Вопрос 3: Учение Вернадского о биосфере

Вопрос 1: Предмет, методология и задачи курса.

Это дисциплина, которая синтезирует знания 2 научных систем – естественных и общественных. Объект изучения – природопользование. Понимают в широком и узком смысле. В широком – совокупность всех форм воздействия общества на природную среду и мер её сохранения. В узком – деятельность конкретных ведомственных субъектов хозяйствования относящихся к природо-эксплуатирующим и природопроизводящих отраслей. Существуют следующие методы: 1) Диалектический – исследование и изучение экологических и экономических процессов в единое. 2) Исторический – динамика взаимоотношения человека и пророды. 3) Системный – изучается структура социального объекта и взаимодействующие с ней объекты окр среды. 4) Нормативный – экологические нормативы определяют границы допустимых антропогенных нагрузок на природную среду. 5) Экономико-математическая – оценка природных ресурсов, подсчёт ущербов, различных расчётов. 6) Картографический – способствует оценке природных ресурсов и явлений. 7) Аэрокосмическая – изучение объектов природы и экологической обстановки на глоб уровне. Задачи курса – 1) Обоснование выбора альтернативных вариантов использования окр среды; 2) Экономическая оценка природных ресурсов и услуг окр среды; 3) Обоснование критериев и показателей эффективности природоохр деятельности; 4) Анализ внешних эффектов природопользования; 5) Разработка методов оценки эколого-экономического ущерба.

 

Вопрос 2: Основы общей экологии – важнейшие понятия, законы, принципы.

Элементы среды, возд. на живые орг-мы, наз. эколог. факторами:

- абиотические факторы — св-ва неж. природы, кот. прямо или косвенно влияют на живые орг-мы, определяя условия их существования (темпера­тура, влажность и газовый состав воздуха)

- биотические факторы — это все формы воздействия живых существ друг на друга антропогенные факторы. Уровни организации живого вещества:

Популяцией наз. группу особей одного вида, занимающую опр. пространство и обладающ. необход. возможно­стями для поддержания своей числен­ности в изменяющ. усл. среды. Сообщество(биотическое) — сов-ть популяций, населяющих опр.территорию. Биоценозами наз. группировки совме­стно обитающих и взаимосв. орг-мов Биотоп-пространство, занимаемое биоценозом. Экосистема — единый прир. комплекс, образ. жив. орг-мами и средой их обитания, в кот. все компоненты связаны между собой обменом в-ва и энергии. Законы экологии сформулир. американск. ученый-эколог Б. Коммонера (1974):

1) все связано со всем (закон о всеоб­щей связи вещей и явл. в прир.);

Cледствия:

А)Закон больш. чисел:совокупн. действие большого числа случ. факторов приводит к результ, почти не зависящ. от случая,

Б)Принцип Ле Шателъе (Брауна): при внешн. возд., выводящем систему из состояния устойч. равновесия, это равновесие смещается в направл., при кот. эффект внешн. возд. умень­шает,способности экосистем к саморе­гул.

В)Закон оптимальности: любая сис­тема функционирует с наибольш. Эффективн. в некот. характерных для нее пространств.-времен. пределах.

 

 

Вопрос 3: Учение Вернадского о биосфере.

биосфера — оболочка планеты, насе­лен. жив. в-вом. Вернадский «Биосфера» (1926) - особая охвачен жизнью оболочк Земли. компоненты биосферы:

-жи.е в-во — сов-ть всех жив. орг-мов;

-косное в-во — нежив. тела или яв-ния (газы атмосферы, горные породы магматического, неорган. происх.);

-биокосное в-во — разнородные прир. тела (почвы, поверхностные воды и т.п.);

-биогенное в-во — продукты жизне­деятельности живых организмов (гумус почвы, каменный уголь, торф, нефть, сланцы и т.п.);

-радиоактивн. в-во;

-рассеянные атомы;

-в-во косми. Происхожд. (космич. пыль, метеориты).

Граница биосферы: весь нижний слой атмосферы(тропосфера8-18 км,)часть литосферы(3км), вся гидросфера.

Ноосфера- высшую форму развития биосферы, определяемую гармонично сосуществующими процессами развития об-ва и природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: