поведением насекомых. Чтобы убедиться в правильности сделанных выводов, целесообразно организовать с детьми наблюдение за поведением синиц (перелетают с дерева на дерево, ищут в коре и склевывают спрятавшихся в ней насекомых).

Можно найти с детьми места, где прячутся насекомые, с помощью лупы рассмотреть на стволах деревьев и кустов, в коре личинки, взрослых особей.

С исчезновением насекомых уменьшается и количество птиц — они собираются в стаи и покидают родные края. Наблюдая это явление, воспитатель побуждает детей установить его причины. Надо, чтобы дошкольники поняли, что птицы страшатся не столько холода, сколько голода. Воспитанники подготовительной к школе группы могут установить последовательность отлета птиц: он начинается с насекомоядных и заканчивается водоплавающими птицами. Гусям, уткам, лебедям корма достаточно, пока не замерзнут водоемы.

В процессе наблюдений воспитатель старается вызвать симпатию детей к птицам, отправляющимся в далекий, трудный путь.

С наступлением холодов многие птицы приближаются к жилью человека. Необходимо нацелить детей на самостоятельные наблюдения за появлением новых птиц в ближайшем природном окружении (синица, снегирь, сорока, галка), их поведением, способами добывания пищи.

В конце осени надо подвести детей к пониманию необходимости дополнительной подкормки зимующих птиц. Воспитатель устанавливает на участке кормушку, регулярно выносит корм, используя приготовленные детьми запасы.

Осень — время не только разнообразных наблюдений и игр детей, но и труда в природе. Дошкольники 6—7 лет могут очистить цветник от отмирающих наземных частей многолетних растений, 206 перекопать землю вокруг них, извлечь из земли луковицы и клубни отцветших растений (гладиолусы, георгины). Воспитателю необходимо связывать труд детей с проведенными ранее наблюдениями За подготовкой растений к зиме. В этом случае трудовые задания будут выполняться детьми более осознанно, целенаправленно.

 
Несколько раз в подготовительной к школе группе организуется уборка участка от опавших листьев. При этом воспитатель учит детей правильно пользоваться инструментами (граблями, носилками и т. д.), рационально организовывать свой труд, работать и коллективе дружно. Дети должны получать удовлетворение от совместно выполненной и полезной для всех работы.

Има


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: