Классификация информационных систем по признаку структурированности задач.
При создании информационных систем неизбежно возникают проблемы, связанные с формальным — математическим и алгоритмическим описанием решаемых задач. От степени формализации во многом зависят эффективность работы всей системы, а также уровень автоматизации, определяемый степенью участия человека при принятии решения на основе получаемой информации.
Различают три типа задач, для которых создаются информационные системы: структурированные (формализуемые), неструктурированные (неформализуемые) и частично структурированные.
Структурированная (формализованная) задача — задача в которой известны все ее элементы и взаимосвязи между ними.
Подобные задачи, как правило, приходится решать многократно, и они носят рутинный характер. В структурированной задаче удается выразить ее содержание в форме математической модели, имеющей точный алгоритм решения. Целью использования информационных систем для решения задач такого типа является полная автоматизация их решения, то есть сведение роли человека к нулю. Пример: расчет заработной платы.
Неструктурированная (неформализуемая) задача — задача, в которой невозможно выделить элементы и установить между ними связи.
Возможности использования информационных систем для решения неструктурированных задач очень ограничены. Решение здесь принимается человеком на основе своего опыта (из эвристических соображений). Пример: вряд ли можно формализовать взаимоотношения различных социальных групп людей.
Частично структурированные задачи такие, где известна лишь часть элементов и связей между ними. Получаемая в этой системе информация анализируется человеком, который будет играть определяющую роль (принимать решение на основе информации, подготовленной информационной системой).
Такие информационные системы являются, как правило, автоматизированными, так как в их функционировании принимает участие человек. Пример: экспертные системы, системы поддержки принятия решений.
Информационные системы, использующиеся для решения частично структурированных задач, подразделяют на два вида:
q Создающие управленческие отчеты и ориентированные главным образом на обработку данных;
q Разрабатывающие возможные альтернативы решений (модельные или экспертные).
Компьютеры. Поколения ЭВМ.
Слово компьютер английское. Computer - вычислитель, синоним в русском языке - электронная вычислительная машина (ЭВМ).
Поколения компьютеров
1 поколение, после 1946 года
Особенности: Применение вакуумно-ламповой технологии, использование систем памяти на ртутных линиях задержки, магнитных барабанах, электронно-лучевых трубках (трубках Вильямса).
Для ввода-вывода данных использовались перфоленты и перфокарты, магнитные ленты и печатающие устройства.
Была реализована концепция хранимой программы. Быстродействие (операций в секунду)- 10-20 тыс. Программное обеспечение- Машинные языки. Примеры: ENIAC (США)
МЭСМ (СССР)