Диагностика речевого развития дошкольников на грамматическом уровне

Граммат. Мл.гр. В формировании грамматического строя речи детей младшего дошкольного возраста большой удельный вес занимает работа над развитием понимания и использования в речи грамматических средств, активизацией поиска ребенком правильной формы слова.

Обучение изменению слов по падежам, согласованию имен существительных в роде и числе проводится в специальных играх и упражнениях (маленькая лошадка, длинный хвост, длинные уши). В игре «Чего не стало?» дети упражняются в образовании форм родительного падежа множественного числа имен существительных.

Взрослый подбирает пары предметов: матрешка с вкладышами, большая и маленькая пирамидки, ленточки (разного цвета и разного размера, длинная и короткая), лошадки (или утята, цыплята).

Сначала взрослый предлагает детям рассмотреть игрушки.

— Что это? (Матрешка.) Давайте посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Она меньше или больше первой? (Меньше.) Теперь посмотрите на пирамидки, какие они? Одна большая, другая.... (Поменьше, маленькая.)

Аналогично рассматриваются другие игрушки.

— Запомните, какие предметы на столе. Здесь матрешки, пирамидки, ленточки, утята. Сейчас вы закроете глаза, а я буду прятать игрушки. Затем вы скажете, каких игрушек не стало (матрешек, пирамидок, ленточек). Кого не стало? (Лошадок, утят, цыплят.)

В конце убираются все игрушки, детей спрашивают: «Чего не стало?» (Игрушек.) «Каких игрушек не стало?»

Так в играх с предметами («Чего не стало?», «Чего нет у куклы?») дети усваивают формы родительного падежа единственного и множественного числа (Не стало утят, игрушек. Нет тапочек, платья, рубашки).

В игре «Прятки» дети упражняются в понимании и употреблении пространственных предлогов: в, на, за, под, около, тем самым они обучаются правильному использованию разных падежных форм.

Ср.гр. наглядного материала).

Продолжается обучение образованию форм родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных (нет шапки, варежек, брюк); правильному согласованию имен существительных и имен прилагательных в роде, числе и падеже; развивается ориентировка на окончание слов при их согласовании в роде (добрый мальчик, веселая девочка, голубое ведро).

Обучение детей образованию форм глаголов в повелительном наклонении (спой! спляши! попрыгай!) происходит в играх, когда они дают поручения зверятам, игрушкам, друзьям.

Упражняются дети и в правильном понимании и употреблении предлогов пространственного значения (в, под, над, между, около).

В средней группе проводится большая работа по обучению разным способам словообразования разных частей речи. Детей учат соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе и в родительном падеже множественного числа (утенок -— утята — не стало утят; зайчонок — зайчата — много зайчат; лисенок — лисята — нет лисят). Кроме того, детей надо знакомить с происхождением и образованием некоторых слов («Почему грибы называют... подберезовиком, подосиновиком, лисичкой, мухомором?... шапку — ушанкой..., цветок — подснежником?»).

Старш.гр. При формировании грамматического строя речи старших дошкольников необходимо обучать их тем грамматическим формам, усвоение которых вызывает у них трудности: согласование имен прилагательных и имен существительных, образование трудных форм глагола (в повелительном и сослагательном наклонении).

У детей развивается умение из ряда слов выбрать словообразовательную пару (те слова, которые имеют общую часть: учит, книга, ручка, учитель; рассказ, интересный, рассказывать) или образовать слово по образцу: веселый — весело; быстро

16) Особенности развития связной речи у детей дошкольного возраста

Связная речь (СР) – развернутое изложение определенного содержания, кот-е осущ-ся логично, точно, последовательно, грамматически правильно и образно, основной характеристикой связной речи является ее понятность для собеседника.

Основ. функция СР – коммуникативная – осущ-ся в 2-х основных формах: диалог и монолог.

Диалог. форма СР – имеет ситуативный хар-р, содержит разговорную лексику, простые предложе-ния, речевые клише, имеет эмоциональный хар-р.

Монолог. форма СР – связное логически последовательное высказывание, имеющее сложное строение, содержащее литературную лексику, синтаксическую оформленность.

Связ.Р. выполняет соц. ф-и: помогает ребенку устанавливать связи с окруж. людьми,является решающим условием для развития его личности.

Дети дошк. в. овладевают прежде всего разговорным стилем речи, который характерен, главным образом, для диалогической речи. Монологическая речь разговорного стиля встречается редко.

Особ-ти разв-я СР. Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

На первом году жизни, в процессе непосредственно-эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. У млад. дош. Речь-ситуативная.

1-2 года – появ-ся первые слова, кот. содержат потреб-ти и желания реб-ка. Слово=предлож-е.

Понимание речи явл. начальным этапом в развитии фун-и общения. Складывается особый тип общения, при котором взрослый говорит, а ребенок отвечает мимикой, жестом, движением.

К концу 2-го г.ж. появляются предлож-я из 2 –х слов.

На третьем году жизни быстрыми темпами развиваются как понимание речи, так и активная речь, резко возрастает словарный запас, усложняется структура предложений. Разв-ся диалог. речь.

Дети 4 – 5 лет активно вступают в разговор, могут участвовать в коллективной беседе, пересказывают сказки и короткие рассказы, самостоятельно рассказывают по игрушкам и картинкам. Они не умеют правильно формулировать вопросы, дополнять и поправлять ответы товарищей.

5-6 лет – совершенствуется диалог. и монолог. речь, самостоятельно состав-ют рассказы по кар-тинке, игрушке. 6-7 лет – усложняется диалог и монолог.

В дошк. возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главной особенностью явл. возникновение планирующей функции речи. В ролевой игре, ведущей деят. Дош., возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.

Переход от ситуативной речи к контекстной, по мнению Д. Б. Эльконина, происходит к 4– 5 годам. Элементы связной монологич. речи появляются уже в 2 – 3 года. Переход к контекстной речи тесно связан с освоением словарного состава и грамматического строя родного языка.С усложнением грамматической структуры речи высказывания становятся все более развернутыми и связными.

В стар.дош в. дети способны активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Совершенствуется и монологич. речь: дети осваивают разные типы связных высказываний (описание, повествование, отчасти рассуждение) с опорой на наглядный материал и без опоры. Усложняется синтаксическая структура детских рассказов, увеличивается количество сложносочиненных и сложноподчиненных предложений


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: