Выписать в рецептах:
1. Блокатор Са++каналов, производное дигидропиридина в растворе
2. Церебральный антагонист Са++, обладающий антигистаминной активностью.
3. Препарат алкалоид барвинка при цереброваскулярной недостаточности
4. Препарат – синтетическое производное алкалоидов спорыньи для улучшения мозгового кровотока
5. Средство, применяемое при ишемии мозга, блокирующее аденозиновые рецепторы
6. Агонист серотониновых рецепторов для купирования приступа мигрени
Вопросы для подготовки к занятию:
1. Средства, применяемые при нарушении мозгового кровообращения: определение, классификация.
2. Механизмы реализации цереброваскулярного действия блокаторов кальциевых каналов, растительных алкалоидов, метаболических цитопротекторов.
3. Сравнительная характеристика препаратов: формы выпуска, пути введения, показания, особенности развития побочного действия и его профилактика, рациональные сочетания, основные противопоказания.
4. Блокаторы кальциевых каналов: сравнительная характеристика по показаниям, влиянию на перераспределение кровотока и побочным эффектам.
5. Механизм антиагрегантного и цереброваскулярного действия пентоксифиллина, побочные действия препарата.
6. Фармакотерапия приступа мигрени и его осложнений, фармакотерапевтические подходы к проблеме мигрени и других сосудистых поражений мозга
Практические навыки, которыми должен овладеть студент по теме занятия:
- практический навык выписывания и коррекции врачебной рецептуры при выполнении заданий по фармакотерапии
- решать ситуационные задачи и выполнять задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- навыки работы с информационными источниками, государственным реестром лекарственных средств, критического анализа представленной в Интернете информации, касающейся лекарственных препаратов.
Практическое занятие № 25
Тема: Антигипертензивные средства
Цели занятия:
Профессиональные
1. Изучить классификации антигипертензивных средств, механизм их действия. Уяснить фармакокинетику и фармакодинамику антагонистов кальция. Изучить сравнительную характеристику препаратов, блокирующих кальциевые каналы. Запомнить показания, нежелательные побочные эффекты и противопоказания к назначению препаратов.
2. Освоить группу препаратов относящихся к средствам, влияющим на РААС. Знать классификацию, механизм действия и сравнительную характеристику препаратов, особенности фармакокинетики и фармакодинамики. Запомнить показания к применению, в том числе и возрастные особенности. Изучить нежелательные побочные эффекты и их осложнения. Знать противопоказания к назначению.
3. Закрепить практический навык врачебной рецептуры при выполнении заданий по расчету доз лекарственных препаратов в зависимости от возраста и веса тела пациента.
4. Освоить элементы логического анализа эффективности препаратов путем решения case-study.
5. Пройти тестовый контроль текущих знаний.
Воспитательные
Рассмотреть этические нормы применения клонидина, взаимодействие с этанолом, опасность нелегитимного использования.
Базисные знания:
Для усвоения материала по теме «Антигипертензивные средства» необходимо, чтобы студент владел знаниями из курса нормальной анатомии – анатомо-физиологические особенности периферической нервной системы и сердечно-сосудистой системы человека; из курса нормальной физиологии – механизмы регуляции сосудистого тонуса и уровня АД, из общей фармакологии – понятие о суммировании и потенцировании лекарственных средств
Студент должен уметь:
- Выписывать, анализировать и корректировать рецепты на лекарственные препараты в соответствии с заданиями по фармакотерапии;
- оценивать возможность токсического действия лекарственных средств;
- решать ситуационные задачи и выполнять тестовые задания обучающего и контролирующего типов различной степени сложности.
- проводить поиск по вопросам фармакологии, используя источники информации - справочники, базы данных, Интернет-ресурсы.
Учебная карта занятия:
1. Контроль исходного уровня знаний. Для выполнения письменной работы необходимо знать основные формы выпуска и дозировки препаратов (задания по фармакотерапии).
2. Фронтальный опрос - обсуждение наиболее важных фрагментов темы (вопросы для подготовки к занятию)
3. Стимулирование познавательной активности интерактивными методами
Инструкции для самостоятельной работы студентов:
учебные ситуации – кейсы (case-study) с формированием проблемы, в которых описывается ситуация в конкретный период времени, выявляются и четко формулируются проблемы; цель такого кейса – диагностирование ситуации и самостоятельное принятие решения по указанной проблеме;
При решении заданий необходимо использовать приложенные к кейсу инструкции на лекарственные препараты с сайта http://grls.rosminzdrav.ru/, справочники Видаль 2003-2009, Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 20
декабря 2012 г. N 1175н г. Москва "Об утверждении порядка назначения и выписывания
лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные
препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения",
Приказ Министерства здравоохранения и coциального развития Российской Федерации
(Минздравсоцразвития России) от 14 декабря 2005 г. №785 МЗ РФ «О порядке отпуска
лекарственных средств», Регистр лекарственных средств России РЛС 2005 – 2015.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями),
Постановление Правительства РФ N 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения»
- Решения принимаются в группах.
- При обсуждении в группах нельзя «давить», навязывать свою точку зрения, голосовать, можно только договариваться, приводя разумные аргументы.
- После обсуждения идет презентация решения одним из представителей группы
Каждый учит каждого
- Студентам раздаются карточки.
- В течение нескольких минут студент должен прочесть информацию на карточке.
- После прочтения студенты начинают ходить по аудитории и знакомить со своим фактом встречающихся людей (по одному человеку). Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый студент не поговорит с каждым из своих одногруппников.
- Студенты могут одновременно говорить только с одним одногруппником.
- После того, как завершается это упражнение, будьте готовы рассказать что-либо о том, что Вы узнали от другого собеседника.
Дискуссия - обсуждение проблемных вопросов и решение ситуационных задач
4. Коррекция врачебных рецептов осуществляется при использовании стандартной таблицы и справочных материалов
5. Итоговый контроль усвоения материала. Студенты решают ситуационные задачи без привлечения справочной литературы, используя лишь полученные знания.
Задания по фармакотерапии:
Выписать в рецептах:
1. Гипотензивное средство, понижающее активность вазомоторного центра продолговатого мозга.
2. Средство для управляемой гипотонии
3. Адреноблокатор для лечения гипертонической болезни
4. Гипотензивное средство – ингибитор ангиотензинпревращающего фермента
5. Гипотензивное средство, блокирующее рецепторы к Ангиотензину II
6. Средство для купирования гипертонического криза
7. Блокатор Са++ каналов
8. Фентоламин в порошках для приема внутрь для предупреждения пароксизмальной гипертензии при феохромоцитоме.
Вопросы для подготовки к занятию: Антигипертензивные средства
- Пути фармакологического воздействия на величину системного артериального давления. Классификация гипотензивных средств.
- Антигипертензивные средства центрального нейротропного действия, механизмы снижения давления, основные принципы применения. Показания. Осложнения.
- Гипотензивные средства периферического нейротропного действия. Точки приложения эффектов и особенности фармакодинамики. Показания. Осложнения. Противопоказания.
- Средства, влияющие на ренин-ангиотензиновую систему. Механизмы реализации гипотензивного действия блокаторов ангиотензиновых рецепторов и ингибиторов ангиотензинпревращающего фермента. Применение, спектр побочных эффектов.
- Антигипертензивные средства миотропного действия. Фармакодинамика блокаторов кальциевых и активаторов калиевых каналов, средств-донаторов оксида азота, других миотропных спазмолитиков. Показания к применению, проявления побочного действия, противопоказания.
6. Механизмы гипотензивного действия диуретиков. Показания для применения препаратов. Осложнения. Противопоказания