Найдите и укажите термин, «выпадающий» из их ряда и относящийся к другому понятию.
Ответ: ___________________________.
В приведенном перечне выделите институты гражданского общества:
1) | общества защиты прав потребителей |
2) | Министерство образования |
3) | ассоциация педагогов «Демократическая школа» |
4) | районный суд |
5) | объединение жильцов микрорайона |
6) | управление внутренних дел |
Ответ:___________________________
Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
1) | Накануне вечером прошли завершающие предвыборные дебаты. |
2) | По итогам интерактивного опроса граждан победу в них одержал кандидат в президенты от оппозиционной партии. |
3) | Предполагаем, что действующему президенту придется серьезно активизировать свою предвыборную компанию в оставшееся до выборов время. |
4) | Думается, что все мы будем свидетелями ожесточенной политической борьбы в ближайшие дни. |
Определите, какие положения текста носят
А) фактический характер,
Б) характер оценочных суждений.
|
|
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Глава 3
Право — регулятор жизни общества
§ 18. РОЛЬ ПРАВА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА В ПРОШЛОМ И В НАСТОЯЩЕМ
1. Прочитайте высказывание Ч. Беккария:
Хотите предупредить преступления? Сделайте так, чтобы законы были ясными, простыми, чтобы вся сила нации была сосредоточена на их защите и чтобы ни одна часть этой силы не направлялась на их уничтожение.
Сделайте так, чтобы законы меньше покровительствовали сословиям, чем самим людям. Сделайте так, чтобы люди боялись их и только их. Страх перед законами благодетелен, но страх человека перед человеком гибелен и порождает преступления. Порабощенные люди всегда более сластолюбивы, распутны и жестоки, чем свободные люди.
Выделите основные мысли в высказывании итальянского просветителя. Согласны ли вы с тем, что людям необходим страх перед законами?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Поясните свою точку зрения. Как «сила нации» должна сосредоточиваться на защите законов?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагменты текста:
Фрагмент 1. Правом называется совокупность общеобязательных _______________ поведения (норм), установленных государством и охраняемых его __________. Такое право называется ________________, так как нормы права создаются и действуют независимо от воли отдельных лиц.
|
|
Фрагмент 2. Право обеспечивается и защищается ____________________, в то время как все иные ______________________ нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений.
Фрагмент 3. Нормы права обязательно выражены в четко определенной _________________, закреплены в законах, судебных решениях, других источниках. Нормам права присуща внутренняя ______________, единство, непротиворечивость
3. Продолжите высказывания:
1) В отличие от морали, право ___________________________________________
2) Право отображает ___________________________________________________
3) И право и мораль в равной мере _______________________________________
4. Заполните пропуски в таблице: «Признаки права»
Признак права | Характеристика признака права |
общеобязательность для всех | |
гарантированность и обеспеченность государством | |
Закреплены в законах, судебных решениях, других источниках. |
5. Подберите в сборниках афоризмов или в Интернет латинские правовые изречения. Запишите их.
1) ___________________________________________________________________
2) ___________________________________________________________________
3) ___________________________________________________________________
6. Запишите названия древнейших памятников права, известных вам из курса истории:
Древний Вавилон______________________________________________________
Древняя Греция________________________________________________________
Древний Рим __________________________________________________________
Раннее Средневековье __________________________________________________
Древняя Русь __________________________________________________________
Англия XIII века_______________________________________________________
Франция XIX века______________________________________________________
7. Напишите небольшое эссе по теме: «Государственное устройство известной эпохи есть результат ее прежних судеб» (И. Фихте)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Перечислите основные признаки современного права:
1. _______________________________________________________________
2. _______________________________________________________________
3. _______________________________________________________________
4. _______________________________________________________________
5. _______________________________________________________________
9. Прочитайте высказывания и впишите пропущенные слова:
«Легче составлять _________________, чем исполнять их» (Наполеон)
«____________ что дышло, куда повернешь, туда и вышло» (русская пословица)
«Единственный источник __________________ - общее сознание всего народа, общий дух его» (Ф.Лассаль)
«__________________ человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы» (К.Ясперс)
«Кто не _______________________ законам, тот лишается их священной защиты; ибо законы должны защищать нас не только от других, но и от самих себя» (Г.Гейне)
§ 19—20. ИСТОЧНИКИ И НОРМЫ ПРАВА. СИСТЕМА ПРАВА. ОСНОВНЫЕ ОТРАСЛИ ПРАВА.
1. Известным российским юристом С.С.Алексеевым дано такое определение правовой нормы: «Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения в целях их упорядочения». Прокомментируйте авторскую точку зрения.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. __________________ законы принимаются законодательными органами государства и устанавливают правила в важнейших сферах жизни общества. Иногда они объединяются в ____________, каждый из которых имеет свою специфику.
|
|
Фрагмент 2. _____________________ акты — нормативные документы государственного органа, изданные на основе закона и для его исполнения.
Фрагмент 3. Еще в эпоху римского права был сформулирован принцип, согласно которому закон не имеет ___________________ силы.
Фрагмент 4. Законы действуют по _________________, т. е. они имеют определенного адресата или же распространяются на всех ____________________ страны, лиц без гражданства, юридических лиц, лиц, которые имеют двойное гражданство либо вообще являются иностранцами
3. Заполните схему: «Структура правовой нормы». Проиллюстрируйте каждый элемент конкретными примерыми.
4. Заполните таблицу: «Источники права». Проиллюстрируйте каждый из приведенных источников права конкретными примерами.
Название источника права | Характеристика | Примеры |
правовой обычай | ||
нормативный акт | ||
договор с нормативным содержанием | ||
административный прецедент | ||
судебный прецедент | ||
обычай делового оборота | ||
религиозная норма | ||
корпоративная норма |
5. Заполните пропуски в таблице:
«Основные отрасли права Российской Федерации»
Отрасли права | Тип правоотношений | Основные источники | Примеры |
Государственное | Конституция РФ, конституции субъектов РФ, федеральное законодательство о выборах | ||
отношения, складывающиеся в сфере государственного управления, деятельность правительства, министерств, ведомств, местных органов управления | приказ органа управления образованием с администрацией школы; министр отправил своего подчиненного в командировку на объект. | ||
Гражданское | Конституция РФ, Гражданский Кодекс РФ | ||
Конституция РФ, Семейный кодекс РФ | Супруги заключили брачный договор; Оставшегося сиротой 5-ти летнего мальчика усыновили родственники. | ||
Трудовое | Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ | ||
отношения, связанные с преступностью и наказуемостью деяний |
|
|
§ 21. ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
1. Прочитайте высказывания:
«Не преступление преступника, а его трусость и безалаберность в совершении преступления заставляет нас относиться к нему с презрением» (Ф.Ницше)
«Освобождение себя от труда есть преступление» (Л.Н.Толстой)
«Каждое преступное деяние имеет двоякое значение – по отношению к личности обвиняемого и по отношению к обществу» (А.Ф.Кони)
Какие проблемы затронуты в высказываниях мыслителей? В чем авторы видят причины преступных деяний?
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Законодатель определяет __________________ как общественно опасное виновное деяние, противоречащее нормам права и наносящее вред обществу.
Фрагмент 2. ___________________ посягают на наиболее важные сферы общественных отношений, влекут за собой более серьезные _________________, и поэтому за их совершение предусматриваются особые наказания.
Фрагмент 3. ___________________ определяются в законодательстве как виновные противоправные действия, имеющие меньшую степень опасности по сравнению с преступлением.
Фрагмент 4. Все _____________________ можно определить также как уголовные правонарушения, т. е. такие деяния, которые нарушают нормы уголовного законодательства и влекут за собой наступление _______________ ответственности.
Фрагмент 5. _______________ преступления — то, на что посягает лицо, совершившее преступное деяние, и чему причиняется или может быть причинен вред.
3. Заполните пропуски в схеме: «Виды проступков». Проиллюстрируйте каждый из них конкретными примерами.
Примеры
1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. | 1. 2. 3. 4. |
4. Приведите примеры каждого из признаков правонарушения, заполнив таблицу:
Признак правонарушения | Примеры |
Деяние, которое может быть совершено в форме действия или бездействия. | |
Противоправность — нарушение деянием закона определенной нормы права | |
Наказуемость - лицо способно нести ответственность за совершенное им деяние | |
Виновность — психическое отношение нарушителя к совершенному им деянию. | |
Общественная опасность — причинение вреда другим людям или обществу в целом. |
5. Перечислите обстоятельства, смягчающие и отягчающие вину:
Смягчающие вину обстоятельства: | Отягчающие вину обстоятельства: |
1. 2. 3. 4. 5. |
6. Заполните таблицу: «Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность». Приведите примеры и факты.
Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность | Примеры и факты |
Необходимая оборона | |
Задержание лица, совершившего преступление | |
Крайняя необходимость | |
Физическое или психическое принуждение | |
Обоснованный риск | |
Исполнение приказа или распоряжения. |
7. Прочитайте высказывания.
Ж.-П. Марат: «Если соразмерять преступления с наказаниями является делом справедливости, то следить за тем, чтобы они никогда не были жестокими, является делом человечности. Поэтому-то самые мягкие наказания предпочтительны, когда они достигают цели. Карая виновного, правосудие должно не столько искать отмщения за попранный закон, сколько сдерживать тех, кто мог бы соблазниться его попранием».
Шан Ян: «Наказания порождают силу, сила порождает могущество, могущество порождает величие, вселяющее трепет, а величие, вселяющее трепет, порождает добродетель. Итак, добродетель ведет свое происхождение от наказания».
С каким из них вы согласны, а с каким могли бы поспорить? Аргументируйте собственную позицию.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Российский адвокат Г.М. Резник подчеркивает: «Право милости – право учитывать при решении вопроса о вине специфические обстоятельства конкретного дела и сообразовывать это решение не только с нормами закона, но и с нравственностью». Раскройте понятие вины. Поясните мысль автора. Приведите аргументы в ее обоснование.
§ 22. КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 1993 г. — ОСНОВНОЙ ЗАКОН НАШЕЙ СТРАНЫ.
1. Прочитайте высказывание:
«Едва существуют разногласия по вопросу о том, какие конституционные принципы помогут объединить народ. Я думаю, что таким принципом является всеобщая вера в справедливость, доброту, достоинство, милосердие, сотрудничество, честность, качество труда, служение людям и терпение». (С.Коуви)
Выскажите свое мнение по поводу основополагающих принципов конституции.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Вставьте пропущенные слова во фрагментах текста:
Фрагмент 1. Слово «_________________» появилось еще в античные времена, в Риме. В дословном переводе с латинского языка оно означает «установление, утверждение».
Фрагмент 2. Основной закон Российской Федерации принимается ___________________голосованием (____________________) после открытого обсуждения проекта конституции.
Фрагмент 3. Порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина, а государство действует в соответствии с установленными законами, называется __________________________строем.
Фрагмент 4. В Конституции РФ провозглашается создание условий, обеспечивающих _______________________ жизнь и свободное развитие человека, охраняются труд и ______________________ людей, устанавливается гарантированный минимальный ______________ оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Фрагмент 5. Конституция РФ закрепляет в качестве единственного источника власти — волю __________________, ведущей ценностью признаются права и ________________российских граждан.
3. Перечислите важнейшие особенности Конституции РФ как нормативного документа и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
Особенности Конституции | Примеры |
4. Напишите небольшое эссе по теме: «Конституция государства должна быть такой, чтобы не нарушать конституцию гражданина». (С.Е. Лец)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Укажите годы принятия Конституций российского государства в XX веке и дайте им краткую характеристику: