СР-2. Экологические сообщества и экосистемы (10 часов) (очно-заочная форма обучения)

Из Программы ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ

П. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ

СЗ-1 Учение о биосфере (2 часа)

Вопросы для обсуждения:

  1. Понятие биосферы, физико-химическое единство живого.
  2. Структура биосферы.
  3. Эволюция биосферы.
  4. Свойства и функции живого вещества.
  5. Биомасса и продуктивность биосферы.
  6. Круговороты веществ: большой и малый
  7. Природные ресурсы, классификация.

 

Литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (С. 98-119).
  2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996 (С. 213-220).
  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000. (Гл.6:С.151-176; Гл.8: С.210-226).
  4. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с. (С.196-314).

СЗ № 2 Учение В.И.Вернадского о биосфере (2 ч.)

 

Вопросы для обсуждения:

1. Жизнь и творчество В.И.Вернадского.

2. Взгляды В.И.Вернадского на проблему происхождения жизни и биосферу.

3. Принципы организации биосферы.

4. Роль живого вещества в эволюции Земли.

5. Концепция ноосферы.

6. Планетарная и космическая роль человечества.

 

Литература основная (* - источники, имеющиеся в библиотеке СГГУ)

 

1. *Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М.: Изд-во ЮНИТИ, 1998.- 456с.

2. *Горелов А.А. Экология. Уч. Пособие для вузов – М.:2001. (С.40-51)

3. *Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.

4. *Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.

 

Дополнительная

5. Розен В.В. Концепции современного естествознания: Конспект лекций. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 240 с. (С. 181-187)

6. Тимофеева С.С., Медведева С.А., Ларионова Е.Ю. Основы современного естествознания и экологии/ Серия «Учебники, учебные пособия».- Ростов н/Д: Феникс, 2004. – 384с. (Гл.11.4; С.297-300)

7. Потапов А.Д. Экология. – М.: Высшая школа. – 2000. – 446 с. (Гл.7: С.121-127)

8. Вернадский В.И. Живое вещество и биосфера – М.: Наука,1994. – 672 с.

9. Казначеев В.П. Учение о биосфере. Этюды о научном творчестве В.И.Вернадского – М., 1985.

10. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.

11. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.

 

СЗ № 3. Последствия загрязнения биосферы (4 ч) ( 4 балла)

Цель: углубление знаний по вопросам антропогенного воздействия человека на биосферу

Вопросы для обсуждения:

А. Последствия загрязнения атмосферы

1. Возможное потепление климата, «парниковый эффект».

2. Нарушение озонового слоя.

3. Кислотные дожди

Б. Последствия загрязнения гидросферы

4. Эвтрофикация пресных водоёмов.

5. Отравление морских экосистем.

6. Истощение поверхностных и подземных вод.

В. Последствия загрязнения литосферы

7. Деградация почв, эрозия

8. Отравление почв химическими токсикантами.

9. Опустынивание: факторы и причины развития.

Г. Воздействие человека на биотические сообщества

10. Воздействие и его последствия для растительного мира планеты.

11. Воздействие и его последствия для животного мира планеты

 

Литература

  1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998
  2. Денисов В.В., Денисова И.А. Экология: 100 экзаменационных ответов. – М.-Ростов н/Д.,2004. – 288 с. (Гл.7: С. 152-179)
  3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000.
  4. Никаноров А.М., Хоружая Т.А. Глобальная экология. – М., 2001.
  5. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.
  6. Петров К.М. Общая экология. Учебник для вузов. – СПб., 1997.
  7. Радзиевский С.И. Основы экологии – Севастополь, 2005.

 

 

Ш. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

СР -1. Экологические сообщества и экосистемы (6 часов) (10 баллов)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. В тетради для самостоятельных работ составить список определений базовых понятий биоэкологии: экология, экологические факторы, вид биологический, экологическая ниша, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера, продуценты, пищевая (трофическая) цепь, консументы, редуценты (деструкторы), автотрофы, гетеротрофы, сукцессия, климакс.

3. Нарисовать схему пищевой цепи на любом конкретном примере.

СР-2. Экологические сообщества и экосистемы (10 часов) (очно-заочная форма обучения)

1. Ознакомиться с указанной литературой.

2. В тетради для самостоятельных работ составить список определений базовых понятий биоэкологии: экология, экологические факторы, вид биологический, экологическая ниша, популяция, биоценоз, биотоп, экосистема, биосфера, продуценты, пищевая (трофическая) цепь, консументы, редуценты (деструкторы), автотрофы, гетеротрофы, сукцессия, климакс.

3. Нарисовать схему пищевой цепи на любом конкретном примере.

4. Кто чью численность контролирует: хищник численность жертвы или наоборот? Объясните.

5. Нарисуйте и поясните смысл пирамиды численности, пирамиды биомассы и пирамиды энергий.

 

Литература

1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Учебник – М., 1998 (Гл.3: С. 83-98)

2. Бродский А.К. Краткий курс общей экологии. – СПб., 1996. (Гл.8,9: С.136-167)

3. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология. – Ростов н/Д, «Феникс». – 2000 (С.119-150).

4. Николайкин Н.И.и др. Экология: учебник для вузов. – М.: Дрофа, 2006. – 622 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: