Наличие развитой системы источников экологического права — существенное условие для выделения совокупности эколого-правовых норм в отдельную отрасль в системе российского права. Под источниками экологического права понимаются нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.
Источники экологического права имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства. Так же определяющую роль играет транграничный глобальный характер экологических проблем, выступающих причиной большого числа принятых международных актов.
|
|
Классификация может быть проведена по ряду оснований.
1. По юридической силе все нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Законы — нормативные правовые акты, принимаемые представительными органами государственной власти.
Все иные нормативные правовые акты являются подзаконными. Это — акты, принимаемые Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, органами местного самоуправления.
2. По предмету регулирования источники экологического права можно классифицировать на общие и специальные.
Общие характеризуются тем, что предмет их регулирования широк и охватывает как экологические, так и иные общественные отношения. К таким актам относится, в частности, Конституция РФ.
Специальные - Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «О животном мире», Водный кодекс РФ и другие акты.
3. По характеру правового регулирования нормативные правовые акты можно подразделить на материальные и процессуальные.
4. По характеру нормативные правовые акты как источники права можно условно подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми. Кодифицированными считаются систематизированные нормативные правовые акты. Систематизация нормативного материала проводится в процессе нормотворческой деятельности с целью приведения его в соответствие с системой регулирования общественных отношений. Эти акты отличаются более высоким качеством и являются головными в той или иной отрасли права. В экологическом праве кодифицированные акты — Закон об охране окружающей среды, Лесной кодекс РФ, Закон РФ «О недрах» (в ред. Федерального закона от 3 марта 1995 г., с изм. и доп.)2 и др.
|
|
Систему источников экологического права образуют:
• Конституция РФ,
• Федеративные договоры,
• международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права,
• федеральные законы,
• нормативные правовые акты Президента РФ,
• нормативные правовые акты Правительства РФ,
• нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств,
• конституции, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ,
• нормативные правовые акты органов местного самоуправления,
• локальные нормативные правовые акты,
• судебные решения.
В приведенный перечень источников современного экологического права России не включен обычай. В историческом плане во взаимодействии общества и природы обычай как неписаное правило поведения играл важную роль в регулировании и обеспечении рационального природопользования. Имеет ли он правовое значение на современном этапе? Ответ, на наш взгляд, может быть только положительным, хотя обычай и не выделен нами в качестве самостоятельного вида источника права. В регулировании использования природных ресурсов обычай имеет большое практическое значение в контексте традиционного природопользования, регулируемого множеством законов. Регулирование отношений по использованию природных ресурсов с учетом традиционного природопользования предусматривается ЗК РФ (ст. 31), ВК РФ (ст. 66), ЛК РФ (ст. 124), Законом о животном мире (ст. 9, 48, 49). Таким образом, обычай как источник права применяется в практике, но он опосредован в установленных нормах права.